Советская районная школа
В школе Дена понятия района не было. В конце 30-х гг. Ден признавал важность района, но изначально это была школа вне районирования. Районная школа - одна из ведущих школ в советской экономической географии. Максимальное значение района и районирования. Район - основное понятие, основной подход, основной метод. Район - мировоззрение, мышление. Самое сложное и противоречивое понятие. Основа экономического района - госплановский район (20-е годы).
План ГОЭЛРО:
- Переход на новый технологический уклад
- Формирование единого транспортного пространства страны
- Новое экономическое районирование
Экономический район – часть территории, специализирующаяся на выпуске товаров и услуг и представляющая собой ТПК. (специализация и система организации пространства)
Район:
- Основное понятие
- Основной метод
- Мировоззрение
- Непременный атрибут географического мышления
Черты этого района:
1. Объективность существования. Экономические районы не выделяются, а выявляются. (Колоссовский, в буржуазной географии была субъективность)
2. Конструктивность. Выделение, построение района (противоречит с 1-ым). Западная
география относилась к району как к субъективному явлению.
3. Примат энерго-производственного принципа построения.
4. Экономическая целесообразность - связь с политэкономией, необходимость повышать
экономическую эффективность.
5. Оптимальное сочетание специализации (внешняя функция района) и комплексности
(территориальной) (внутренняя структура, содержание).
6. Опора на концепцию районных ТПК.
7. Совмещение экономических и административных единиц (доступность и численность населения; ГОЭЛРО).
Территориальное управление объединялось с административным. Сам Баранский не занимался экономическим районированием.
Конструктивизм госплановского понимания районов был дополнен чертами
хорологического подхода (ландшафт), пейзажностью и искусством описания из французской школы географии человека, элементами поссибилизма (более мягкие факторы влияния географической среды) и функционализма антропогеографии.
Носители идей: Бернштейн, Коган, Баранский, Синицкий.
Существовали подходырассмотрения природных и антропогенных систем:
1. Природу рассматривать отдельно, общество отдельно – взаимосвязи второстепенны (Баранский был против).
2. Базис - надстройка. Природно-хозяйственные районы. Природа - базис экономического
развития.
3. Экологический. Общество-природа - эколого-экономические районы. Природа базис экономического развития
4. Человек - местообитание - жилище (Антропогеография). Или человек - элемент
культурно-природной среды из французской школы географии человека.