РОЛАН-МАНЮЭЛЮ
14 апреля 1928 г
По пути из Грэнд-Кэньона в Буффало
Дорогой друг,
Моя небольшая экскурсия (длившаяся 10 дней! 2 + 4 ночи в поезде) подходит к концу. Хаустон — Грэнд-Кэньон — Буффало — это все равно, что Париж — Константинополь — Стокгольм.
Сам великий XVII век не побрезговал бы этими горами, похожими на гигантские стройные сооружения. А эта дивная «Цветная пустыня» 1, где плезиозавры и птеродактили оставили следы своих лап!
Буффало, Монреаль, и 21-го в 10 ч. 30 м.— Нью-Йорк, где я сажусь на пароход, отплывающий в полночь.
До скорой встречи. Сердечный привет всем.
Морис Равель
1 «Цветная пустыня» — так Равель переводит на французский язык «Колорадо».
Глава IX. ПО ВОЗВРАЩЕНИИ В МОНФОР [1928-1931 гг.]
«Париж» доставил Равеля 27 апреля в Гавр, куда съехались, чтобы встретить его, брат композитора Эдуард и друзья: г-н и г-жа Бонне, Морис Деляж с женой, нотариус Кост, Элен Журдан-Моранж и Марсель Жерар.
Летом по воскресеньям близкие друзья часто приезжают в Монфор навестить Равеля. Их число постепенно возрастает за счет старых и новых знакомых, так что временами в Бельведере собирается довольно многочисленное общество. Хозяин дома принимал всех со своей обычной приветливостью и простотой; атмосфера непринужденности и теплоты, веселья и благожелательности радовала его и разгоняла на время «хандру».
В воскресенье 10 июня 1928 года съехалось множество гостей: они собрались для торжественного вручения Равелю его скульптурного портрета из камня работы Лейритца. Тут были супруги Годебские, Ролан-Манюэли, Деляжи, Жак Ибер, Жиль Марше, П. О. Ферру, поэты Леон-Поль Фарг и Рене Кердик (который продекламировал прелестные остроумные стихи, написанные на этот случай), создатель бюста Леон Лейритц, Артур Онеггер, г-жа Кан-Казелла, Манюэль Розенталь, певица Джейн Батори, скрипачка Элен Журдан-Моранж, пианистка Сюзи Вельти, композитор Тансман, дирижер Гольшман, пианистка Мадлен д'Алеман, так часто аккомпанировавшая при исполнении песен Равеля, г-н Бертран, директор музыкального издательства Эжель, нотариус Кост, специально приехавший из Оксерра, и многие другие, чьи имена я сейчас не могу припомнить. Наконец, там была г-жа Марсель Жерар, которая впоследствии опубликовала в специальном номере «Revue musicale», посвященном Равелю, статью об этом дне, озаглавленную «Монфорский экспромт».
В октябре Равель снова готовится к путешествию. Он хочет совершить поездку по Иберийскому полуострову и посетить Сарагосу, где находится знаменитый собор св. Марии дель-Пилар.