Да о М и
Я а
х и
I
S
о
X
О я о
Ьч
О ч о м п
=
Я я ш
Я и
О я
а
9»
г
К 3
я
Ч ее
Я о я я ее а
ее
а
о
\о
ва
я
ч
=5 Щ
Я я
ев
Экономическая эффективность мерыARj I Q | 00 CN^ | оо CN^ | сп CN^ i-H | CN CN^ | CN CN^ | 0,77 |
Предотвращенный риск ARh тыс. руб./год | ||||||
Сумма затрат тыс. руб./год | ||||||
Затраты на реализацию Q, тыс. руб./год | ||||||
Мера | Организация мониторинга количества накапливаемого нефтепродукта | Мероприятия по предотвращению подтопления | Мероприятия по повышению пожароустойчивости | Текущий ремонт | Текущий ремонт | Текущий ремонт |
Компонента | БОВ-6 | БОВ-5 | БОВ-1 | БОВ-5 | БОВ-6 | БОВ-1 |
«. | ^н | CN | СП | ■* | 1П | чо |
к
Г«01
е~ч <о
Я
X 3 я л ч ее я о я я ее а
ее
а
о
vo
ва
к
ч
=5
Я я
ев
Экономическая эффективность меры ARf I Cj | сп | in сп | сп сп | 1^ | о | о 1-4 |
Предотвращенный риск ARh тыс. руб./год | ||||||
Сумма затрат тыс. руб./год | ||||||
Затраты на реализацию С,-, тыс. руб./год | ||||||
Мера | Мероприятия по реконструкции | Капитальный ремонт | Текущий ремонт | Текущий ремонт | Текущий ремонт | Текущий ремонт |
Компонента | Аэротенки 1 ступени | Аэротенки 2 ступени | Центральный лоток | Шламопровод | Насосная станция №5 | Насосная станция №3 |
•!»• | - | CN | сп | ■* | m | ЧО |
Глава 7
Так, если на реализацию программы первоочередных мер по снижению эколого-экономического риска для цеха ¹ 1 в очередном году будет выделено 6 млн руб., то в состав программы следует включить:
организацию мониторинга количества накапливаемого нефтепродукта для БОВ-6;
мероприятия по предотвращению подтопления для БОВ-5;
мероприятия по повышению пожароустойчивости для БОВ-1;
текущий ремонт БОВ-5. Мероприятия по текущему ремонту БОВ-6 целесообразно профинансировать на 50 % (в размере 650 тыс. руб.).
Если на реализацию программы первоочередных мер по снижению эколого-экономического риска для цеха ¹2 в очередном году будет выделено не 1,5, а 5,5 млн руб., то в состав программы следует включить:
мероприятия по реконструкции аэротенков первой ступени;
капитальный ремонт аэротенков второй ступени;
текущий ремонт центрального лотка;
текущий ремонт шламопровода (финансирование в размере 33 % от требуемого).
Заметим, что некоторые меры, не удовлетворяющие принципу обоснования при их рассмотрении в качестве первоочередных мер, могут оказаться обоснованными при их включении в перспективную (например, 5-летнюю) программу.
В другой постановке для каждой меры можно определить период окупаемости Ti и тогда очередность реализации мер может быть установлена из вариационного ряда
T 1 < T2 <…< Ti < …
В годовую программу включаются меры из числа быстроокупающихся, удовлетворяющие ограничению на затраты по их реализации.
Период окупаемости превентивных мероприятий Ti определяется из условия:
Ti : ARi(t) – Ci = 0.
Основной проблемой при разработке программы предупредительных мер по каждому цеху является создание базы данных для расчета рисков, которая после актуализации может быть использована при составлении последующих программ. При этом в имеющихся исходных данных учитываются реализованные в ходе выполнения предыдущей программы мероприятия, а также изменившиеся условия эксплуатации объекта и характеристики надежности (безопасности) его агрегатов.
Актуализация баз данных по надежности элементов (частоте либо вероятности отказа в год) построена на прогнозе этих характеристик, который может быть сделан различными методами, выбираемыми в зависимости от имеющейся статистики, т.е. частоты отказов.
Для достаточно редких событий (при среднем времени между отказами Т > 3 лет, частоте отказов X < 0,33 1/лет), когда статистика отказов мала, для прогноза необходимы теоретические модели, например, модель снижения
Системы управления рисками в различных сферах
надежности со временем (повышения условной вероятности отказа при условии, что за прошедший год отказа не произошло). Если же отказ происходил, то необходима переоценка Ò.
Для учета снижения надежности элементов, на которых не проводились профилактические работы, будем полагать, что при их отсутствии через некоторое время будут наступать уже не внезапные отказы элементов с интенсивностью А, а параметрические отказы в результате процессов старения, деградации, разрегулирования. Тогда наработку до отказа уже нельзя будет считать распределенной по экспоненциальному закону с неизменным параметром А, а интенсивность отказов со временем будет расти. Закон изменения X(t) получим, считая, что среднее время между отказами Ò= 1 / Акаждый год уменьшается на время, прошедшее после очередного отказа (приема в эксплуатацию)
X(t) = 1 / (T – t). Пусть в текущем году вероятность отказа составляет
Q(At/ t0) = 1 – exp(–А0Аt),
где А0 = 1 / Т 0, Т 0 — средняя наработка до отказа в момент времени t0.
Тогда в следующем году условная вероятность отказа (при условии, что до этого отказа не произошло) составит
Q(At/ t1) = 1 – exp(–X1At), где X1 = 1 / Т 1, T 1 = Т 0 – 1 — средняя наработка до отказа в момент времени
t1=t0+1 год.
Если вероятность отказа элемента в i-м году составляла Qi, то вероятность отказа в i+1-м году в соответствии с предложенной моделью вычисляется по формуле
Qi+1 = 1 – exp(–Xi+1At) = 1
exp
ln {1-Qi }
1+ln {1-Qi }
At
Для достаточно частых событий (Ò<3 лет, А >0,33 1/лет) прогноз интенсивности отказов осуществляется по их статистике за период наблюдения AТ, включающей прошедший год:
~ d
X =-----,
AT где d = ^di — общее число отказов за интервал наблюдения, di – число отка-
АT
зов в i-м году.
Для частых событий (Ò< 0,2 лет, А> 5 1/лет) в интересах повышения точности прогноза можно воспользоваться линейной интерполяцией числа di отказов в год на интервале наблюдения AТ. По имеющимся данным об отказах di строится линия регрессии (например, методом наименьших квадратов), и с помощью полученной линейной зависимости дается прогноз среднего числа отказов (т. е. их интенсивности) на следующий год с учетом имеющейся тенденции изменения интенсивности отказов.
Глава 7
Соотношение снижения и передачи риска. Как правило, программа предупредительных мероприятий и программа страховой защиты взаимно дополняют друг друга, представляя собой способы снижения внеплановых потерь своего класса (программа страховой защиты применяется для страхуемых рисков, а программа предупредительных мер — нестрахуемых). В общем случае предупредительные меры по снижению риска применяются, во-первых, при их наличии; во-вторых, в случае выполнения для них принципа обоснования (критерия «выгоды—затраты»).
Страхование применяется, во-первых, для страхуемых рисков, во-вторых, если остаточный риск после применения предупредительных мер не удовлетворяет критериям приемлемости, сформулированным в пп. 7.1.3.
В заключение отметим, что важным направлением совершенствования системы управления экологической безопасностью и другими видами безопасности предприятия является придание процедурам анализа и управления риском официального корпоративного статуса, когда их результаты являются необходимыми и достаточными для принятия обоснованных управленческих решений.