Г-ЖЕ ЭЛЕН КАН-КАЗЕЛЛА
6 мая 1930 г.
Бельведер, Монфор-л'Амори
Жаль, что Вы не пошли в артистическую; произошло небольшое столкновение довольно щекотливого свойства. Все были потрясены, когда я осмелился сказать великому виртуозу, что он взял темп вдвое быстрей, чем нужно. Я только для того и зашел туда... и все же это чудесный дирижер, создавший чудесный оркестр... Вам везет: у Вас бывает одно огорчение в год, а у меня по одному каждую секунду, что гораздо естественней.
Равель рассказывает о том же инциденте своей приятельнице Иде в письме, написанном через день.
Г-ЖЕ ИДЕ ГОДЕБСКОЙ
8 мая 1930 г.
Бельведер, Монфор-л'Амори
Дорогая Идаша,
Значит, Вы думаете, что здесь мое присутствие необязательно? Я начал урывать даже от сна. Если я пошел в Оперу, то
единственно с целью сказать Тосканини, что он берет в «Болеро» ни с чем не сообразный темп. Это поразило всех, включая самого виртуоза.
В понедельник придется еще поехдть к Клемансо; Пен-леве заедет за мной из Версаля и отвезет пораньше домой. Хотя это и неразумно, но, вероятно, я уеду в Сен-Жан-де-Люз.
Надо, чтобы Витгенштейн получил свой концерт к концу будущего месяца, а работы еще много.
Я уверен, что Фалья не станет меня бранить. Неужели же Вы будете менее снисходительны?
Сердечный привет.
Морис Равель
Равель продолжает отдавать сну не больше пяти часов в сутки, а Марсель Жерар продолжает писать так же неразборчиво. Попутно композитор отдает дань восхищения прекрасной артистке Клэр Круаза.