III. Познавательное развитие
Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития, развития наглядно-действенного
мышления; представлений об окружающем мире, ориентировки на количественный признак и развитие речи.
Сенсорное развитие. Задания направлены на проверку уровня сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а также умение называть основные качества и свойства предметов.
Задание I —«Найди свои домики для фигурок»-направлено на выявление у ребенка уровня сформированности ориентировки на форму.
Оборудование: деревянная (или пластмассовая) доска с тремя прорезями — круглой, треугольной, квадратной или с шестью прорезями — круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной, с шестью плоскими геометрическими фигурами, основания каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей.
Проведение обследования: педагог показывает ребенку доску, обращает его внимание на фигурки и по очереди вынимает их. Затем предлагает ребенку вставить эти фигурки в прорези: «Вставь фигурки в свои прорези (домики)».
Обучение: проводится в том случае, если ребенок не понимает, что нужно делать, пытается вставить фигуру при помощи силы, т. е. не учитывает форму прорези. Педагог показывает медленно, как надо вставлять фигурки в прорези, используя метод проб: «Вот фигурка. Мы попробуем вставить ее в эту прорезь. Сюда она не подходит, попробуем в другую, вот сюда подходит». После объяснения ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно. Если у него не получается, надо действовать вместе с ним. Потом ему снова дается возможность выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: метод проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость во время обследования; результат.
Задание 2 —«Спрячь матрешек» —направлено на выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, наличие соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности в действиях.
Оборудование: двухместная матрешка, кубики-вкладки (большой
и маленький).
Проведение обследования: педагог показывает матрешку и предлагает ребенку ее раскрыть, помогает соединить части большой матрешки. Затем расставляет перед ребенком кубики-вкладки и говорит: «Это домики для матрешек, спрячь каждую матрешку в свой домик». Обучение; при затруднениях педагог показывает, как надо прятать: большую матрешку в большой «домик», а маленькую — в маленький; затем достает матрешек, переставляет местами кубики и снова предлагает ребенку их спрятать в «домики».
Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: метод проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость во время
обследования; результат.
Задание 3 — «Цветные бабочки» — направлено на выделение цвета как ведущего признака, на различение и называние основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый).
Оборудование:цветные карточки — красного, желтого, зеленого и синего цвета, 4 бабочки соответствующих цветов.
Проведение обследования: перед ребенком расставляют четыре цветные карточки и говорят: «Это домики для бабочек». Показывают цветных бабочек и предлагают найти каждой бабочке свой домик. Затем просят ребенка показать по очереди желтый, красный, синий и зеленый домик. Если ребенок правильно показал, то можно предложить назвать домики по цвету.
Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет их по названию, его учат выделять по названию два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.
Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения: сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по названию, знает ли названия цветов; педагогом фиксируется речевое сопровождение действий; отношение ребенка к своим действиям; результат.
Задание 4 — «Сложи разрезную картинку» (ведерко, домик) — направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.
Оборудование: предметные картинки (2 одинаковые), одна из которых разрезана на две (три) части.
Проведение обследования: педагог показывает ребенку две (три) части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку».
Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, взрослый сам накладывает одну часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую часть. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения — самостоятельно, после обучения; отношение к результату, результат.
Задание 5 —«Покатай матрешку» (скользящая тесемка)-направлено на выявление уровня развития наглядно-действенною мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).
Оборудование: матрешка находится в машинке с кольцом, через кольцо продета тесемка, рядом со скользящей тесемкой —ложная.
Проведение обследования: перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать машинку. Если ребенок тянет только за один конец тесемки, машинка остается на месте, тесемка выскальзывает. Задача заключается в том, чтобы ребенок дога дался подтянуть машинку за оба конца тесемки (соединил оба копил либо тянул за оба конца тесемки обеими руками), и машинка поехала.