Понятие района в разных школах и изменения в парадигмах

Последняя треть XIX века – первая половина XX века – район стал основной категорией социально-экономической географии. Период характеризовался развитием

районных школ – районная парадигма. География попыталась себя идентифицировать (2-ой этап развития географической мысли). До этого был детерминизм. После районной

парадигмы – неопозитивизм (пространственный анализ), бихевиоризм, радикальная

география, гуманистическая (регионалистика). В каждой географической школе понятие

района индивидуально

1. Классическая хорология (Альфред Геттнер, первая треть XIX века)

2. Видаль Де ЛаБлаш – французская школа географии человека

3. Классическая немецкая школа антропогеографии (Ратцель)

4. Районная школа Баранского и Колосовского

Хорологическая школа

В классической хорологической школе акцент делается именно на различных взаимосвязях в пространстве. Кант ввел понятие систематизации. Риттер ввел понятие хорологических наук как наук о заполнении земных пространствах.

По Геттнеру это удел региональных наук. Единая систематическая база всех наук. Взаимосвязь этих явлений - задача географии. В хорологии понятие ландшафта = понятию района . Внутри ландшафта территориальная целостность определяется причинно-следственными связями, формирующимися в историческом процессе.

Наиболее важные факторы определения района:

• Генезис (причинно-следственные связи)

• Географическое положение

Район (ландшафт) - уникальная местность. Отсюда теория уникальности Хартшорна.

География в рамках хорологического подхода не может изучать законы и закономерности и, следовательно, является искусством с точки зрения неопозитивистов. Соответственно,

задачей географии в рамках этого подхода является достижение совершенства в искусстве

описания. Хорология – конец 19 – начало 20 вв.

Французская школа географии человека

Район – природно-историко-культурная территориальная общность.

Видаль де ла Блаш, Жан Брюн

Деятельность человека должна вписываться в природу и преобразовывать ее в культурный ландшафт. Пей – район, историческая провинция.

Но там, где есть гармония, там нет развития. Принцип гармонии оказал губительное воздействие на Французскую школу географии человека.

Основные черты: пейзажность, уникальность районов, отношение к географии как к искусству. Классическое страноведение с пейзажным подходом.