Культура безопасности
Несмотря на создание моделей, описывающих взаимодействие оператора с машиной, проблемы, обусловленные человеческим фактором, еще далеки от решения. Их актуальность привела к возникновению новой отрасли знания — культуры безопасности. Этот термин был введен в 1986 г. экспертами Международной консультативной группы по ядерной безопасности МАГАТЭ в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле. В последующем документе консультативной группы — «Основные принципы безопасности атомных электростанций» (1990 г.) — культура безопасности была названа фундаментальным управленческим принципом. Согласно принятому МАГАТЭ определению культура безопасности — это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объекта, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью. Это определение распространяется на любые потенциально опасные объекты и технологии. По одному из определений, культура безопасности — это больше, чем просто группа индивидуумов, соблюдающих набор правил по безопасному ведению работ; это группа таких людей, которые в своем поведении руководствуются общей уверенностью в важности
Глава 4
обеспечения безопасности и понимают необходимость того, чтобы каждый член коллектива сам с готовностью поддерживал нормы коллективной безопасности и помогал другим членам коллектива стремиться к этой общей цели. Организации, как правило, проходят через ряд этапов в развитии и укреплении культуры безопасности. Отчет ¹ 11 по безопасности (МАГАТЕ, Вена, 1998 г.) определяет три таких этапа:
1. Безопасность есть производное соблюдения требований и главным образом основывается на правилах и регламентах. На этом этапе безопасность рассматривается как технический вопрос, в то время как соблюдение налагаемых извне правил и регламентов считается адекватным для обеспечения безопасности.
2. Хорошие показатели безопасности становятся целью организации и достигаются в основном за счет постановки задач и целей безопасности.
3. Безопасность рассматривается как непрерывный процесс совершенствования, в который каждый может внести свой вклад.
На первом этапе улучшения нередко достигаются главным образом путем совершенствования технических средств обеспечения безопасности АЭС в соответствии, например, с принципами, изложенными в документе ИНСАГ-12, и посредством внедрения основных систем и процедур контроля за источниками опасности. Эти усовершенствования нередко диктуются необходимостью соблюдения нормативных требований и обычно достигаются посредством руководящих указаний с использованием компетентных специалистов по безопасности для внедрения усовершенствований. Персонал склонен полагать, что за безопасность отвечает руководство и ее обеспечение в значительной мере навязано ему другими лицами.
Второй этап предусматривает использование структуры, аналогичной той, которая представлена в документе ИНСАГ-13. Организация должна разработать некое связанное с безопасностью заявление с изложением своего понимания и четким указанием его целей и должна установить ясные процессы и процедуры достижения этих целей. На этом этапе отдельные сотрудники могут заметить, что работа лучше планируется с предварительным учетом рисков, включая документально оформленные правила и процедуры, которые определяют, что можно делать и чего делать нельзя.
Третий этап представляет собой тот идеал, к которому необходимо стремиться (рис. 4.13). Достижение этого идеала — процесс длительный. Он требует формирования такого понимания безопасности и ее целей, которые будут разделяться всеми. Значительная часть работников в организации должна быть убеждена в том, что они лично и активно вовлечены в процесс повышения безопасности.
Культура отчетности. Неудачи и «почти оплошности» рассматриваются в организациях с хорошей культурой безопасности как уроки, которыми можно воспользоваться во избежание более серьезных событий. Таким образом, имеется хороший стимул к тому, чтобы информировать и расследовать все события, которые могут оказаться поучительными, в целях установления коренных причин и обеспечить своевременную обратную связь по выводам и корректирующим мерам как для непосредственно заинтересованных групп работников, так и для других специалистов в организации или в отрасли, которые могут
Опасности территорий и видов деятельности
Определение ответственности
Определение
и контроль
практики
обеспечения
безопасности
Квалификация и подготовка
Поощрения и наказания
Ревизии,
аналитические
обзоры
и сравнения
Приверженность на политическом уровне | Заявления о политике в области безопасности | |||
Структуры управления | ||||
Приверженность на уровне руководителей | ||||
Ресурсы | ||||
Саморегулирование | ||||
Приверженность на индивидуальном уровне | ||||
Критическая позиция | ||||
Строго регламентированный и взвешенный подход | ||||
Культура безопасности | ||||
Коммуникативность | ||||
Рис. 4.13. Пример составляющих культуры безопасности (из документа ИНСАГ-4)
столкнуться с аналогичной проблемой. Такая горизонтальная связь крайне важна. «Почти оплошности» также очень важны, поскольку они обычно представляют большее разнообразие и объем информации для изучения.
С этой целью необходимо поощрять всех работников к представлению сообщений даже о незначительных проблемах. Это поднимает важный вопрос о так называемой отчетности «без обвинения». Если мы хотим, чтобы работники сообщали о случаях на грани оплошности, они должны верить в то, что к этим сообщениям отнесутся со вниманием и что они и их коллеги не будут наказаны за то, что выступили с такими заявлениями.
При хорошей культуре отчетности признается, что недопустимым является именно непредставление сообщений о любых проблемах, которые могут оказать отрицательное влияние на безопасность. Хорошая культура отчетности будет рассматриваться персоналом как «справедливая» и будет строиться на атмосфере доверия.
Борьба с небезопасными действиями и условиями. Почти все события, начиная с промышленных и радиационных аварий, инцидентов и «почти оплошностей» и кончая отказами, воздействующими на безопасность, начинаются с неумышленного небезопасного действия или недопустимого состояния технологического процесса на АЭС. Они нередко носят скрытый характер
return false">ссылка скрытаГлава 4
и проходят незамеченными или же расцениваются как «обычай и практика» и поэтому игнорируются. Затем в сочетании с другой неполадкой в системе происходит новый, более значительный отказ. Поэтому, сведение до минимума имеющихся скрытых недостатков в практике работ или в состоянии станции представляется крайне важным в деле предупреждения более серьезных событий.
Минимизация скрытых недостатков требует знаний у персонала АЭС и подрядчиков относительно того, почему использованы конкретные системы безопасности и требования, включая важность каждого элемента АЭС в смысле его вклада в обеспечение безопасности. Они не только должны быть надлежащим образом аттестованы и опытны в своих областях специализации, но и должны поощряться к борьбе с потенциально небезопасной практикой работ и выявлению недостатков, где бы и когда бы они их ни встречали. В дополнение к знанию проблем безопасности АЭС, систем и процедур им надо помочь развить в себе убежденность в необходимости выступить против других лиц, если они заметят недостатки в обеспечении безопасности.
Отказ от борьбы с недостатками, в частности со стороны руководства и начальников подразделений, не только лишает вас возможности устранить конкретный отмеченный недостаток в работе, но и способствует формированию культуры, при которой нарушения, недосмотры и кратчайшие пути становятся нормой. Типовая модель снижения уровня безопасности (на основе документа ИНСАГ-13) приведена в табл. 4.4. Важно обнаружить снижение уровня безопасности на первых двух стадиях и не позднее начала третьей.
Таким образом, при разработке и укреплении своей культуры безопасности организации проходят через несколько стадий. Продолжая поддерживать, совершенствовать технические средства безопасности и работая в хорошо развитой системе управления безопасностью, организации должны стремиться к формированию у себя такой культуры, которая, начиная с высшего уровня в организации, будет характеризоваться реальной приверженностью делу обеспечения безопасности, принятым ценностям и способам работы, сформированным и установленным при участии самих работников. В организациях с высокой культурой безопасности значительная часть сотрудников, нередко работающих в группах, привержены и активно вовлечены в непрерывный процесс повышения безопасности, будучи частью организации, которая стремится к познанию. Такое отношение, а также образ мышления и работы, к которым оно приводит, может дать более широкие преимущества для отрасли, включая, например, усовершенствования в смысле стандартов качества и окружающей среды.
Наиболее важным является первый шаг на пути создания высокой культуры безопасности, а именно: обеспечить ощутимую приверженность этому делу, начиная с высшего руководства в организации. Это означает, что руководители высшего звена на самом деле выделяют время и ресурсы на безопасность и выступают в качестве ролевого примера для своих сотрудников, причем слово у них никогда не расходится с делом.
Процедуры контроля за ведением работ должны быть четко прописаны, просты и годны к ежедневному применению. В частности, персонал (и, где целесообразно, подрядчик) должен быть вовлечен в разработку и совершенство-
Опасности территорий и видов деятельности
< cd Я Я Я |
VD cd cd ex Oh П |
s
и
О в и
а о
CU
ю
к
В SQ
О
Ом
в
си
А и
л ч а>
Ч О
S
к
SQ
О В
В н
S
Н и
S
А. и
Л л
X
я
X
(D Д CD S=
я §
н ^
£ CD
Й Я
О 5 Он R
Н S
*н CD
Я н ю о и CD -й Я ч (D н Я я (D Я н я ч о X о я о о я н S cd Я я Я |
ю
о
Я Ч Я
§
О
Я а
g
PQ
Я
э
Я PQ
я
Н и
О
Я
g
я
со
X
я
« я я
CD
Я о
ч
я
я
н О н |
CD
Я
о
О
Cd о
К я
cd
PQ
О
о
Я
X
Я о о
Н о
CD
Я
CD
Я
CD
Я н о
CD
М О
О о
Н о
«
н