Тема. Глазные мышцы.

ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ (АНАЛИЗАТОРЫ)

В постоянно изменяющихся условиях живой организм может существовать только в том случае, если он непре­рывно получает и анализирует информацию, поступаю­щую как из окружающего мира, так и из внутренней среды собственного тела. Вся информация поступает в цен­тральную нервную систему, где перерабатывается и ана­лизируется. Функцию восприятия внешней и внутренней информации, передачу ее и анализ в высших отделах моз­га осуществляет система анализаторов.

РАБОТА 1

Тема. Глазные мышцы.

Цель: определение функций глазных мышц.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: указка, карандаш или ав­торучка.

ХОД РАБОТЫ

Исследователь просит испытуемого внимательно сле­дить за движением карандаша, который располагается на расстоянии 20 см от его глаз. Исследователь перемещает карандаш вверх, вниз, вправо, влево, затем описывает им окружность. Все это время он внимательно наблюдает за движением глаз испытуемого.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Ответьте на вопросы: Почему происходит движение глазного яблока? Какие мышцы глаз обеспечивают это движение? Сколько мышц может одновременно приводить в движение глазное яблоко?

 

РАБОТА 2

Тема. Аккомодация глаза.

Цель: познакомить с физиологическими причинами ак­комодации.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: деревянная рамка разме­ром 15x20 см с хорошо натянутой на ней марлей. Лист бумаги с печатным текстом.

1.Под аккомодацией понимают способность глаза к яс­ному видению разноудаленных предметов. В основе акко­модации лежит способность глаза изменять преломляющую силу оптической системы за счет изменения кривиз­ны хрусталика. Для ясного видения предмета лучи, отра­жающиеся от предмета, должны быть сфокусированы на сетчатке. Если смотреть вдаль, то близкие предметы вид­ны неясно, расплывчато, так как лучи от ближних точек фокусируются за сетчаткой. Одинаково ясно видеть раз­ноудаленные от глаз предметы невозможно.

ХОД РАБОТЫ

Через тонкую марлю, натянутую на деревянную рамку, посмотрите на печатный текст, находящийся на расстоя­нии около 50 см от ваших глаз. Если вы фиксируете свой взгляд на буквах, то нитки марли становятся плохо види­мыми. Если же вы фиксируете взгляд на нитях марли, то невозможно ясно видеть текст, буквы постоянно расплы­ваются. Следовательно, нельзя одинаково ясно видеть и сетку, и буквы.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Нарисуйте схему преломления лучей хрусталиком глаза при рассматривании близко и далеко расположенных пред­метов, объясните физиологические механизмы аккомодации.

 

РАБОТА 3

Тема. Возрастные особенности аккомодационных спо­собностей глаза.

Цель: познакомиться с аккомодационными изменения­ми глаза в течение жизни.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: ширма с отверстиями, бу­лавка, укрепленная на штативе, линейка.

ХОД РАБОТЫ

Для определения ближней точки ясного видения за­кройте один глаз; перед другим поместите ширму с двумя отверстиями, -расстояние между которыми меньше диа­метра, зрачка. Предложите испытуемому фиксировать этим глазом булавку, постепенно приближая ее к ширме. На определенном расстоянии от глаза образ ее начинает раздваиваться. Отметьте это расстояние как расстояние до ближайшей точки ясного видения.

Для близорукого глаза можно определить дальнюю точку ясного видения. Для этого булавку, наоборот, по­степенно удаляйте от глаза. Отметьте расстояние, при дальнейшем увеличении которого образ булавки начинает раздваиваться. Это расстояние и определяет местополо­жение дальней точки ясного видения.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Используя табличные данные, сравните полученный результат. Сделайте вывод.

Таблица 1

Возрастные изменения силы аккомодации и расстояния до ближней точки ясного видения

Возраст, лет Сила аккомодации, диоптрии Расстояние от глаза до ближней точки ясного видения, см
До 10 14,0-14,6
12,0-12,3
10,6-12,0
9,2

 

РАБОТА 4