Тема. Строение сетчатки.
Цель: доказать, что на периферии сетчатки мало колбочек.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: набор предметов разного цвета (например: цв. карандашей, ручек).
ХОД РАБОТЫ
Испытуемого сажают на стул и просят смотреть прямо перед собой (двигать головой или скашивать глаза на предмет, который ему будут показывать, не разрешается). Исследователь поочередно демонстрирует набор предметов, окрашенных в разные цвета. Объекты демонстрируются в движении и короткое время, с таким расчетом, чтобы они проецировались на боковую поверхность сетчатки. Каждая демонстрация должна сопровождаться вопросами: «Какой предмет был показан? Какого он был цвета?»
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
На основании полученных данных сделайте вывод о восприятии формы и цвета предметов.
РАБОТА 9.
Тема. Борьба полей зрения.
Цель: обнаружение борьбы полей зрения.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: заранее приготовленный 4 чертеж, раструб.
Когда на идентичные участки сетчатки правого и левого глаза попадают различные изображения, человек видит лишь одно из них, а не суммарный эффект. Это явление получило название борьбы полей.
ХОД РАБОТЫ
Устанавливая глаза на даль или надавливая сбоку на одно из глазных яблок, смотрите на верхние квадраты чертежа (рис. 28). Обратите внимание на расположение линий в возникающем изображении.
Сделайте из бумаги раструб (трубу, узкую с одной стороны и сильно расширенную с другой). Его длина должна быть 15-20 см.
Приставьте к правому глазу раструб широкой частью, а против левого глаза, на одном уровне с узкой частью раструба, держите ладонь руки или какой-нибудь предмет. Старайтесь смотреть правым глазом в раструб, а левым - на ладонь или предмет. Тогда вы увидите, что ладонь или предмет кажутся продырявленными. Это объясняется тем, что поле зрения левого глаза освещено относительно сильнее, чем поле зрения правого глаза, и в результате виден предмет, приставленный к раструбу. Однако небольшой участок поля зрения правого глаза (отверстие раструба) освещен еще сильнее отсюда и «дырка» в предмете.
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Опишите в тетради проведенный опыт.