Наблюдение за мать-и-мачехой

Цель:

  1. Дать понятие о первоцветах, зависимости их роста от света, тепла, влаги.
  2. Отмечать особенности строения корневища, стебли цветов, листьев.
  3. Формировать знания о том, почему они так названы.

Словарная работа: первоцвет.

Материал: ведро, совочек, лупа.

Приемы: Растаял снег, с пригорка льется ручей с игривой быстротой.

Исолнцу весело смеется в лицо цветочек золотой.

Вопрос:

- Почему так сказано об этом цветне в стихотворении? (похож цве­ток на маленькое солнышко).

- Почему цветок этот сравнивают с солнцем и называют солнечным? (по цвету, появляется и раскрывает глаза только в солнечную погоду). Рассмотреть через лупу.

Описание цветка. Вопросы:

- Почему называют этот цветок первоцветом?

- Где он появляется в первую очередь? (в проталинах, на глинистой почве).

- Почему цветок махровый и пушистый? (охраняет себя от холода, снега, который его еще окружает).

- Почему стебель опушенный? (пух бережет от морозов).

- Почему нет листьев?

- Когда они появляются? (на стебле чешуйки - это видоизмененные листья, листья нежные, поэтому они появляются, как только растает снег и становится тепло).

- Почему стебель короткий и цветок как бы жмется к земле? (от вет­ров и холодов).

- Почему этот цветок не боится холодной мерзлой зимы? Ночных заморозков? (в корневищах летом накапливаются питательные вещества и за счет питательных веществ они цветут рано, не получая из мерзлой земли влагу и питание. Цветы в пух, как в шубе, поэтому не боятся морозов).

- Почему так назвали этот цветок? (рассматривание бурых корневищ, Выкопать с корневищем для уголка природы, посадить в ведро).

Приметы: мать-и-мачеха открыла глаза - быть солнцу на небе, зак­рыла - не бывать и солнцу.

Д/игра: "Расскажи Мишке про цветок", "Подберем красивые слова".

 

Алгоритм составления и проведения опытов в разных возрастных группах.

В конспекте учесть:

- образовательную задачу опыта;

- определить структуру опыта с учетом основных требований к организации экспериментальной работы (постановка познавательной задачи, высказывания предположений, их обсуждение, создание условий для решения детьми познавательной задачи, подведение их к самостоятельным выводам и обобщениям;

- раскрыть развивающее значение опыта (установление причинно-следственных связей).