Наблюдение за мать-и-мачехой
Цель:
- Дать понятие о первоцветах, зависимости их роста от света, тепла, влаги.
- Отмечать особенности строения корневища, стебли цветов, листьев.
- Формировать знания о том, почему они так названы.
Словарная работа: первоцвет.
Материал: ведро, совочек, лупа.
Приемы: Растаял снег, с пригорка льется ручей с игривой быстротой.
Исолнцу весело смеется в лицо цветочек золотой.
Вопрос:
- Почему так сказано об этом цветне в стихотворении? (похож цветок на маленькое солнышко).
- Почему цветок этот сравнивают с солнцем и называют солнечным? (по цвету, появляется и раскрывает глаза только в солнечную погоду). Рассмотреть через лупу.
Описание цветка. Вопросы:
- Почему называют этот цветок первоцветом?
- Где он появляется в первую очередь? (в проталинах, на глинистой почве).
- Почему цветок махровый и пушистый? (охраняет себя от холода, снега, который его еще окружает).
- Почему стебель опушенный? (пух бережет от морозов).
- Почему нет листьев?
- Когда они появляются? (на стебле чешуйки - это видоизмененные листья, листья нежные, поэтому они появляются, как только растает снег и становится тепло).
- Почему стебель короткий и цветок как бы жмется к земле? (от ветров и холодов).
- Почему этот цветок не боится холодной мерзлой зимы? Ночных заморозков? (в корневищах летом накапливаются питательные вещества и за счет питательных веществ они цветут рано, не получая из мерзлой земли влагу и питание. Цветы в пух, как в шубе, поэтому не боятся морозов).
- Почему так назвали этот цветок? (рассматривание бурых корневищ, Выкопать с корневищем для уголка природы, посадить в ведро).
Приметы: мать-и-мачеха открыла глаза - быть солнцу на небе, закрыла - не бывать и солнцу.
Д/игра: "Расскажи Мишке про цветок", "Подберем красивые слова".
Алгоритм составления и проведения опытов в разных возрастных группах.
В конспекте учесть:
- образовательную задачу опыта;
- определить структуру опыта с учетом основных требований к организации экспериментальной работы (постановка познавательной задачи, высказывания предположений, их обсуждение, создание условий для решения детьми познавательной задачи, подведение их к самостоятельным выводам и обобщениям;
- раскрыть развивающее значение опыта (установление причинно-следственных связей).