Понятие района в разных школах и изменения в парадигмах
Последняя треть XIX века – первая половина XX века – район стал основной категорией социально-экономической географии. Период характеризовался развитием
районных школ – районная парадигма. География попыталась себя идентифицировать (2-ой этап развития географической мысли). До этого был детерминизм. После районной
парадигмы – неопозитивизм (пространственный анализ), бихевиоризм, радикальная
география, гуманистическая (регионалистика). В каждой географической школе понятие
района индивидуально
1. Классическая хорология (Альфред Геттнер, первая треть XIX века)
2. Видаль Де ЛаБлаш – французская школа географии человека
3. Классическая немецкая школа антропогеографии (Ратцель)
4. Районная школа Баранского и Колосовского
Хорологическая школа
В классической хорологической школе акцент делается именно на различных взаимосвязях в пространстве. Кант ввел понятие систематизации. Риттер ввел понятие хорологических наук как наук о заполнении земных пространствах.
По Геттнеру это удел региональных наук. Единая систематическая база всех наук. Взаимосвязь этих явлений - задача географии. В хорологии понятие ландшафта = понятию района . Внутри ландшафта территориальная целостность определяется причинно-следственными связями, формирующимися в историческом процессе.
Наиболее важные факторы определения района:
• Генезис (причинно-следственные связи)
• Географическое положение
Район (ландшафт) - уникальная местность. Отсюда теория уникальности Хартшорна.
География в рамках хорологического подхода не может изучать законы и закономерности и, следовательно, является искусством с точки зрения неопозитивистов. Соответственно,
задачей географии в рамках этого подхода является достижение совершенства в искусстве
описания. Хорология – конец 19 – начало 20 вв.
Французская школа географии человека
Район – природно-историко-культурная территориальная общность.
Видаль де ла Блаш, Жан Брюн
Деятельность человека должна вписываться в природу и преобразовывать ее в культурный ландшафт. Пей – район, историческая провинция.
Но там, где есть гармония, там нет развития. Принцип гармонии оказал губительное воздействие на Французскую школу географии человека.
Основные черты: пейзажность, уникальность районов, отношение к географии как к искусству. Классическое страноведение с пейзажным подходом.