Г-ЖЕ И. ГОДЕБСКОЙ
8 апреля 1914 г.
Сен-Жан-де-Люз
Дорогой друг,
Я наконец вернулся — в понедельник,— но все еще какой-то одурелый. Кормили луком как в Лионе, так и в Женеве, но зато какая чудесная была поездка!
Встретился в Лионе с Пьером Ауром, который покинул своих гостей, и Стравинского в том числе, приглашенных на вторник, для того чтобы повидаться со мною. Способны ли Вы на нечто
подобное в Париже, в один из Ваших воскресных вечеров? А еще хвалят польскую дружбу!
Концерт прошел хорошо: правда, не было такого энтузиазма, как в Лондоне, но надо считаться с южной холодностью.
В письме из Женевы я просил Вас зайти к Шевийяру. Я забыл «Священную» у Монтё. Кажется, она прошла с триумфом. И подумать только, что еще и года не прошло, как это сборище идиотов освистало ее!
Я забыл Вам рассказать, что в Лионе в концерте, после успеха, который имели «Естественные истории», две дамы заявили: «А все же это не Бетховен».
Пишите мне поскорее; горячий привет всем от
Мориса Равеля
Следующее письмо, написанное из Сен-Жан-де-Люза, помеченное просто «суббота» — относится к весне 1914 года. В нашем распоряжении имеется только отрывок из этого письма.
Г-ЖЕ И. ГОДЕБСКОЙ
Суббота
Чудесный теплый воздух. Я встал спозаранку, как пастушок, и сейчас только вернулся с прогулки. Поистине моя родина — одно из самых прекрасных мест на земле, я сказал бы — самое прекрасное, если бы не существовала Польша. На прогулке я все время думал о «Загпьяк-Бате».
«Загпьяк-Бат» — название концерта для фортепиано, который Равель предполагал написать на темы фольклора басков. Он отказался от этого, убедившись на практике, что сугубо свободные народные темы не укладываются в рамки строго определенных форм, не утратив при этом своего характера.