ЭДУАРДУ РАВЕЛЮ

Чикаго

20 января 1928 г

Дорогой Эдуард,

Я только что звонил в контору отеля и просил говорить, что меня нет дома: единственный способ дать себе хоть несколько

минут покоя. Позавчера был концерт камерной музыки; сего­дняшний концерт прошел хорошо. Когда я вторично вышел кла­няться, медные духовые сыграли мне туш.

В Чикаго застал весну, но вчера в течение одного часа все переменилось: леденящий холод, яростный ветер, способный ото­рвать голову, озеро и лед пахнут жавелевой водой. Город не­обыкновенный, еще более необыкновенный, чем Нью-Йорк.

Завтра вечером — 2-й симфонический концерт. Сразу по­сле него отъезд в Кливленд, куда я приеду на следующее утро...

Кливленд, 26-го. Не успел дописать. 2-й концерт тоже прошел хорошо. 3500 человек аплодировали стоя. Снова туш. Отъезд.

ЭДУАРДУ РАВЕЛЮ

7 февраля 1928 г.

Лос-Анжелос

Мой милый Эдуард,

Здесь уже лето: 35°. Великолепное солнце, огромный город весь в цветах. У нас такие цветы растут только в оранжереях; высо­кие пальмы здесь у себя дома...

Прогулка в Голливуд, город кино. Разные кинозвезды: Дуг­лас Фербенкс, который, к счастью, говорит по-французски. Путе­шествие из Сан-Франциско в Лос-Анжелос было очень прият­ным, я почти все время сидел на открытой площадке в конце поезда; эвкалиптовые леса; огромные деревья, которые можно принять за дубы, но это — остролисты; разнообразные горы — скалистые или ярко-зеленые. Не хочется думать, что скоро снова попаду в холодные края. Здесь меня ждал ворох писем; пишут все, кроме тебя. Завтра вечером концерт. Днем пойду смотреть питомник львов для кино.

Привет всем.

Морис

Мне хотели устроить завтрак с Чарли Чаплином, но я сооб­разил, что это будет не слишком занимательно для насобоих. Он не знает ни слова по-французски.

Равеля повсюду встречают сообразно его заслугам, но кормят, видимо, хуже, чем принимают.

В Лос-Анжелосе он встретился с соотечественницей, г-жой Робер Шмитц, муж которой, пианист и дирижер, известный в Париже, уже давно обосновался в Соединенных Штатах. Здесь он широко и с успехом пропагандировал современную французскую музыку и издавал интерес­ный, хорошо информированный музыкальный журнал «Pro Musica», не переживший, к сожалению, экономического кризиса.