I. Социальное развитие.

Методика педагогического обследования ребенка

(четвертого года жизни)

Представленная методика предполагает обследование уровня сформированности основных линий развития и детской деятельности у ребенка с умственной недостаточностью в возрасте от 3 до 4 лег. Данный возраст выбран в качестве типичного при поступлении рс бенка в специализированное ДОУ компенсирующего или комбиниро­ванного вида и для начала системной коррекционно-педагогическои работы с ним в дошкольном учреждении.

Целью педагогического обследования является изучение индивидуального уровня сформированности основных линий развития и всех видов детской деятельности. Обследование направлено на выявление актуального уровня развития ребенка (самостоятельное выполнение заданий), зоны его ближайшего развития (возможности ребенка при выполнении заданий с помощью взрослого), а также предполагает фиксацию статуса ребенка «ниже зоны ближайшего развития», что указывает на чрезвычайно низкий темп его обучаемости и слабые по­тенциальные возможности.

Основными методами изучения в ходе индивидуального обследо­вания являются экспериментальное обследование и наблюдение за ребенком

в процессе выполнения им специально предложенных за­даний, учитывающих возрастные психологические новообразования и задачи обучения, выделенные в программе коррекционно-педагогической работы.

I. Социальное развитие.

1. Изучение уровня социального развития включает:

- установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми (невер­бальные и вербальные средства общения, контактность);

- выявление основных способов усвоения им общественного опыта (умение дейст­вовать совместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инст­рукции);

-определение уровня сформированности навыков самообслу­живания (навык опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания);

- особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций.

 

Социаль­ный статус ребенка определяется в ходе беседы с его родителями, в течение всего хода обследования, а также в процессе специальных вопросов и заданий, направленных на выявление элементарных пред­ставлений о себе и о своих родителях.

 

Ребенку предлагают ответить на вопросы и выполнить задания:

1.1. Как тебя зовут?

1.2. Найди свою фотографию (выбор из трех фотографий детей);

1.3. Найди фотографию своей мамы (выбор из трех, даются фото­графии трех женщин); «Кто это на фотографии? Как зовут твою маму?»

1.4. Найди фотографию своего папы (выбор из трех, даются фото­графии трех мужчин); «Кто это на фотографии? Как зовут твоего лапу?»

 

2. Средства общения ребенка:

— экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», же­сты и т. д.);

— предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.);

— речевые средства общения (высказывания, вопросы).

3. Характеристика контактов ребенка со взрослым:

— устанавливает контакт легко и быстро;

— контакт избирательный;

— контакт формальный;

— не вступает в контакт.

4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:

- активен (пассивен); деятелен (инертен); не агрессивен (агресси­вен) к другим детям; преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания на­строения).

5. Особенности характера ребенка;

- спокойный, пассивный, жизнерадостный, улыбчивый, раздражи­тельный, злой, упрямый, вялый, часто (редко) плачет, конфликтный

и т. д.

6. Бытовые навыки (уточняются при беседе с родителями и в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах):

- навык еды — самостоятельно ест ложкой, ест с чьей-то помощью, сосет бутылку, пьет самостоятельно из чашки, пьет с чьей-то помо­щью; навык одевания — самостоятельно или с помощью взрослого; навык умывания — самостоятельно умывается или с помощью взрос­лого; навык опрятности — самостоятельно пользуется туалетом или с помощью взрослого, не сформирован навык опрятности (своевре­менно не просится в туалет).