Культура безопасности

Несмотря на создание моделей, описывающих взаимодействие оператора с машиной, проблемы, обусловленные человеческим фактором, еще далеки от решения. Их актуальность привела к возникновению новой отрасли зна­ния — культуры безопасности. Этот термин был введен в 1986 г. экспертами Международной консультативной группы по ядерной безопасности МАГАТЭ в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии в Чер­нобыле. В последующем документе консультативной группы — «Основные принципы безопасности атомных электростанций» (1990 г.) — культура безо­пасности была названа фундаментальным управленческим принципом. Согласно принятому МАГАТЭ определению культура безопасности — это та­кой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и отдель­ных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объ­екта, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяе­мое их значимостью. Это определение распространяется на любые потенциа­льно опасные объекты и технологии. По одному из определений, культура безопасности — это больше, чем просто группа индивидуумов, соблюдающих набор правил по безопасному ведению работ; это группа таких людей, кото­рые в своем поведении руководствуются общей уверенностью в важности


Глава 4

обеспечения безопасности и понимают необходимость того, чтобы каждый член коллектива сам с готовностью поддерживал нормы коллективной безо­пасности и помогал другим членам коллектива стремиться к этой общей цели. Организации, как правило, проходят через ряд этапов в развитии и укреп­лении культуры безопасности. Отчет ¹ 11 по безопасности (МАГАТЕ, Вена, 1998 г.) определяет три таких этапа:

1. Безопасность есть производное соблюдения требований и главным обра­зом основывается на правилах и регламентах. На этом этапе безопасность рас­сматривается как технический вопрос, в то время как соблюдение налагаемых извне правил и регламентов считается адекватным для обеспечения безопас­ности.

2. Хорошие показатели безопасности становятся целью организации и до­стигаются в основном за счет постановки задач и целей безопасности.

3. Безопасность рассматривается как непрерывный процесс совершенство­вания, в который каждый может внести свой вклад.

На первом этапе улучшения нередко достигаются главным образом путем совершенствования технических средств обеспечения безопасности АЭС в со­ответствии, например, с принципами, изложенными в документе ИНСАГ-12, и посредством внедрения основных систем и процедур контроля за источни­ками опасности. Эти усовершенствования нередко диктуются необходимо­стью соблюдения нормативных требований и обычно достигаются посредст­вом руководящих указаний с использованием компетентных специалистов по безопасности для внедрения усовершенствований. Персонал склонен пола­гать, что за безопасность отвечает руководство и ее обеспечение в значитель­ной мере навязано ему другими лицами.

Второй этап предусматривает использование структуры, аналогичной той, которая представлена в документе ИНСАГ-13. Организация должна разрабо­тать некое связанное с безопасностью заявление с изложением своего пони­мания и четким указанием его целей и должна установить ясные процессы и процедуры достижения этих целей. На этом этапе отдельные сотрудники могут заметить, что работа лучше планируется с предварительным учетом рис­ков, включая документально оформленные правила и процедуры, которые определяют, что можно делать и чего делать нельзя.

Третий этап представляет собой тот идеал, к которому необходимо стреми­ться (рис. 4.13). Достижение этого идеала — процесс длительный. Он требует формирования такого понимания безопасности и ее целей, которые будут раз­деляться всеми. Значительная часть работников в организации должна быть убеждена в том, что они лично и активно вовлечены в процесс повышения безопасности.

Культура отчетности. Неудачи и «почти оплошности» рассматриваются в организациях с хорошей культурой безопасности как уроки, которыми можно воспользоваться во избежание более серьезных событий. Таким образом, име­ется хороший стимул к тому, чтобы информировать и расследовать все собы­тия, которые могут оказаться поучительными, в целях установления коренных причин и обеспечить своевременную обратную связь по выводам и корректи­рующим мерам как для непосредственно заинтересованных групп работников, так и для других специалистов в организации или в отрасли, которые могут


Опасности территорий и видов деятельности


Определение ответственности

Определение

и контроль

практики

обеспечения

безопасности

Квалификация и подготовка

Поощрения и наказания

Ревизии,

аналитические

обзоры

и сравнения


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         
Приверженность на политическом уровне   Заявления о политике в области безопасности  
         
  Структуры управления  
Приверженность на уровне руководителей    
   
Ресурсы  
   
Саморегулирование  
       
       
         
Приверженность на индивидуаль­ном уровне      
Критическая позиция  
   
Строго регла­ментированный и взвешенный подход  
       
Культура безопасности    
   
Коммуникативность  
       

Рис. 4.13. Пример составляющих культуры безопасности (из документа ИНСАГ-4)

столкнуться с аналогичной проблемой. Такая горизонтальная связь крайне важна. «Почти оплошности» также очень важны, поскольку они обычно пред­ставляют большее разнообразие и объем информации для изучения.

С этой целью необходимо поощрять всех работников к представлению со­общений даже о незначительных проблемах. Это поднимает важный вопрос о так называемой отчетности «без обвинения». Если мы хотим, чтобы ра­ботники сообщали о случаях на грани оплошности, они должны верить в то, что к этим сообщениям отнесутся со вниманием и что они и их коллеги не бу­дут наказаны за то, что выступили с такими заявлениями.

При хорошей культуре отчетности признается, что недопустимым является именно непредставление сообщений о любых проблемах, которые могут ока­зать отрицательное влияние на безопасность. Хорошая культура отчетности будет рассматриваться персоналом как «справедливая» и будет строиться на атмосфере доверия.

Борьба с небезопасными действиями и условиями. Почти все события, на­чиная с промышленных и радиационных аварий, инцидентов и «почти оплош­ностей» и кончая отказами, воздействующими на безопасность, начинаются с неумышленного небезопасного действия или недопустимого состояния технологического процесса на АЭС. Они нередко носят скрытый характер

return false">ссылка скрыта

Глава 4

и проходят незамеченными или же расцениваются как «обычай и практика» и поэтому игнорируются. Затем в сочетании с другой неполадкой в системе происходит новый, более значительный отказ. Поэтому, сведение до миниму­ма имеющихся скрытых недостатков в практике работ или в состоянии стан­ции представляется крайне важным в деле предупреждения более серьезных событий.

Минимизация скрытых недостатков требует знаний у персонала АЭС и подрядчиков относительно того, почему использованы конкретные системы безопасности и требования, включая важность каждого элемента АЭС в смыс­ле его вклада в обеспечение безопасности. Они не только должны быть надле­жащим образом аттестованы и опытны в своих областях специализации, но и должны поощряться к борьбе с потенциально небезопасной практикой работ и выявлению недостатков, где бы и когда бы они их ни встречали. В дополнение к знанию проблем безопасности АЭС, систем и процедур им надо помочь развить в себе убежденность в необходимости выступить против других лиц, если они заметят недостатки в обеспечении безопасности.

Отказ от борьбы с недостатками, в частности со стороны руководства и на­чальников подразделений, не только лишает вас возможности устранить кон­кретный отмеченный недостаток в работе, но и способствует формированию культуры, при которой нарушения, недосмотры и кратчайшие пути становят­ся нормой. Типовая модель снижения уровня безопасности (на основе доку­мента ИНСАГ-13) приведена в табл. 4.4. Важно обнаружить снижение уровня безопасности на первых двух стадиях и не позднее начала третьей.

Таким образом, при разработке и укреплении своей культуры безопасности организации проходят через несколько стадий. Продолжая поддерживать, со­вершенствовать технические средства безопасности и работая в хорошо разви­той системе управления безопасностью, организации должны стремиться к формированию у себя такой культуры, которая, начиная с высшего уровня в организации, будет характеризоваться реальной приверженностью делу обеспечения безопасности, принятым ценностям и способам работы, сформи­рованным и установленным при участии самих работников. В организациях с высокой культурой безопасности значительная часть сотрудников, нередко работающих в группах, привержены и активно вовлечены в непрерывный про­цесс повышения безопасности, будучи частью организации, которая стремит­ся к познанию. Такое отношение, а также образ мышления и работы, к кото­рым оно приводит, может дать более широкие преимущества для отрасли, включая, например, усовершенствования в смысле стандартов качества и окружающей среды.

Наиболее важным является первый шаг на пути создания высокой культу­ры безопасности, а именно: обеспечить ощутимую приверженность этому делу, начиная с высшего руководства в организации. Это означает, что руко­водители высшего звена на самом деле выделяют время и ресурсы на безопас­ность и выступают в качестве ролевого примера для своих сотрудников, при­чем слово у них никогда не расходится с делом.

Процедуры контроля за ведением работ должны быть четко прописаны, просты и годны к ежедневному применению. В частности, персонал (и, где це­лесообразно, подрядчик) должен быть вовлечен в разработку и совершенство-


Опасности территорий и видов деятельности


< cd Я Я Я
VD cd cd ex Oh П

 

s

и

О в и

а о

CU

ю

к

В SQ

О

Ом

в

си

А и

л ч а>

Ч О

S

к

SQ

О В

В н


S

Н и

S

А. и

Л л

X


я

X


(D Д CD S=

я §

н ^

£ CD

Й Я

О 5 Он R

Н S

*н CD

Я н ю о и CD -й Я ч (D н Я я (D Я н я ч о X о я о о я н S cd Я я Я

ю

о

Я Ч Я

§

О

Я а

g

PQ

Я

э

Я PQ

я

Н и

О

Я

g

я

со

X

я

« я я

CD

Я о

ч

я

я

н О н

CD

Я

о

О

Cd о

К я

cd

PQ


О

о

Я

X

Я о о

Н о

CD

Я

CD

Я

CD

Я н о

CD

М О

О о

Н о

«

н