Примеры специальных физических упражнений при различных видах дефектов осанки.

Гиперлордоз.Основная задача в данном случае – уменьшение угла наклона таза. Для этого необходимо растянуть мышцы поясницы и переднюю группу мышц бедра.

Физические упражнения для растяжки мышц поясницы:

1. И.П. коленно-кистевое. Выгибание спины («круглая спина»).

2. И.П. коленно-кистевое. Поочередное подтягивание коленей к противоположному локтю.

3. И.П. коленно-кистевое. Опустить голову, выгнуть поясницу, сесть на пятки, потянуться вперед.

Физические упражнения для растяжения передней группы мышц бедра:

4. И.П. лежа на животе. Согнуть ногу в колене и, захватив руками стопу, прижать пятку к ягодице. Бедро от пола не отрывать. Поочередно и одновременно.

5. И.П. стоя на одной ноге. Прижимать пятку другой ноги к ягодице.

6. И.П. стоя на коленях, руки на поясе. Наклонить туловище назад, сохраняя прямую линию от колен до головы.

Физические упражнения для укрепления мышц живота – см. «Примеры симметричных физических упражнений» № 4-7.

Физические упражнения для укрепления задней группы мышц бедра.

1. И.П. колено – кистевое. Поочередное поднимание прямых ног до горизонтальной плоскости.

2. И.П. лежа на животе. Попеременное и одновременное поднимание прямых ног (таз плотно прижат к полу).

3. Лежа на животе на гимнастической скамейке, руки упираются в пол, одна нога опущена, на ней груз. Поднимание ноги с грузом до уровня скамейки, бедро другой ноги прижато к скамейке.

Плоская спина.Основная задача – увеличить угол наклона таза. Для этого необходимо укрепить мышцы спины и передней поверхности бедер. Укрепление мышц спины см. «Примеры симметричных физических упражнений» № 1-3.

Для укрепления мышц передней поверхности бедер:

1. И.П. вис на гимнастической стенке. Одновременное и поочередное поднимание прямых ног («угол»).

2. И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища. Одновременное и поочередное поднимание прямых ног. То же, но партнер оказывает сопротивление.

3. И.П. «вис присев» у гимнастической стенки. Выпрямление ног. Партнер оказывает сопротивление, надавливая на надплечья исполняющего.

Круглая спина.Физические упражнения направлены на растяжение, главным образом, больших грудных мышц, приводящих лопатки к позвоночнику (трапециевидные, ромбовидные).

1. И.П.на спине, руки согнуты в локтях. Опираясь на локти, прогнуться в грудном отделе.

2. И.П. то же, ноги согнуты. Поднять туловище, опираясь о пол стопами и затылком.

3. И.П. сидя на полу, спиной к дивану, положив, голову на сиденье. Опираясь затылком на диван и стопами о пол, поднять туловище.

4. Ходьба на носках в полуприсяде, положив гимнастическую палку на лопатки.

2. Лечение нарушений осанки.

Лечение нарушения осанки носит комплексный характер и особенно эффективно на начальном этапе развития деформации. Лечение включает:

· рациональный двигательный режим;

· рациональное питание;

· общеукрепляющие и закаливающие процедуры;

· консервативные ортопедические мероприятия (лечение положением, ношение корсета);

· активную коррекцию деформации (физические упражнения);

· гидрокинезотрапию (физические упражнения в воде, плавание);

· массаж (ручной, подводный, аппаратный);

· пассивную коррекцию деформации (лечение положением);

· физиотерапию (электростимуляцию мышц);

· занятие спортом (плавание, лыжи).

Лечение проводится на фоне рационального двигательного режима, сниженной статической и динамической нагрузки на позвоночник. Дети искривлением позвоночника должны научиться быстро и качественно выполнять домашние задания, а не сидеть часами над уроками, больше гулять и участвовать в подвижных играх. Последнее нужно подчеркнуть особо, так как нередко ортопеды при любой деформации позвоночника ограничивают двигательную активность ребенка, что наносит ему непоправимый вред, снижая выносливость к физическим нагрузкам, ослабляя организм и формируя комплекс неполноценности. Следует правильно организовать рабочее место ребенка: высота стола и стула должна соответствовать антропометрическим данным, источник света должен обеспечивать достаточно яркое освещение. Спать ребенок должен на полужесткой постели, например на фанерном щите с небольшим матрацем и невысокой подушкой. Питание должно быть разнообразным, полноценным и витаминизированным.

Пассивная коррекция деформации проводится ежедневно с помощью специального гамачка, валика, ассиметричных поз.

Очень эффективны у детей с нарушениями осанки занятия плаванием. При этом снижается и статическая, и несимметричная нагрузки на позвоночник, укрепляются мышцы, увеличивается подвижность в суставах, улучшается деятельность кардиораспираторной системы. При плоской спине – стиль «баттерфляй», при круглой – на спине, при гиперлордозе – «брасс» или на спине, т.е. не увеличивая мобилизацию в поясничном отделе.

Ведущее место отводится ЛФК. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе (5-7 человек). Общая длительность их постепенно доводится до 35-45 мин. Минимальная продолжительность курса лечения с помощью корригирующей гимнастики – 3-4 мес. С повторением его (как минимум однократным) на протяжении года в амбулаторных условиях и ежедневными самостоятельными занятиями лечебной гимнастикой дома. В комплекс лечебных мероприятий включается также лечебное плавание, а в зимнее время – продолжительные лыжные прогулки.

В нашей стране при активном участии проф. И.И.Кона создана система специализированных школ-интернатов, в которых дети с деформациями позвоночника проходят обучение и получают полноценное консервативное лечение. Кроме того, существуют детские санатории, специализирующиеся на лечении патологии опорно-двигательного аппарата, и детские ортопедические стационары , в которых проводятся курсы консервативного лечения сколиоза .Однако при любой организационной форме проведения лечебных мероприятий методические основы лечения едины.

Занятие корригирующей гимнастикой обычно включает: подготовительную часть - порядковые упражнения и упражнения, улучшающие осанку; основную часть – упражнения, вытягивающие позвоночник, оказывающие дифференцированное корригирующие воздействие на его деформированный отдел, укрепляющие мышцы брюшной стенки, спины, упражнения на балансирование и равновесие; заключительную часть– упражнения, расширяющие грудную клетку и улучшающие функцию внешнего дыхания.

Особенное значение придается укреплению мышц брюшной стенки ,спины, пояснично – подвздошной мышцы.Определенное влияние на уравновешенность и сохранение правильного положения тела при статической нагрузке оказывает тренировка пельвиотрохантерной группы мышц .Помимо симметричных упражнений ,используется избирательная тренировка ослабленных мышц .

Наряду с общепринятыми упражнениями, улучшающими функцию внешнего дыхания и симметрично расширяющими грудную клетку, при нарушениях осанки используют асимметричные дыхательные упражнения.

Достигнутый лечебный эффект обязательно должен быть закреплен путем выработки стереотипа правильной осанки. Большое значение при неуравновешенных формах нарушения осанки имеет выработка навыка активной самокоррекции, т.е. смещение центра тяжести к средней линии в вертикальном положении.

Средствами пассивной коррекции являются массаж и лечение положением. Массажподготавливает организм больного к физическим упражнениям и усиливает достигаемое ими воздействие. Он особенно показан ослабленным детям младшего возраста, которые не могут выполнять корригирующую гимнастику с большой общей нагрузкой. Техника процедуры зависит от функционального состояния мышечной системы и характера искривления. Последовательность проведения процедуры обычно такая: длинные мышцы спины, трапециевидные мышцы, широчайшие мышцы спины и передние зубчатые, затем брюшная стенка с акцентом на косые мышцы живота.