ЭДУАРДУ РАВЕЛЮ
Чикаго
20 января 1928 г
Дорогой Эдуард,
Я только что звонил в контору отеля и просил говорить, что меня нет дома: единственный способ дать себе хоть несколько
минут покоя. Позавчера был концерт камерной музыки; сегодняшний концерт прошел хорошо. Когда я вторично вышел кланяться, медные духовые сыграли мне туш.
В Чикаго застал весну, но вчера в течение одного часа все переменилось: леденящий холод, яростный ветер, способный оторвать голову, озеро и лед пахнут жавелевой водой. Город необыкновенный, еще более необыкновенный, чем Нью-Йорк.
Завтра вечером — 2-й симфонический концерт. Сразу после него отъезд в Кливленд, куда я приеду на следующее утро...
Кливленд, 26-го. Не успел дописать. 2-й концерт тоже прошел хорошо. 3500 человек аплодировали стоя. Снова туш. Отъезд.
ЭДУАРДУ РАВЕЛЮ
7 февраля 1928 г.
Лос-Анжелос
Мой милый Эдуард,
Здесь уже лето: 35°. Великолепное солнце, огромный город весь в цветах. У нас такие цветы растут только в оранжереях; высокие пальмы здесь у себя дома...
Прогулка в Голливуд, город кино. Разные кинозвезды: Дуглас Фербенкс, который, к счастью, говорит по-французски. Путешествие из Сан-Франциско в Лос-Анжелос было очень приятным, я почти все время сидел на открытой площадке в конце поезда; эвкалиптовые леса; огромные деревья, которые можно принять за дубы, но это — остролисты; разнообразные горы — скалистые или ярко-зеленые. Не хочется думать, что скоро снова попаду в холодные края. Здесь меня ждал ворох писем; пишут все, кроме тебя. Завтра вечером концерт. Днем пойду смотреть питомник львов для кино.
Привет всем.
Морис
Мне хотели устроить завтрак с Чарли Чаплином, но я сообразил, что это будет не слишком занимательно для насобоих. Он не знает ни слова по-французски.
Равеля повсюду встречают сообразно его заслугам, но кормят, видимо, хуже, чем принимают.
В Лос-Анжелосе он встретился с соотечественницей, г-жой Робер Шмитц, муж которой, пианист и дирижер, известный в Париже, уже давно обосновался в Соединенных Штатах. Здесь он широко и с успехом пропагандировал современную французскую музыку и издавал интересный, хорошо информированный музыкальный журнал «Pro Musica», не переживший, к сожалению, экономического кризиса.