Задание.
Цель. Выявить представления детей о независимости числа от величины предметов.
Материал. 3 больших и 3 маленьких елочки.
Содержание. На фланелеграфе 3 больших и 3 маленьких елочки. Сосчитай, сколько всего больших елочек? Сколько маленьких? Что можно сказать о количестве больших и маленьких елочек?
Образец оформления содержания диагностических заданий по разделу «Количество и счет» в старшей группе по программе «Радуга»
1. Цель. Выявить умения детей считать наизусть в пределах 20.
Задание. Посчитай наизусть до 20.
2. Цель. Выявить умения детей отсчитывать и пересчитывать предметы в пределах 20.
Задание. Посчитай, сколько камешков лежит на подносе. Отсчитай 7 (5, 8, 12) камешков. Пересчитай все камешки.
Материал. 20 камешков, поднос.
3. Цель. Выявить умения детей определять порядковое место предмета среди других в пределах 10, используя порядковый счет.
Задание. Какой по счету в ряду стоит матрешка?
Материал. 10 игрушек: юла, кубик, флажок, мяч, скакалка, дудка, матрешка, кукла, мишка, кегля.
4. Цель. Выявить умения детей использовать знаки >, <, =, =.
Задание. Какой знак нужно поставить, если на одном подносе 8 шишек, а на другом 5 шишек? Если на одном 2, а на другом 6? Если на одном 7 и на другом 7? Если на одном подносе 7 шишек, а на другом 6?
Материал. Подносы, шишки, знаки >, <, =, =.
5. Цель. Выявить умения детей сравнивать предметы по количеству на основе счета.
Задание. В какой вазе больше (меньше) цветов? Посчитай, сколько кружочков на одном рисунке и на другом. Равное количество или неравное?
Материал: На альбомном листе нарисованная ваза с цветами (9 и 11). На альбомном листе по 15 кружочков.
6. Цель. Выявить умения детей делить круг на 2 и 4 равные части, представления детей о частях целого, их названия (половина, четверть), умение сравнивать целое и часть, части между собой.
Задание. Раздели круг пополам. Сколько частей получилось? Как называется каждая часть? Что больше (меньше): часть или целое? Раздели круг на 4 части. Как называются эти части? Что больше (меньше): 1/2 или 1/4? 1/2 или 2/4?
Материал. 2 круга.
7. Цель. Выявить представления детей о преобразованиях, сохраняющих количество.
Задание. Ставлю в ряд 10 кубиков. Спрашиваю, сколько кубиков. Ставлю кубики в круг. Спрашиваю, сколько кубиков. Изменилось ли количество кубиков?
Материал. 10 кубиков.
Образец оформления содержания диагностических заданий по разным разделам ФЭМП в старшей группе по программе «Детство».
1 задание. «Правильно посчитай»
Цель: выявить умение считать и отсчитывать предметы.
Материал: предметная карточка с изображением 8 предметов, 10 треугольников на подносе.
Задания:
А). Посчитай, сколько предметов на карточке.
Б). Отсчитай треугольников на 1 больше, чем предметов.
В). Сколько ты отсчитал треугольников?
Г). Почему ты отсчитал столько?
2 задание. «Сохранение количества»
Цель: выявить понимание детьми принципа сохранения количества.
Материал: бутылочки с подкрашенной водой и стаканчики, количество которых больше, чем бутылочек (6 бутылок, 12 стаканчиков).
Задания:
А). Поставь все бутылочки в ряд. Посчитай их.
Б). Отсчитай стаканчиков столько, сколько бутылок.
В). Что ты можешь сказать о количестве стаканчиков и бутылочек? Почему ты так думаешь?
Г). Поставь стаканчики так, чтобы сразу стало видно, что их столько же, сколько бутылочек.
На глазах ребенка стаканчики двигаются в кучку.
Д). Что ты можешь сказать о количестве стаканчиков и бутылочек? Почему ты так думаешь?
3 задание. «Чаепитие»
Цель: выявить понимание детьми принципа сохранения массы.
Материал: две чашки из пластилина, одинаковых по величине и весу, игрушечные весы.
Задания:
А). Проверь: чашки одинаковые по весу?
Б). Слепи из одной чашки блюдце. Что можешь сказать о массе блюдца и чашки?
В). Как проверить?
4 задание. «Определи на глаз»
Цель: выявить умение детей сравнивать величину предметов на глаз.
Материал: два стола разной высоты, на которых построены два домика, одинаковые по высоте, разные мерки.
Задания:
А). Как ты думаешь: эти дома одинаковые по высоте?
Б). Как можно проверить?
5 задание. «Геометрические фигуры»
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры, классифицировать их по разным основаниям.
Материал: набор геометрических фигур – 15 штук – разные по цвету, форме, размеру (круги: 1 зеленый маленький, 1 синий большой, 1 красный маленький; квадрат: 2 красных маленьких, 1 синий большой; треугольники: 2 желтых больших и 1 черный маленький; овалы: 1 желтый большой, 1 синий большой; прямоугольники: 2 черных маленьких и 2 зеленых маленьких), две коробки,
Задания:
А). Назови фигуры.
Б). Разложи фигуры в 2 коробки, но так, чтобы в каждой коробке они были чем-то похожи.
В). Расскажи, как ты разложил и по какому принципу ты объединил фигуры?
6 задание. «Сюрприз для друга»
Цель: выявить способность к пространственному моделированию.
Материал: лист в клетку, карандаши, сюрприз (конфеты к чаю).
Задания:
А). Срячь эту коробочку.
Б). Нарисуй план нашей комнаты.
В). Укажи на плане место, где ты спрятал сюрприз.
Образец оформления протокола проведения диагностики
Протокол № 1
Имя ребенка: Горелкова Вета
Дата проведения: 18. 12. 08. 8:00
№№ зад. | Ответ ребенка | Оценка |
1 зад. А). Б). В). Г). 2 зад. А). Б). В). Г). Д). 3 зад. А). Б). В). 4 зад. А). Б). 5зад. А). Б). В). 6 зад. А). Б). В). | Считает, называет 8. Перечисляет: «Это дерево, дом, скамейка, кошечка, цветок, птичка, солнышко, туча». Отсчитывает «Девять». «Потому что предметов на карточке 8. Число на 1 больше 8=9. Поэтому отсчитала 9». Ставит на столе бутылочки в ряд. Считает. «Бутылочек 6 штук». Отсчитывает. Ставит в ряд 6 стаканчиков. «Стаканчиков и бутылочек равное количество. Потому что 6 стаканчиков и 6 бутылочек, значит 6 равно 6». Задумалась. При помощи экспериментатора сдвигает все 12 стаканчиков. «Стаканчиков 12 штук, а бутылочек 6 штук. Бутылочек меньше, чем стаканчиков, а стаканчиков больше, чем бутылочек». Ставит весы ровно на поверхности стола, подправляет их. Берет 2 чашки и кладет на весы. «Да, они одинаковые по весу». Лепит из одной чашки блюдце. «Не знаю». «Не знаю». «Нет». «Не знаю». Правильно называет геометрические фигуры: «Круги, квадраты, треугольники, овал, прямоугольники». Раскладывает фигуры в 2 коробки. «Я разложила фигуры геометрические по размеру: маленькие в одну коробку, большие – в другую» Положила коробку под стол. Начала рисовать, запуталась. Ничего не получилось. Не смогла указать на плане место, где спрятала сюрприз. |
Результаты диагностики оформляются в таблицу.
№ п/п | И. ребенка | Номер задания | общ. кол. баллов.. | ср. балл | уровень | |||||
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
Общее кол. баллов | ||||||||||
% усвое-ния |
Подводить итоги необходимо по «горизонтали» таблицы (т.е. выявить уровень развития одного конкретного ребенка), и по «вертикали» таблицы (т.е. выявить уровень сформированности представлений у детей в группе по конкретной программной задаче).
Задание 4. Организация и проведение разных видов игр (дидактических, логико-математических, подвижных, словесных, пальчиковых) по математике.