Тема. Глазные мышцы.
ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ (АНАЛИЗАТОРЫ)
В постоянно изменяющихся условиях живой организм может существовать только в том случае, если он непрерывно получает и анализирует информацию, поступающую как из окружающего мира, так и из внутренней среды собственного тела. Вся информация поступает в центральную нервную систему, где перерабатывается и анализируется. Функцию восприятия внешней и внутренней информации, передачу ее и анализ в высших отделах мозга осуществляет система анализаторов.
РАБОТА 1
Тема. Глазные мышцы.
Цель: определение функций глазных мышц.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: указка, карандаш или авторучка.
ХОД РАБОТЫ
Исследователь просит испытуемого внимательно следить за движением карандаша, который располагается на расстоянии 20 см от его глаз. Исследователь перемещает карандаш вверх, вниз, вправо, влево, затем описывает им окружность. Все это время он внимательно наблюдает за движением глаз испытуемого.
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Ответьте на вопросы: Почему происходит движение глазного яблока? Какие мышцы глаз обеспечивают это движение? Сколько мышц может одновременно приводить в движение глазное яблоко?
РАБОТА 2
Тема. Аккомодация глаза.
Цель: познакомить с физиологическими причинами аккомодации.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: деревянная рамка размером 15x20 см с хорошо натянутой на ней марлей. Лист бумаги с печатным текстом.
1.Под аккомодацией понимают способность глаза к ясному видению разноудаленных предметов. В основе аккомодации лежит способность глаза изменять преломляющую силу оптической системы за счет изменения кривизны хрусталика. Для ясного видения предмета лучи, отражающиеся от предмета, должны быть сфокусированы на сетчатке. Если смотреть вдаль, то близкие предметы видны неясно, расплывчато, так как лучи от ближних точек фокусируются за сетчаткой. Одинаково ясно видеть разноудаленные от глаз предметы невозможно.
ХОД РАБОТЫ
Через тонкую марлю, натянутую на деревянную рамку, посмотрите на печатный текст, находящийся на расстоянии около 50 см от ваших глаз. Если вы фиксируете свой взгляд на буквах, то нитки марли становятся плохо видимыми. Если же вы фиксируете взгляд на нитях марли, то невозможно ясно видеть текст, буквы постоянно расплываются. Следовательно, нельзя одинаково ясно видеть и сетку, и буквы.
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Нарисуйте схему преломления лучей хрусталиком глаза при рассматривании близко и далеко расположенных предметов, объясните физиологические механизмы аккомодации.
РАБОТА 3
Тема. Возрастные особенности аккомодационных способностей глаза.
Цель: познакомиться с аккомодационными изменениями глаза в течение жизни.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: ширма с отверстиями, булавка, укрепленная на штативе, линейка.
ХОД РАБОТЫ
Для определения ближней точки ясного видения закройте один глаз; перед другим поместите ширму с двумя отверстиями, -расстояние между которыми меньше диаметра, зрачка. Предложите испытуемому фиксировать этим глазом булавку, постепенно приближая ее к ширме. На определенном расстоянии от глаза образ ее начинает раздваиваться. Отметьте это расстояние как расстояние до ближайшей точки ясного видения.
Для близорукого глаза можно определить дальнюю точку ясного видения. Для этого булавку, наоборот, постепенно удаляйте от глаза. Отметьте расстояние, при дальнейшем увеличении которого образ булавки начинает раздваиваться. Это расстояние и определяет местоположение дальней точки ясного видения.
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Используя табличные данные, сравните полученный результат. Сделайте вывод.
Таблица 1
Возрастные изменения силы аккомодации и расстояния до ближней точки ясного видения
Возраст, лет | Сила аккомодации, диоптрии | Расстояние от глаза до ближней точки ясного видения, см |
До 10 | 14,0-14,6 | |
12,0-12,3 | ||
10,6-12,0 | ||
9,2 |
РАБОТА 4