Пояснительная записка

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По организации и проведению практики

«Практика наблюдений и проведения режима и пробных занятий в группах дошкольного возраста»

Специальность 050144 «Дошкольное образование»

 


Пояснительная записка

 

Производственная практика «Практика наблюдений и проведения режима и пробных занятий в группах дошкольного возраста» осуществляется в рамках модулей ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей, и соответствующих профессиональных компетенций

Практика наблюдений и проведения режима и пробных занятий в группах дошкольного возраста является важным звеном в системе практической подготовки будущих педагогов. Она обеспечивает единство теоретической и практической подготовки студентов колледжа. Выделение данного вида практики, связано с необходимостью уточнения, углубления знания о специфике педагогического процесса в группах детей дошкольного возраста. Данный вид практики проводится на базе различных дошкольных учреждений, студенты выступают в роли помощника воспитателя.

Цель производственной практики: формирование основных профессионально-педагогических умений, навыков, опыта работы в группах дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС СПО и овладение соответствующими профессиональными компетенциями.

Задачи практики:

· закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;

· овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;

· овладение умениями проводить диагностики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

· овладение студентами умениями планировать работу в группе с детьми дошкольного возраста;

· освоение специфики педагогического процесса, формирование практических умений организовать и проводить воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста;

· формирование умения анализировать процесс и оценивать результаты работы с детьми дошкольного возраста;

· формирование профессиональных и общих компетенций, а также профессионально-личностных качеств педагога.

 

Формируемые общие компетенции в ходе практики:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективности и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Формируемые профессиональные компетенции в ходе практики:

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

 

В ходе данного вида практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

- знакомятся со спецификой развивающей среды в группах дошкольного возраста;

- наблюдают за работой педагогов, анализируют результаты, изучают специфику работы воспитателя;

- изучают педагогические особенности развития детей дошкольного возраста, проектируют и осуществляют педагогическую деятельность;

- разрабатывают предложений коррекционной работы с детьми;

- изучают методы, приемы и средства проведения НОД с учетом особенностей возраста детей, проектируют и осуществляют педагогическую деятельность полученных результатов;

- самостоятельно проводит режимные процессы;

- самостоятельно разрабатывают конспекты игр и других видов деятельности в группах дошкольного возраста;

- самостоятельно разрабатывают и проводят с детьми НОД в своей группе по всем методикам, в соответствии с планом практики:

· по ознакомлению с окружающим: занятия и экскурсии;

· по развитию речи: занятия по развитию речи детей, дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха, активизации словаря, формирование грамматического строя речи, связной речи и т.д.;

· по математическому развитию детей: занятие, индивидуальную работу, дидактические игры и упражнения;

· по методике экологического образования: занятие, наблюдения на прогулке, дидактические игры, индивидуальную работу, труд в уголке природы.

- выводят самооценку педагогической деятельности;

Практика наблюдений и проведения режима и пробных занятий в группах дошкольного возраста проходит в VI семестре на III курсе, рассредоточено. Рекомендуемое количество часов на данный вид практики – 108 часов (3 недели).

return false">ссылка скрыта

Каждый вид деятельности оценивается методистом, в конце практике выставляется дифференцированный зачет в журнале и зачетной книжке.

Данные методические рекомендации помогут в организации и проведении разных видов работы производственной практики. Помогут в планировании своей работы, проведении диагностических заданий, при анализе занятий, режимных моментов, развивающей среды.

Отчетная документация по практике:

· дневник практики;

· отчет по итогам практики;

· портфолио по практике:

- протоколы диагностических заданий,

- стимульный материал для проведения диагностик,

- конспекты режимных моментов;

- конспекты развлечений;

- конспекты НОД по разным методикам.

 

 

Примерный календарно-тематический план по методике математического развития детей

 

День Содержание
1-й день 1. Просмотр НОД по математическому развитию детей в разных возрастных группах. Анализ просмотренных занятий. Дом. задание 1.Изучить программу по математическому развитию детей в разных возрастных группах 2. Подготовиться к проведению диагностики (разработать диагностические задания, подготовить наглядные пособия к проведению диагностики) 3. Подготовиться к проведению индивидуальной работы, подвижных игр, наблюдения математического содержания на прогулке (разработать цели, задачи, ход, анализ).
2-й день 1. Анализ оснащения методического кабинета (методическая литература, наглядные пособия, доклады, опыт работы воспитателей), уголка занимательной математики в группе. 2. Проведение диагностики по выявлению уровня математического развития детей. Оформление результатов диагностики. 3. Проведение индивидуальной работы, подвижных игр, наблюдения математического содержанического развития детей. Оформление результатов диагностики. 3. Проведение индивидуальной работы, подвижных игр, наблюдения математического содержания на прогулке. Дом. задание 1. Разработать содержание индивидуальной работы с детьми по результатам диагностики. 2. Подобрать разные виды игр (дидактические, логико-математические, подвижные, словесные, пальчиковые) для детей дошкольного возраста, подготовить наглядные пособия. 3. Разработать конспект проведения НОД, подготовить наглядность.
3-й день 1-й студент. Проведение режима дня, разных видов игр с обязательным включением задач математического содержания, индивидуальной работы по результатам проведенной диагностики в 1-ю половину дня. 2-й студент. Проведение занятия, индивидуальной работы с детьми по математике на прогулке в 1-ю половину дня. Дом. задание. 1. Разработать рабочие листы для индивидуальной работы с детьми (по результатам диагностики). 2. Ознакомиться с содержанием рабочих тетрадей по математике по своей возрастной группе.

4-й день Студенты меняются заданиями Дом. задание. 1. Разработать содержание развлечения, индивидуальной работы, подготовить наглядность. 2. Подобрать развивающие игры, подготовить наглядность.
5-й день 1-й студент. Проведение режима, индивидуальной работы на основе рабочих листов, рабочих тетрадей с детьми по результатам диагностики, развивающих игр математического содержания (с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубиками Никитина, игры Воскобович и др.) 2-й студент. Проведение развлечения
6-й день Студенты меняются заданиями Защита портфолио. Подведение итогов практики.

 

Задание 1. Анализ показательных НОД по методике математического развития дошкольников