М-ЛЬ ЖАННЕ ЛЕЛЕ
3 августа 1913 г.
Сен-Жан-де-Люз, Онги Этори, 23, улица Сопит
Мадемуазель,
Генерал Пикар сообщил Вам, быть может, о моем намерении посвятить Вам небольшую пьесу, которая скоро выйдет у Дюрана под названием «Прелюд».
Это безделица: всего лишь памятка Вам от композитора, которого искрение тронуло Ваше музыкальное дарование.
Продолжайте и впредь так играть для самой себя, не заботясь о публике. Впрочем, это самое верное средство заслужить ее благосклонность.
Благоволите передать мой привет Вашим родителям и примите уверения, Мадемуазель, в большой симпатии к Вашему таланту.
Морис Равель
Этот «Прелюд» был сочинен для фортепианного (женского) конкурса в консерватории. М-ль Лелё получила на конкурсе первую премию. Подготовленная к пониманию стиля Равеля своим ранним знакомством с «Матушкой-Гусыней», она безукоризненно, к удовлетворению композитора, исполнила эту намеренно трудно написанную пьесу.
СИПА ГОДЕБСКОМУ
12 октября 1913 г. Сен-Жан-де-Люз
Дорогой мой, умоляю Вас, постарайтесь сейчас же по получении этого письма увидеться с Дягилевым, если он в Париже,
1 Маркевич Игорь (род. в 1912 г. в Киеве, ум. в 1983 г. в Париже) — пианист, композитор и выдающийся дирижер. Жил преимущественно в Париже. Ученик Нади Буланже по композиции.
или с Вашей сестрой, или еще с кем-нибудь и избавьте меня от страшной тревоги. Я получил вырезку, в которой «со всей осторожностью», но из «достоверного источника» сообщается, что Стравинский якобы в Петербурге помещен в дом умалишенных.
Вернусь в конце недели, но Вы сами понимаете, что я не могу столько времени оставаться в неизвестности.
Ответьте мне обратной почтой или, еще лучше, телеграфируйте.
Сердечный привет всем.
Морис Равель
Статья напечатана, кажется, в «Comedia» и подписана «Суфлер». Я не решаюсь написать прямо туда, и к тому же ответ пришел бы все равно не раньше чем через десять дней.
Это тревожное известие оказалось, к счастью, вымышленным, но отношение к нему Равеля обнаружило глубину его привязанности к Стравинскому; совместное пребывание в Кларане и «бои» за «Священную» еще больше укрепили их дружбу.
М-ль Лелё просит у композитора разрешения сыграть ему Сонатину, прежде чем вынести ее на эстраду. Равель ответил ей из Сен-Жан-де-Люза следующее: