II. Физическое развитие.
В целях изучения уровня сформированности основных движений предлагаются комплексы упражнений для детей 3—4 лет.
В процессе обследования физического развития определяется уровень сформированности таких основных движений ребенка, как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье и метание.
В связи с тем что многие дети, поступающие в дошкольное образовательное учреждение, не владеют речью или владеют речью в недостаточном объеме, все задания даются ребенку как в вербальной («Беги!»), так и в невербальной форме (показ жестом в сторону предмета, к которому надо бежать), т. е. в ходе обследования педагогу следует использовать указательные жесты или показ.
Следует подчеркнуть, что специалист приступает к обследованию только тогда, когда между ним и малышом устанавливаются доброжелательные, доверительные отношения.
Если же ребенок легко вступает в контакт со взрослым и охотно сосредотачивает внимание на задании, но не может его выполнить самостоятельно или выполняет неверно, возможно использовать различные виды помощи: показ, подражание, совместные действия. После оказания помощи ребенку всегда предоставляется возможность выполнить задание самостоятельно.
При этом педагог обращает внимание на контактность ребенка (желание сотрудничать со взрослым), его активность, концентрированность на выполнении задания. Отмечается эмоциональное реагирование на поощрения или замечания, способность обнаружить ошибочность собственных действий, заинтересованность в результате деятельности.
Упражнения, направленные на оценку физического разлития
Оборудование: бревно, две веревки, шнур, обруч, длинная палка, доска, детская горка (с лесенкой), мяч, домик, колокольчик, мяч на резинке, широкая лента, погремушка, деревянные кирпичики.
Упражнения для детей 3-4 лет
Ходьба.
1.1. Ходьба по прямой: «Иди по дорожке к мячу».
1.2. Ходьба с препятствиями (перешагнуть через деревянный кир пичик): «Иди к колокольчику».
1.3. Ходьба по шнуру, положенному зигзагом: «Иди по шнуру к погремушке».
1.4. Ходьба по лесенке вверх и вниз: «Поднимайся по лесенке вверх, а теперь спускайся вниз» (взрослый находится рядом с ребенком).
Бег.
2.1. Бег за взрослым в прямом направлении: «Беги за мячом, как я».
2.2. Бег за взрослым в разных направлениях: «Догони меня».
2.3. Бег самостоятельно по прямой: «Беги к домику».
3. Прыжки;
3.1. Подпрыгивание на месте на двух ногах: «Прыгай, как зайка».
3.2. Спрыгивание со скамейки (высота 10 см): «Иди по скамейке, спрыгни со скамейки» (взрослый находится рядом с ребенком).
3.3. Перепрыгивание через широкую ленту, положенную на пол: «Прыгай через ручеек».
4. Ползание, лазанье;
4.1. Ползание на четвереньках: «Проползи через ворота».
4.2. Ползание на животе: «Ползи за игрушкой» (взрослый держи ч мячик за резинку и постепенно двигает его вперед).
4.3. Лазанье по шведской стенке: «Ползи вверх» (взрослый находится рядом с ребенком).