Г-ЖЕ ГОДЕБСКОЙ
Гродковице через Бжерие и Подтеж (Австрия)
23 августа 1905 г.
Морга
Я нахожусь сейчас в чудесном месте. Ничего не скажешь — Бретань изумительно разнообразна. Наряду с цветущими поэтичными пейзажами вдруг видишь трагические скалы, унылые и мрачные, но все же прекрасные равнины, и все это — в сочных, ярких красках. Конечно, я прервал мои работы, за которые сразу же принялся было, вернувшись в Париж; но чувствую, что вновь займусь делом. У меня сейчас творческая полоса.
А Вы как проводите время? Надеюсь, что польское солнце греет не слабее здешнего; погода стоит чудесная. Напишите мне обо всех; мое «безразличие» настоятельно этого требует...
В следующем письме впервые сквозит мрачное настроение композитора.
Г-ЖЕ ГОДЕБСКОЙ
Понедельник, 4 сентября 1905 г.
Дорогой друг,
Я приехал в Портриё вчера утром и рассчитывал найти целый ворох писем из Польши. Теперь, в свою очередь, могу упрекнуть Вас в том, что Вы забываете друзей. Разве Вы не
получали открытки, которые я ежедневно посылал Вам из разных мест? Простите мне некоторую сварливость; я только начинаю приходить в себя после приступа черной меланхолии.
Была минута, когда я серьезно намеревался остаться навсегда в Пуант дю Раз,— где это на меня нашло,— в этой величественной, прекрасной, дикой стране; думал не возвращаться в Париж, особенно в ту мерзкую среду, которая встречает тебя враждой, ненавистью и клеветой, стоит лишь на короткое время отойти от нее. Поэтому, уверяю Вас, я все еще лелею мысль о назначении на Восток. Теперь Вам, надеюсь, понятно, почему мне так нужны вести от тех, в чью дружбу я еще верю. То же и с Эдвардсами: я их бомбардирую открытками, а они не подают признаков жизни.
Урвите минутку от удовольствий и танцев,— прелесть которых я, кстати, хорошо понимаю,— и напишите мне как можно скорее. Вы сделаете доброе дело.
Поцелуйте детей, испросите благословение у папы и примите, дорогой друг, уверения в привязанности и уважении преданного Вам
Мориса Равеля
У мадам Деляж. Портриё Сен-Кэ, Кот-дю-Нор.
В музыкальном отделе газеты «Le Temps» Пьер Лало, ослепленный своим предвзятым отношением к музыке Равеля, продолжает твердить, что ничего в ней не понимает и не хочет понимать. То, что в дальнейшем, когда вопрос был уже решен в пользу Равеля, Лало выступил с запоздалым покаянием, не может искупить стольких исписанных им страниц, продиктованных духом слепого отрицания.