I. Социальное развитие.
Методика педагогического обследования ребенка
(четвертого года жизни)
Представленная методика предполагает обследование уровня сформированности основных линий развития и детской деятельности у ребенка с умственной недостаточностью в возрасте от 3 до 4 лег. Данный возраст выбран в качестве типичного при поступлении рс бенка в специализированное ДОУ компенсирующего или комбинированного вида и для начала системной коррекционно-педагогическои работы с ним в дошкольном учреждении.
Целью педагогического обследования является изучение индивидуального уровня сформированности основных линий развития и всех видов детской деятельности. Обследование направлено на выявление актуального уровня развития ребенка (самостоятельное выполнение заданий), зоны его ближайшего развития (возможности ребенка при выполнении заданий с помощью взрослого), а также предполагает фиксацию статуса ребенка «ниже зоны ближайшего развития», что указывает на чрезвычайно низкий темп его обучаемости и слабые потенциальные возможности.
Основными методами изучения в ходе индивидуального обследования являются экспериментальное обследование и наблюдение за ребенком
в процессе выполнения им специально предложенных заданий, учитывающих возрастные психологические новообразования и задачи обучения, выделенные в программе коррекционно-педагогической работы.
I. Социальное развитие.
1. Изучение уровня социального развития включает:
- установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми (невербальные и вербальные средства общения, контактность);
- выявление основных способов усвоения им общественного опыта (умение действовать совместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инструкции);
-определение уровня сформированности навыков самообслуживания (навык опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания);
- особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций.
Социальный статус ребенка определяется в ходе беседы с его родителями, в течение всего хода обследования, а также в процессе специальных вопросов и заданий, направленных на выявление элементарных представлений о себе и о своих родителях.
Ребенку предлагают ответить на вопросы и выполнить задания:
1.1. Как тебя зовут?
1.2. Найди свою фотографию (выбор из трех фотографий детей);
1.3. Найди фотографию своей мамы (выбор из трех, даются фотографии трех женщин); «Кто это на фотографии? Как зовут твою маму?»
1.4. Найди фотографию своего папы (выбор из трех, даются фотографии трех мужчин); «Кто это на фотографии? Как зовут твоего лапу?»
2. Средства общения ребенка:
— экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т. д.);
— предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.);
— речевые средства общения (высказывания, вопросы).
3. Характеристика контактов ребенка со взрослым:
— устанавливает контакт легко и быстро;
— контакт избирательный;
— контакт формальный;
— не вступает в контакт.
4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:
- активен (пассивен); деятелен (инертен); не агрессивен (агрессивен) к другим детям; преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения).
5. Особенности характера ребенка;
- спокойный, пассивный, жизнерадостный, улыбчивый, раздражительный, злой, упрямый, вялый, часто (редко) плачет, конфликтный
и т. д.
6. Бытовые навыки (уточняются при беседе с родителями и в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах):
- навык еды — самостоятельно ест ложкой, ест с чьей-то помощью, сосет бутылку, пьет самостоятельно из чашки, пьет с чьей-то помощью; навык одевания — самостоятельно или с помощью взрослого; навык умывания — самостоятельно умывается или с помощью взрослого; навык опрятности — самостоятельно пользуется туалетом или с помощью взрослого, не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).