Рекомендации к выполнению задания

Схема планирования НОД

1. Тема (если несюжетное, пишется новая программная задача).

2. Вид НОД:

3.Интегрируемые образовательные области:

4.Форма деятельности:

5. Цель

6. Задачи:

- образовательные задачи (чему и как учить, что закреплять, в чем упражнять);

- развивающие задачи (развитие всех психических процессов, особое внимание уделяется развитию мыслительных операций);

- воспитательные задачи (развитие нравственных качеств личности);

- словарная работа (в кавычках пишутся математические термины, ключевые выражения (предложения), выводы).

4. Пособия:

Д (демонстрационный материал): что, размер, количество.

Р (раздаточный материал): что, размер, количество на 1 ребенка.

5. Ход (пишется от первого лица, планируется постановка цели, мотивации, вопросы, предполагаемые ответы детей, задания, подведение итога каждой части и занятия в целом).

 

Образец конспекта НОД

Оформление титульного листа

Министерство образования РК ГОУ СПО «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический педагогический колледж имени И.А.Куратова» ПЦК преподавателей частных методик Кабинет методики математического развития детей дошкольного возраста   Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (математическое развитие). в средней группе Выполнила Гичева Елена, студентка 221 группы. Преподаватель: Рочева О.И.   2009 год

Оформление содержания

Тема: «В гостях у геометрических фигур».

Цель: познакомить детей с прямоугольником

1. Образовательные задачи:

а). Дать детям представление о прямоугольнике: 4стороны, 4 угла, противоположные стороны равны, 2 стороны длинные, 2 – короткие; тонкий, плоский, неустойчивый, сравнить с квадратом (прямоугольник вытянутый, у него равны только противоположные стороны, а у квадрата – все).

Учить детей различать прямоугольник и называть его. Учить сравнивать прямоугольник с квадратом. Закрепить знания детей о свойствах треугольника, квадрата и круга.

б). Закрепить умение детей двигаться в заданном направлении (налево, направо, вперед, назад).

в). Упражнять детей в количественном счете в пределах 5, в умении называть числа по порядку.

2. Развивающие задачи:

а). Развивать у детей слуховое и зрительное внимание.

б). Развивать у детей умение анализировать, сравнивать, группировать геометрические фигуры по форме (независимо от размера и цвета геометрических фигур).

3. Воспитательные задачи:

а). Воспитывать культуру общения в гостях.

б). Воспитывать умение действовать коллективно, не мешать друг другу, отвечать по очереди.

Словарная работа: «прямоугольник», «противоположные (противо-лежащие) стороны», «по четыре», «треугольник», «квадрат», «круг».

Пособия.

Д: геометрические фигуры (круг – 30 см., квадрат – 30 см., треугольник – 30 см., прямоугольник – 50/20 см.), 4 медальона в форме квадрата, круга, треугольника и прямоугольника.

Р: полоски (длина - 50 см. и 20 см.), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) разного цвета и величины.

Оформление помещения: физкультурный зал украшен разными геометрическими фигурами.

Предварительная работа: подготовлены 4 ребенка из подготовительной группы, выполняющие роль квадрата, круга, треугольника и прямоугольника.

Ход занятия.

Воспитатель (заинтересованно). Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Интересно, кто выслал это письмецо. Хотите узнать, от кого оно и что там написано? Давайте прочитаем (открывает письмо и достает приглашение). Ух, ты, нам выслали приглашение в гости к геометрическим фигурам, послушайте, что они пишут: « Ребята, приходите к нам в гости. С вами очень хочет познакомиться одна геометрическая фигура, а как её зовут, вы узнаете у нас. Будем ждать! С уважением круг, квадрат, треугольник». Ну что, ребята, сходим в гости к геометрическим фигурам?

Дети.Да, сходим!

Воспитатель.Давайте соберемся, приведем себя в порядок и пойдем. (Заходят в физкультурный зал.) Тук-тук! Можно зайти?

Треугольник.А вот и наши ребята! Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?

Дети. Да! Здравствуй, Треугольник!

Треугольник.А как вы узнали, что я Треугольник?

Дети. У тебя три стороны и три угла.

Треугольник.Ой, какие молодцы!

Воспитатель.Это вы нам отправили приглашение?

Треугольник.Да! Добро пожаловать, вас уже все ждут! (На стульях сидят Квадрат и Круг.)

Квадрат и Круг.Здравствуйте, ребята!

Дети.Здравствуйте, Круг и Квадрат!

Круг и Квадрат.Молодцы, что вы нас не забыли!

Воспитатель.Ребята, посмотрите кругом, какая уютная комната у геометрических фигур. А где у вас тот гость, который хотел познакомиться с нашими ребятами. С вами (обращается к Кругу, Квадрату и Треугольнику) ребята уже знакомы.

Треугольник.Он здесь, но спрятался. Он хочет, чтобы ребята нашли его.

Воспитатель.Ну, хорошо. Ребята, поищем эту незнакомую геометрическую фигуру?

Дети. Да!

Треугольник.А мы вам будем подсказывать, в какую сторону идти и сколько шагов надо сделать. Чтобы не ошибиться в количестве шагов, вы тоже вслух считайте, сколько шагов будете делать.

Дети. Хорошо!

Фигура.Два шага – прямо.

Дети. Один, два.

Фигура. Три шага – налево.

Дети. Один, два, три.

Фигура. Один шаг – назад.

Дети. Один.

Фигура. Пять шагов – прямо.

Дети.Один, два, три, четыре, пять.

Фигура. Четыре шага – направо.

Дети. Один, два, три, четыре. А-а, вот мы и нашли тебя, неизвестная фигура. (Дети радуются, Прямоугольник выходит из-за занавески.)

Фигура.Молодцы, ребята! Вы нашли нашего друга.

Прямоугольник.Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы пришли познакомиться со мной.

Посмотрите на меня!

Я не круг и не квадрат

И не треугольник.

Я веселый друг ребят

Плоский прямоугольник!

Воспитатель.Ух, ты, какое интересное имя у этой фигуры. Да, ребята?

Дети.Да!

Воспитатель.Давайте вместе повторим имя нашего друга.

Дети.Прямоугольник!

Воспитатель.А давайте поближе с ним познакомимся. Посмотрите внимательно на Прямоугольник и скажите, сколько у него углов. Давайте вместе углы посчитаем. Я буду показывать, а вы считайте!

Дети.Один, два, три, четыре. Всего четыре угла.

Прямоугольник.Какие молодцы! А сколько у меня сторон? Можете посчитать?

Дети.Один, два, три, четыре. Всего четыре стороны.

Воспитатель.По сколько стало углов и сторон у Прямоугольника?

Дети. Поровну, по четыре. (Вмешивается Квадрат.)

Квадрат.А у меня тоже поровну углов и сторон!

Воспитатель.А ну-ка, ребята, давайте посчитаем, сколько сторон и углов у Квадрата?

Дети.Один, два, три, четыре. Всего четыре угла. Один, два, три, четыре. Всего четыре стороны. Углов и сторон по четыре.

Воспитатель.Действительно, у Квадрата и у Прямоугольника одинаковое количество сторон и углов. Чем же они друг от друга отличаются?

Дети.Прямоугольник длиннее!

Воспитатель.Да! Он вытянутый (выделяет интонацией).

Прямоугольник.Ой! Какие молодцы! Заметили отличие. А вы знаете, почему я, по-вашему, длинный?

Дети.Нет.

Прямоугольник.Тогда послушайте внимательно. Я вам расскажу свой секрет. У меня не все стороны равны, как у квадрата, а равны лишь две стороны, которые лежат друг против друга. По-другому их еще называют «противолежащие» или «противоположные». Посмотрите, вот нижняя и верхняя стороны – они длинные, а боковые стороны – короткие (показывает рукой, выделяет интонацией). Не верите? Проверьте! Я предлагаю вам проверить с помощью полосок, по очереди подойдите ко мне и наложите полоску на длинную сторону. Теперь возьмите короткую полоску и приложите к короткой, боковой стороне. Так, что вы можете сказать о длине коротких полос и моих коротких сторон?

Дети.Они равны между собой.

Прямоугольник.Молодцы! А если полоски, которыми вы проверяли длину моих сторон, не равны между собой, какой вывод вы можете сделать?

Дети.Две стороны длинные и две стороны короткие.

Прямоугольник.Правильно! Молодцы! А давайте проверим с помощью этих же полосок стороны квадрата?

Дети.Давайте!

Прямоугольник.А как вы это будете делать?

Дети.Наложением полосок.

Прямоугольник.Возьмите полоску равную стороне квадрата. Теперь, что надо сделать?

Дети.Наложить на каждую сторону.

Прямоугольник.Правильно! Чтобы убедиться, что они все равны полоске. Теперь возьмите длинную полоску и проверьте также. Подходит, нет эта полоска сторонам квадрата?

Дети.Не подходит.

Прямоугольник.Действительно, не подходит. А почему, кто скажет?

Дети.У квадрата все четыре стороны равны между собой.

Прямоугольник.Молодцы! А теперь, ребята, предлагаю поиграть в игру «найди свой домик». Посмотрите на палас, что там лежит?

Дети.Геометрические фигуры.

Прямоугольник.Правильно! Эти фигуры нужно разделить и найти для них домик. А домиками будут наши друзья: Круг, Квадрат, Треугольник и я Прямоугольник. Я буду говорить геометрическую фигуру, а вы будете искать эту фигуру; брать каждый по одной фигуре и нести к соответствующему домику.

Дети играют. В ходе игры воспитатель спрашивает у детей: «Какую фигуру вы взяли?», «Какого цвета?», «Где будет она жить?».

Прямоугольник.Молодцы! Все фигуры разместились по домам. Понравилась игра?

Дети.Да!

Прямоугольник.Молодцы, мне тоже понравилось, как вы играли. Хотя геометрические фигуры были разного цвета, разной величины, вы сумели найти фигуру нужной формы и поселить в соответствующий домик.

Треугольник.Давайте, друзья - геометрические фигуры, мы встанем в ряд, а вы, дети, сосчитайте.

Дети.Один, два, три, четыре – всего четыре фигуры знаем.

Воспитатель.Давайте еще раз их имена назовем.

Дети.Квадрат, Треугольник, Круг и Прямоугольник.

Прямоугольник.Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились, А давайте, чтобы вы меня не забыли, я вам дам задание на дом: посмотрите внимательно вокруг и найдите все то, что похоже на меня, т.е. на прямоугольник. Если будет вам трудно, спросите у сестер и братьев, родителей. Хорошо!

Воспитатель.Спасибо, Прямоугольник, тебе за интересное задание! Мы обязательно его выполним.

Дети. И напишем вам письмо.

Прямоугольник.Мы все будем очень рады!

Воспитатель.Ну, ребята, нам пора обратно в группу, погостили у геометрических фигур, поиграли, познакомились с Прямоугольником, но пора идти. Давайте попрощаемся с Кругом, Треугольником, Квадратом и Прямоугольником.

Дети.До свидания Круг, Квадрат, Треугольник и Прямоугольник! Пишите.

Примеры включения работы математического содержания в разные режимные моменты можно прочитать и использоваться на практике в литературе:

1. Крылова Н.М., Иванова В.Т. Детский сад – дом радости. Подготовительная группа. Сентябрь. Ч.1-2: Книга для воспитателей. – СП, 1996.

2. Т.В. Тарунтаевой. Развитие и элементарных математических представлений у дошкольников. М. 1980