Обучение персонала
Обучение персонала обычно применяют в следующих случаях:
1) при поступлении работника в организацию;
2) при перемещении на новую должность, работу, изменении объема полномочий;
3) когда у работника выявлены недочеты, при некачественном выполнении ряда обязанностей;
4) при смене технологий, оборудования;
5) при смене деятельности.
На эффективность обучения значительное влияние оказывает выбранный метод обучения. Выбор метода обучения зависит от следующих факторов:
• цели и задачи обучения;
• срочность обучения;
• финансовые возможности предприятия;
• наличие инструкторов, учебных материалов, помещений;
• характеристика участников обучения (их квалификация, мотивация, уровень подготовки);
• квалификация и компетенция преподавателей и др.
При выборе метода обучения необходимо учитывать, что обучаемые сохраняют в памяти:
10% того, что читали;
20% того, что слышали;
30% того, что видели;
50% того, что слышали и видели;
70% того, что слышали, видели и обсуждали;
80% того, что говорили сами;
90% того, что делали сами.
Все методы обучения можно разделить на две группы:
1)применяемые на рабочем месте;
2)применяемые вне рабочего места.
Кроме того, некоторые методы в равной степени подходят как для обучения на рабочем месте, так и вне рабочего места.
Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки.
Методы обучения на рабочем месте:
· инструктаж;
· наставничество;
· ротация;
· делегирования;
· метод усложняющихся заданий;
· использование учебных методик, инструкций, пособий;
Методы обучения вне рабочего места:
· лекции;
· семинары;
· видеообучение;
· тренинги;
· программированное обучение;
· деловые игры;
· практические ситуации;
· баскет-метод (метод обучения на основе имитации ситуаций)
Вспомогательные функции менеджмента; их влияние на своевременность и качество выполнения общих и специальных функций управления
Вспомогательные функции заключаются в организации материально-технического обеспечения и хозяйственного обслуживания всех подразделений системы управления. Это обеспечение предприятий торговли оборудованием, инвентарем, транспортом, ремонт помещений и др.
В целом общие, специальные и частные функции управления позволяют рационально организовать деятельность торговой фирмы.