М-ЛЬ ЖАННЕ ЛЕЛЕ

3 августа 1913 г.

Сен-Жан-де-Люз, Онги Этори, 23, улица Сопит

Мадемуазель,

Генерал Пикар сообщил Вам, быть может, о моем намерении посвятить Вам небольшую пьесу, которая скоро выйдет у Дюрана под названием «Прелюд».

Это безделица: всего лишь памятка Вам от композитора, которого искрение тронуло Ваше музыкальное дарование.

Продолжайте и впредь так играть для самой себя, не заботясь о публике. Впрочем, это самое верное средство заслужить ее благосклонность.

Благоволите передать мой привет Вашим родителям и прими­те уверения, Мадемуазель, в большой симпатии к Вашему та­ланту.

Морис Равель

Этот «Прелюд» был сочинен для фортепианного (женского) конкурса в консерватории. М-ль Лелё получила на конкурсе первую премию. Под­готовленная к пониманию стиля Равеля своим ранним знакомством с «Матушкой-Гусыней», она безукоризненно, к удовлетворению композито­ра, исполнила эту намеренно трудно написанную пьесу.

СИПА ГОДЕБСКОМУ

12 октября 1913 г. Сен-Жан-де-Люз

Дорогой мой, умоляю Вас, постарайтесь сейчас же по полу­чении этого письма увидеться с Дягилевым, если он в Париже,

1 Маркевич Игорь (род. в 1912 г. в Киеве, ум. в 1983 г. в Пари­же) — пианист, композитор и выдающийся дирижер. Жил преимуществен­но в Париже. Ученик Нади Буланже по композиции.

или с Вашей сестрой, или еще с кем-нибудь и избавьте меня от страшной тревоги. Я получил вырезку, в которой «со всей осторожностью», но из «достоверного источника» сообщается, что Стравинский якобы в Петербурге помещен в дом умалишенных.

Вернусь в конце недели, но Вы сами понимаете, что я не могу столько времени оставаться в неизвестности.

Ответьте мне обратной почтой или, еще лучше, телеграфи­руйте.

Сердечный привет всем.

Морис Равель

Статья напечатана, кажется, в «Comedia» и подписана «Суф­лер». Я не решаюсь написать прямо туда, и к тому же ответ пришел бы все равно не раньше чем через десять дней.

Это тревожное известие оказалось, к счастью, вымышленным, но от­ношение к нему Равеля обнаружило глубину его привязанности к Стра­винскому; совместное пребывание в Кларане и «бои» за «Священную» еще больше укрепили их дружбу.

М-ль Лелё просит у композитора разрешения сыграть ему Сонатину, прежде чем вынести ее на эстраду. Равель ответил ей из Сен-Жан-де-Люза следующее: