Эссе «Моя педагогическая философия»

Распахни своё сердце

Верь в великую силу любви!
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий...

С.Я. Надсон

Нет альтернативы любви. Она многогранна и велика - любовь. Поэтому и земля, наша планета, не сорвалась в бездну, что не на китах со слонами стоит, а на любви. И жизнь на любви замешена. И смерть любовью окрашена. И работа на любви строена. И любви без любви нет.

Детство - особый мир, не просто подготовка к будущей жизни, но сама жизнь, яркая, самобытная, неповторимая.

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в школьные годы, что вошло в его разум и сердце, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет. Передать знания - значит, разбудить в ребенке спящий ум, воспитать способность любить, значит, вырастить настоящего человека.

Мне повезло. Судьба одарила меня встречей с удивительными, солнечными людьми. Они любили меня, верили искренне, принимали такой, какой я была. Когда пришло время выбора жизненного пути, я не колебалась: буду учителем. Таким, чтобы хотя бы немного находить на моих любимых педагогов.

... Время летит быстро. Позади восемь лет жизни в школе. Все было за это время: радости и огорчения, победы и поражения. Это были годы поисков раздумий, открытий.

Оказалось: быть услышанным - так сложно и так просто. Дети будут любить и понимать тебя, когда ты будешь знать и принимать их мир - мир детства Мало знать предмет и владеть методикой преподавания, необходимо помнить: ученик - человек тяжелейшего труда Учитель обязан облегчить ему подвиг познания, принимать и уважать право ребенка на ошибки, срывы, заблуждения. Помнить: обиженный и нелюбимый ребенок - это равнодушный взрослый.

Каждый, даже самый трудный ученик, мечтает оказаться в кольце нежных заботливых рук. Поэтому для воспитания нужен, прежде всего, «не великий ум, а большое сердце - способность и общению, к признанию равенства душ». Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может почувствовать свою значимость, свою нужность для других. Именно школа должна возвращать детство тем, кто в семье лишен его.

Л.Н. Толстой был прав: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель».

... Я люблю слушать детский смех. Если ребенок смеется, значит, он здоров, у него все хорошо. Когда человек улыбается, он становится лучше и чище. Без учительской улыбки гаснет в детях свет радости познания, тает любовь и восторг от открытия.

Ребенок по своей природе оптимист, он радуется всему новому, познавая мир, видит в нем подчас столько, сколько не может увидеть взрослый. Для ребенка радость составляет яркий цветок, летящая бабочка, перебегающий заяц, поющая птица, новая игрушка, увлекательная книга. И это чувство нужно развивать, поддерживать, воспитывать. Школа должна стать домом радости, домом познания. Шаг за шагом на уроке идет проникновение ребят в тайны мира, дыхание природы, человеческих отношений.

Воспитание радостью может сделать маленьких людей счастливыми. Я учу своих ребят радоваться успехам друг друга, хвалю за каждую маленькую победу над собой, стараюсь их поддержать, окрылить, помочь раскрыться. Счастье ребенка и его радость в успехе, в ощущении роста движения. Вчера не понимал - сегодня - понял. Вчера не умел - сегодня - научился. Необходимо беречь в детях огонек пытливости, любознательности, жажду знаний. Учение остановится увлекательным, если озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, игры. Каждый день ребенок должен уходить из школы с победой.

У каждого нашего воспитанника своя жизнь, свой круг знакомых, привычек, свой способ существовать в нелегком нынешнем мире. Наши ученики могут стать нам друзьями, продолжателями нашего дела, а могут стать противниками всего того, чему отдана жизнь, что так дорого и ценно. Кем же они станут? Многое зависит от нас, от нашей к ним любви, от нашей жизненной позиции, от степени доброты, которую мы проявляем к ним за годы обучения в школе.

Детям нельзя служить в течение нормированного рабочего времени, им нужна вся наша душа, все достоинства, все время, все налги способности и, прежде всего, наша терпимость и понимание. О воспитании и обучении еще не написаны все законы, формулы и алгоритмы. Поиск продолжается. Он никогда еще не был таким упорным, таким необходимым, таким многосложным. Новое тысячелетие закладывается сегодня. Оно в наших детях.

Я обязана расставить маяки для своих ребят. Пусть свет их вспыхнет в самую трудную минуту и поможет им выстоять. Тогда и они в свою очередь осветят путь другим. Дружба, совесть, честь, любовь - главные маяки. Нет застывших истин, и жизнь будет разная, светлая и трудная. И победы будут зависеть от них самих.

Я мечтаю о том, что бы каждый из моих детей мог сказать, став взрослым: «В начале жизни мне повезло. Когда особенно трудно определить, что ценно, а что мишура, когда перед тобой сто дорог, когда не знаешь еще ни людей, ни самого себя, мне встретился человек, которому было не все равно, каким я стану. Этот человек отложил свои взрослые важные дела и протянул мне руку. И я увидел в нем друга, и пошел за ним. Я доверял ему свои детские секреты, а он научил меня понимать главное в себе, других людях, жизни. Он научил меня любить этот мир и жить, распахнув свое сердце».