Надежность персонала

Социо-техногенный фактор в развитии техногенных происшествий и ЧС по местоположению относительно объекта техносферы можно разделить на:

—внешний (воздействие на техносферу),

—внутренний (опасные действия персонала человеко-машинных систем, свя­занные с его надежностью — собственно человеческий фактор).

Человеческий фактор [27] — это совокупность социально-экономических способностей человека, степень реализации которых обусловлена мотивацией и отношением человека к процессу трудовой деятельности, его моральной и материальной заинтересованностью в высокопроизводительном труде. Одним из проявлений человеческого фактора является надежность персонала при работе на потенциально опасных объектах, где она является одним из уяз­вимых звеньев в системе безопасности. Люди являются одной из критических частей любой производственной системы, и во многих случаях человеческий фактор является важной характеристикой общей безопасности системы.

Человек в процессе своей деятельности по тем или иным причинам может допускать ошибки различного характера. Под надежностью персонала понима­ют свойство человека безошибочно выполнять возложенные на него профес­сиональные обязанности (функции) при заданных условиях деятельности во времени. Интерес к вопросам надежности все заметнее проявляется в фи­лософии, биологии, психологии [31, 79].


Глава 4

Классификация опасных действий персонала и их причин. Такие техноген­ные катастрофы, как тепловой взрыв ядерного реактора на Чернобыльской АЭС или утечка токсичных газов на заводе по производству пестицидов в Бхо­пале (Индия), показали, что с помощью чисто инженерных, технологических или организационных методов решить проблему снижения риска катастроф не удается. В значительной степени это связано с тем, что в подобных чрезвы­чайных ситуациях возникают непредусмотренные сценарии развития собы­тий, в которых реакция персонала является неадекватной, вследствие чего вы­полняются ошибочные действия. Проведенный в США анализ около 30 тыс. инцидентов на объектах ядерной энергетики показал, что примерно в полови­не из них складывалась уникальная комбинация технологических отказов и человеческих ошибок. Расширение сферы применения автоматизированных средств приводит к новым проблемам, поскольку при этом появляются новые типы отказов и ошибок. Так, компьютеризация приводит к опасным ошиб­кам, связанным с программным обеспечением. Кроме того, в этих условиях непредсказуемым образом меняется весь комплекс отношений между челове­ком и машиной (или компьютером). Поэтому необходимо всесторонне изучать роль человеческого фактора в сопряженных с риском технологиях и на потенциально опасных объектах.

Вклад человеческого фактора в аварийные ситуации на потенциально опас­ных объектах существенен: 70 % авиакатастроф, половина катастроф на флоте за последние годы произошли из-за неправильных действий персонала. Для АЭС он составляет 30—80 %. Статистические данные свидетельствуют, что основными причинами аварий являются неправильные действия персонала (60—70 %), технические причины (20—30 %), неблагоприятное воздействие внешних факторов и другие (до 10 %). Нарушения безопасности технологиче­ских процессов на промышленных предприятиях вызваны в 18 % случаев не­исправностью электронного оборудования, в 6 % — неполадками системного, в 12 % — прикладного программного обеспечения, остальные 64 % — неправи­льными действиями производственного персонала. Причем более половины этих ошибок связаны с недостаточной, некорректной или неадекватной ин­формацией оператора о предпринимаемых действиях.

Таким образом, важнейшим условием безаварийной работы потенциально опасных объектов является обеспечение надежности персонала. На надеж­ность персонала влияет совокупность эмоциональных, волевых, мотивацион-ных, интеллектуальных и других качеств личности, обеспечивающих точное, безошибочное, адекватное восприятие сложившейся ситуации, своевремен­ное и успешное выполнение регламентированных функций в различных ре­жимах работы.

Проявлением ненадежности персонала являются опасные действия с его стороны в отношении потенциально опасных объектов, которые могут приве­сти к негативным последствиям. По целенаправленности опасные действия персонала в отношении к потенциально опасным объектам делятся на (рис. 4.12):

—умышленные (намеренные), в частности, злоумышленные;

—неумышленные (ненамеренные), т. е. ошибочные, связанные с неправиль­ными решениями.


Опасности территорий и видов деятельности


Классы


Виды


Причины


   
 
 
 
 
 
 
 


Недостатки внимания

Недостатки памяти

Оплошности при выполне­нии правил. Оплошности из-за недостатка знаний

Нарушения в штатных

ситуациях. Нарушения

в нештатных ситуациях.

Акты саботажа


Рис. 4.12. Классификация причин опасных действий персонала (по Ризону [79])

Ненамеренные (неумышленные) действия подразделяются на промахи и упущения, а намеренные (умышленные) — на оплошности и нарушения. Причинами промахов выступают недостатки внимания (например, перепутан порядок выполнения двух последовательных операций). Причинами упуще­ний являются недостатки памяти (например, оператор забыл об одном звене в цепи необходимых операций).

Причинами оплошностей могут быть: неправильное выполнение действую­щих правил (например, неверное выполнение правила, необходимого в дан­ной ситуации); действие по такому правилу, которое вообще неприменимо в сложившейся обстановке; недостаточные знания о действиях как в штатных, так и нештатных ситуациях.

Нарушения представляют собой сознательные действия, ведущие к откло­нениям от нормального функционирования объекта.

Возможно совершение умышленных ошибок, когда выполняются невер­ные действия, расцениваемые как правильные или адекватные обстановке.

Наиболее распространенными опасными действиями являются ошибочные действия. Ошибки человека — это непреднамеренные действия, выходящие за регламентированные границы, или невыполнение необходимых действий. В результате ошибочных действий при работе со сложными техническими си­стемами возможны негативные последствия, если в конструкции не приняты меры к нейтрализации ошибок.

Природа ошибок коренится в соотношении возможностей человека при за­данных условиях деятельности и нагрузках на него (требованиях к нему), что может быть количественно оценено с помощью модели «нагрузка — несущая способность».

Возможности персонала связаны с психофизиологическими особенно­стями человека, степенью профессиональной подготовленности персонала


Глава 4

к выполнению своих функций в сравнении со сложностью конструкции объ­ектов, средств его производства и эксплуатации. Условия деятельности по от­ношению к нормативным ухудшают неблагоприятные воздействия со стороны окружающей среды, нерациональная организация работ и т. д.

Вероятность ошибок в работе зависит от следующих факторов: долговре­менных медицинских и психофизиологических характеристик личности (общего состояния здоровья, типа темперамента, скорости реакции и устой­чивости внимания, характера человека и его способностей); сиюминутных ме­дицинских и психофизиологических характеристик личности (состояния здо­ровья на текущий момент — болезнь, состояние алкогольного или наркотиче­ского опьянения, последствия травм, настроение и т. п.); наличия внешних возбудителей; уровня образования и развития, культурного уровня личности; квалификации специалиста в области выполняемых им работ; морально-воле­вых качеств человека; комфортности условий работы; степени удовлетворен­ности работой; качества нормативно-технических и организационно-распо­рядительных документов (четкость изложения требований, однозначность их понимания).

В строительном комплексе аварийность связана [15] с неиспользованием имеющихся знаний — 35 %, недостатком знаний (особенно для новых и слож­ных объектов строительства) — 25 %.

Одно из проявлений человеческого фактора связано с потенциальной воз­можностью отдельных людей совершать различного рода злоумышленные действия. Злоумышленные действия — это действия каких-либо лиц, целью ко­торых является реализация негативных последствий.

Специфический класс опасных действий составляют несанкционирован­ные действия (НСД), приводящие к авариям потенциально опасных объектов, преждевременному срабатыванию устройств одноразового использования. К НСД могут быть отнесены ошибочные действия персонала (наиболее рас­пространенные) и злоумышленные действия лиц по отношению к потенциа­льно опасным объектам. Несанкционированные действия могут быть направ­лены как непосредственно на ПОО, так и в результате аварии ПОО на окружа­ющую среду.

Злоумышленные действия могут быть направлены как на непосредствен­ную реализацию потенциальной опасности (диверсия), так и на угрозу такой реализации (шантаж). Негативные последствия могут произойти и при сабота­же, т. е. умышленном невыполнении или неправильном выполнении преду­смотренных действий персоналом.

Причинами злоумышленных действий, ведущих к негативным последстви­ям, могут быть: отклонения в психике, психические заболевания; негативные черты характера, проявившиеся в конкретной обстановке (завышенная само­оценка, мстительность, завистливость, озлобленность и т. п.); неудовлетво­ренность социальной, экономической и политической обстановкой; недо­вольство своим положением в обществе; шантаж со стороны третьих лиц или организаций.

Классификация злоумышленных действий:

— по мотивации (мотивированные и немотивированные, совершаемые, например, психически неполноценными лицами);


Опасности территорий и видов деятельности

— по отношению к ПОО (внешние и внутренние, т. е. персонал).

Используя все это многообразие факторов, создаются модели угрозы зло­умышленных действий. Решая задачу нейтрализации этих действий, формиру­ется образ эффективной защиты ПОО, которая реализуется с учетом техниче­ских, экономических и других возможностей соответствующих организаций.

Мотивация совершения злоумышленных действий может быть весьма мно­гообразна: денежное обогащение; месть; боязнь компрометации; боязнь за жизнь и здоровье; идеологические мотивы; религиозные убеждения; поли­тические мотивы; националистические убеждения; военные причины.

Анализ человеческой надежности.В процессе количественного оценивания риска значительные трудности вызываются наличием неопределенностей в характеристиках надежности персонала. Необходимость оценки надежности персонала ПОО обусловлена тем, что какие бы меры защиты потенциально опасных объектов не принимались, человек пока остается слабым звеном этой защиты. В последние два десятилетия методы количественной оценки челове­ческой надежности существенно изменились по сравнению с традиционно ис­пользуемыми в расчетах показателей надежности оборудования. Для изучения человеческого фактора (действий персонала, анализа стратегии поведения операторов, выявления основных ошибок) создаются специальные техниче­ские средства: комплексы, моделирующие взаимодействие человека с маши­ной, имитационные установки и исследовательские тренажеры.

Моделирование человеческого фактора является наиболее сложной частью вероятностного анализа безопасности потенциально опасных объектов. Он позволяет учитывать лишь сравнительно простые ошибки персонала. Проблемой является учет действий персонала в стрессовых условиях аварии при дефиците времени. Сложные ошибки, число которых может быть весьма велико, трудно промоделировать, а множественные ошибки (подобные совер­шенным на Чернобыльской АЭС) практически не поддаются анализу.

Надежность персонала исследуется с различных позиций: принятия реше­ний (в частности, теории риска), эргономики, инженерной психологии.

Надежность персонала в процессе принятия решений наиболее полно рас­смотрена применительно к ошибочным решениям. Ошибочное решение — это неправильное непреднамеренное выполнение или невыполнение ряда после­довательных действий из-за неверной оценки протекания регулируемого про­цесса.

Из рассмотрения процесса принятия решения можно установить причины ошибочных действий людей, обслуживающих сложные технологические уста­новки, которые могут стать инициирующими событиями для аварий либо спо­собствуют развитию уже произошедшей аварийной ситуации в аварию.

Одним из ключевых в описании деятельности человека-оператора сложных систем управления, в особенности процесса принятия решений, является по­нятие риска. Оно широко используется в связи с оценкой управленческой си­туации, анализом возможных вариантов решения, принятием решения и его реализацией. В данных задачах проявление риска связывается с поступком че­ловека — осознанным им общественным актом. С этих позиций риск — это действие (поступок), выполняемое в условиях выбора в ситуации неопреде­ленности, когда существует опасность в случае неудачи оказаться в худшем


Глава 4

положении, а в случае удачи — в лучшем. При такой трактовке всякая деятель­ность в условиях опасности расценивается как проявление риска.

Риск зависит от многих факторов, в том числе индивидуальных особенно­стей человека-оператора, его профессиональных качеств, социальной принад­лежности, внешних условий деятельности и пр. Построение моделей риско­ванного поведения возможно с помощью аппарата фреймов [31], который по­зволяет описывать структуру личности действующего субъекта, используемые им средства, объект риска, материальное и социальное окружение. С помо­щью такого аппарата оказывается возможным дифференцировать различные виды рискованного поведения. Так, уточнение взаимодействующих во фрейме подструктур позволяет описывать физические и социальные риски; уточнение связей между подструктурами — риски, преследующие избежание неудачи или достижение цели, мотивированные и немотивированные (бескорыстные) рис­ки; уточнение нечетких оценок — поступки с большим или меньшим риском. Расширение фреймовых описаний дополнительными условиями дает возмож­ность описывать риски объективные и субъективные, оправданные и неоправ­данные, риски с тяжелыми и легкими последствиями. Другие модификации фреймов позволяют различать риски новаторские, направленные на достиже­ние социальной пользы, от чисто спортивных, связанных только с личными интересами; риски правомерные в данной ситуации от неправомерных.

В инженерной психологии проблема человеческого фактора изучается в связи с анализом надежности человеко-машинных систем и поиском опти­мальных решений в управлении потенциально опасными объектами. Анализ человеческой надежности проводится при моделировании взаимодействия че­ловека с машиной для количественной оценки возможности аварии на слож­ных человеко-машинных комплексах.

Типичными ошибками человека-оператора являются: оператор стремится к ошибочной цели; поставленная цель не может быть достигнута из-за непра­вильных действий оператора; оператор бездействует, когда его участие необ­ходимо. Качество работы оператора зависит от степени нагрузки. Есть опти­мальный уровень нагрузки (объем информации, механические действия опе­ратора), при котором число ошибок минимально. Слишком малая или высо­кая нагрузки приводят к снижению качества. Наконец, на качество работы влияют индивидуальные свойства оператора и психофизиологические факто­ры: усталость, стрессовое состояние, растерянность, либо, наоборот, излиш­няя самоуверенность, переоценка собственного опыта, недооценка опасности ситуации и ее последствий. Отметим, что ошибки, связанные с психофизио­логическим состоянием, могут возникать независимо от квалификации и опыта оператора.

Особое место среди причин аварий занимают природно-антропогенные факторы, имеющие в своей основе влияние и природных, и техногенных фак­торов на очень многих людей. Для здоровья людей опасны магнитные бури в соединении с высокой влажностью воздуха и быстрым падением давления. Эти и другие факторы приводят к перевозбуждению людей, их плохому само­чувствию и, как следствие, неадекватному поведению и авариям.

Если исключить подобные причины и чисто механические ошибки, то на первый план выходят ошибки интеллектуального уровня, т. е. ошибоч-


Опасности территорий и видов деятельности

ные действия, предпринятые сознательно на основе собственных решений. В этом классе ошибок важную роль играет объем и качество получаемой опе­ратором информации. Поэтому в конкретных предметных областях необходи­мо создание систем поддержки принимаемых решений (СППР).

В причинах аварий на потенциально опасных объектах основное место занимает низкая надежность персонала. Для формулирования требований к надежности персонала необходима соответствующая методическая база, основанная на рассмотрении с единых позиций материальных и человеческих ресурсов. Составляющие надежности человека [46]:

—психосоматическая (обеспечивается обучением, зависит от свойств памяти);

—когнитивная (обеспечивается контролем и восстановлением здоровья);

—мотивационная (зависит от свойств трудовых коллективов, обеспечиваю­щих формирование мотивации сотрудников).

Работа с ресурсами персонала потенциально опасных объектов проводится по всем трем составляющим. Основная доля опасности связана с мотивацион-ной надежностью, меньшую опасность представляет когнитивная ненадеж­ность, доля психосоматической ненадежности персонала вообще незначите­льна. Большинство (более 80 %) нарушений требований нормативных доку­ментов по работе с потенциально опасными объектами — следствие осознан­ных действий, основной причиной которых является мотивация действий персонала.

По когнитивным ресурсам определяются: показатели интенсивности об­новления информации в областях знаний персонала критических профессий; качество знаний, полученных специалистами критических профессий; инди­видуальные характеристики забывания информации (с помощью тестирова­ния); средний ресурс по каждому специалисту и по разделу знаний, необхо­димых для данного специалиста, а также показатель надежности типа ВБР; периодичность переобучения.

По психосоматической составляющей определяются: перечень психосома­тических ресурсов, необходимых персоналу разных должностей и профессий; эргономические особенности каждого рабочего места (интенсивность рабочих действий, монотонность, напряжение внимания, уровень освещенности рабо­чего места, уровень шума, удобство расположения пультов управления и обо­рудования на них, уровень информационной засоренности, объем и различи­мость получаемой информации и ряд других эргономических характеристик), на основании которых корректируется характер использования психосомати­ческих ресурсов; индивидуальные особенности исполнителей и руководите­лей и средний ресурс по каждому из психосоматических ресурсов (с помощью тестирования), а также показатель надежности; периодичность восстановле­ния готовности исполнителей и руководителей к выполнению работы; графи­ки и программы (чередования рабочего и нерабочего времени, медицинских осмотров, мероприятий по профилактическому оздоровлению и восстановле­нию тех показателей психосоматической готовности исполнителя, которые нужны ему для выполнения работ и пр.).

По мотивационной составляющей с помощью исследований в области со­циальной психологии и теории надежности определяются: критические трудо­вые коллективы; перечень социальных институтов, оказывающих заметное


Глава 4

влияние на трудовой коллектив (включая характеристики структуры обще­ственных отношений в мире, стране, субъекте Федерации, городе и пр.; состо­яния производственной структуры предприятия; структуры общественных от­ношений в трудовом коллективе; состояния малых групп — рабочих групп, бригад, смен и их связи со структурой общественных отношений); особенно­сти трудового коллектива в отношении характера формируемой в коллективе мотивации (мотивационные ресурсы трудового коллектива) — с помощью тес­тирования; средний ресурс и показатель надежности по каждому мотивацион-ному ресурсу данного трудового коллектива; периодичность восстановления готовности трудового коллектива к выполнению работы; планы мероприятий по формированию мотивационной готовности исполнителя к безопасной и качественной работе.

Описать каждое из свойств трудового коллектива человека и его памяти с помощью математических зависимостей, описывающих процесс исчерпания этого свойства как ресурса с такой точностью, чтобы полученные значения ве­роятности в области малых значений можно было применять в практических расчетах, невозможно.

Ошибки влияют на безопасность ПОО на всех этапах жизненного цикла ПОО. Поэтому анализ человеческой надежности начинается с определения потенциальных источников и вероятностей человеческих ошибок на всех эта­пах жизненного цикла ПОО, предшествующих аварии.

На этапе формирования технического облика образца ПОО должны быть исключены неправильные оценки предполагаемых характеристик безопасно­сти или недостаточно подробное исследование условий эксплуатации ПОО, в результате чего они станут неадекватными.

При разработке образца ПОО должны исключаться ошибки в его конструк­тивном исполнении, методические ошибки при отработке, ошибки при со­ставлении технологической и эксплуатационной документации.

В процессе изготовления и эксплуатации ПОО персоналом не должны со­вершаться действия, не предусмотренные или запрещенные документацией. Вероятность совершения ошибок человеком зависит от многих факторов: фи­зического и психологического состояния человека, квалификации, напряжен­ности труда, вида деятельности, эргономики производственной среды и т. д. В сложных и напряженных ситуациях человек может совершить в среднем одну ошибку за 10 часов работы, т. е. интенсивность ошибок

λош = 0,1 1/(чел.⋅час).

При обращении с ПОО должны исключаться все виды ошибок:

—ошибки пропуска, когда человек не выполняет заданное действие;

—ошибки выполнения, когда действия выполняются неправильно (в частно­сти, ошибки в выборе, когда исполнитель выполняет действие не с указанным в документации элементом конструкции; ошибки в последовательности действий, когда исполнитель совершает действия правильно, но не в заданной документа­цией последовательности; ошибки во времени, когда исполнитель выполняет действие не в заданное документацией время);

—качественные ошибки, когда исполнитель выполняет действие, параметры которого выходят за предельные значения, предусмотренные документацией;


Опасности территорий и видов деятельности

— ошибки при принятии решений в случае возникновения аварийных ситуа­ций с ПОО.

Последняя категория ошибок обусловлена разнообразием аварийных cиту-аций, в которых может оказаться ПОО. При разработке конструкции конкрет­ного образца ПОО, составлении технологической и эксплуатационной доку­ментации невозможно предусмотреть все возможные аварийные ситуации, поэтому отработка его безопасности осуществляется по отношению к типич­ным, вероятным и наиболее неблагоприятным ситуациям.

В реальных условиях аварийная ситуация может отличаться от принятой модели, и при ее реализации необходимо принимать конкретные решения, не предусмотренные в документации, которые могут оказаться неадекватны­ми сложившейся обстановке.

Для анализа и прогнозирования ошибок важную роль играет база данных — систематическая статистика совершённых ошибок. В случае совершения опасных ошибок незамедлительно проводятся конструктивные и организаци­онно-технологические изменения, направленные на исключение подобных ошибок или на обеспечение нечувствительности к ним объекта.

Необходимо учитывать вероятность ошибки для любого действия, совер­шаемого человеком. Сквозной анализ ожидаемых действий позволяет создать перечень потенциальных ошибок.

Прогноз надежности человека дается с позиций общих психологических закономерностей поведения людей и с учетом структуры деятельности ра­ботника в реальных технических, технологических, социальных и психологи­ческих условиях.

Профессиональная надежность работника проявляется в работоспособно­сти и функциональной готовности его психики работать в нормальных и экст­ремальных условиях на заданном уровне качества.

Профессиональные знания, соответствующие квалификации, обеспечива­ют психологическую готовность работника к действиям. Однако не каждый человек способен применить профессиональные знания в затруднительных ситуациях или при низкой мотивации на выполнение действий. Определяю­щими в обеспечении психологической готовности персонала применить про­фессиональные знания являются его личностные психологические и психо­физиологические данные.

Центральное место в проблеме обеспечения надежности и качества работы персонала занимает психологическая готовность к работе в меняющихся усло­виях. Эта проблема решается через оптимизацию как внешних средств деяте­льности, так и совершенствование психологических структур личности опера­тора.

На уровень психологической готовности персонала к работе оказывают влияние: профессиональная компетентность (знания, умения, навыки); функ­циональное состояние (утомление, внимание, острота реагирования, здоро­вье); личностные психологические качества (ответственность, добросовест­ность, выдержка); социально-психологический климат в коллективах (сла­женность, конфликтность, социальные ценности); социальные условия рабо­ты и жизни персонала (оборудование рабочих мест, автоматизация и др.).


Глава 4

Способы повышения надежностиперсонала:

—квалификационный и психофизиологический отбор, обучение и трениров­ка кандидатов на тренажерах;

—автоматизация рутинных операций, не требующих интеллектуальных усилий;

—усовершенствование рабочего места, информационного обеспечения и под­держки оператора, организации управления, взаимодействия и распределения ответственности персонала.

Принципы обеспечения безопасности потенциально опасных объектов за счет снижения роли человеческого фактора:

—приоритет техническим мерам безопасности над организационными. Чем больше принято технических мер и чем совершеннее каждая из них, тем меньше влияние на безопасность ПОО оказывает человеческий фактор. Однако вряд ли когда-нибудь удастся исключить это влияние полностью; исключение человека из процесса управления потенциально опасным объектом пока является несвое­временным и неэффективным, учитывая уникальные свойства человека нахо­дить оптимальные решения в сложных ситуациях;

—создание условий для принятия правильных решений по предотвращению аварий (внедрение систем поддержки принимаемых решений);

—разработка и совершенствование различных организационных мер обеспе­чения безопасности потенциально опасных объектов, дополняющих технические меры и, по возможности, компенсирующих их несовершенство.

Организационными мерами снижения предпосылок для совершения пер­соналом ошибочных и злоумышленных действий, могущих привести к нега­тивным последствиям, являются: организация отбора персонала по медицин­ским и психофизиологическим характеристикам, морально-волевым качест­вам, уровню образования и выявленным способностям; проверка медицин­ского и психофизиологического состояния персонала непосредственно перед проведением опасных работ; совершенствование норм и правил безопасности при проведении опасных работ; обучение персонала нормам и правилам безо­пасности и периодическая проверка знаний; соблюдение правила нескольких лиц при проведении опасных операций; отработка персоналом практических навыков на макетах и тренажерах; инструктаж перед проведением опасных ра­бот.

Кроме организационных мер, направленных на устранение предпосылок к совершению опасных действий с потенциально опасными объектами, суще­ствуют факторы, не связанные с объектами: проведение внутренней государ­ственной политики, отвечающей интересам большинства граждан, повыше­ние уровня жизни персонала объектов; проведение взвешенной внешней по­литики, направленной на укрепление взаимопонимания в отношениях с дру­гими государствами и достижение мира между народами; проведение нацио­нальной политики, обеспечивающей равные права всех народов и этнических групп, населяющих Россию.

Одним из способов повышения мотивационной надежности персонала по­тенциально опасных объектов является повышение культуры безопасности, которая предполагает высокую квалификационную и психологическую подго­товленность всех лиц и при которой обеспечение безопасности АЭС является


Опасности территорий и видов деятельности

приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самоосозна­нию ответственности и самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность. Культура безопасности является проблемой человеческого фактора, который играл решающую роль во многих авариях. Недостаток куль­туры безопасности явился одной из главных причин аварии на Чернобыль­ской АЭС. Достижение культуры безопасности обеспечивается через систему подготовки кадров и повышения квалификации, экологическое образование. Отметим, что благодаря принимаемым мерам в последние годы уже не более 50 % аварий отнесено на счет человеческого фактора [15].

Человеческий фактор регулируется в процессе потенциально опасной дея­тельности с помощью различных видов контроля. Выполнение особо опасных операций контролируется представителем ОТК и другими лицами. На коллек­тивном уровне в производственных цехах проводятся дни (недели, декады) качества и техники безопасности, проводятся обсуждения соответствующих вопросов, организуются специальные выставки.

Достижение безошибочного и своевременного выполнения действий и дея­тельности в целом является результатом надежного функционирования раз­личных подсистем организма и психики человека. Надежность работы челове­ка находится в прямой зависимости от качества его профессиональной подго­товки, индивидуальных особенностей, в том числе свойств нервной системы и личностных факторов. Если не затрагивать профессиональную подготовку, то можно сказать, что надежность персонала во многом определяется уровнем его здоровья, так как «здоровье — это состояние полного физического, психи­ческого и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или фи­зических дефектов» (ВОЗ, 1948 г.).

Здоровье граждан России в настоящее время находится на низком уровне. Состояние здоровья персонала потенциально опасных объектов отражает тен­денции в здоровье населения страны. Такой персонал — в состоянии стресса, депрессии, дезадаптации — не может быть допущен к работам с потенциально опасными объектами. Для этого на объектах необходимы современные мето­дики психофизиологического контроля персонала.

Здоровье, рассматриваемое как составляющая государственной безопасно­сти, зависит от трех факторов: наследственности, среды обитания и образа жизни. К образу жизни надо отнести и вредные привычки человека (алкого­лизм и наркомания), которые отрицательно влияют на здоровье и прежде все­го на его психическую составляющую.

Профессиональный отбор персонала. Установлено, что до 80 % инциден­тов на потенциально опасных объектах обусловлены ошибками оперативного, ремонтного и руководящего персонала, но в 70 % случаев правильные дейст­вия персонала предотвращают аварии. Это говорит о важности психологиче­ской профессиональной готовности персонала к работе в меняющихся усло­виях.

Для отбора работников, участвующих в опасных операциях, проводятся:

—собеседование;

—психофизиологическое обследование;

—медицинское освидетельствование с выдачей заключения о пригодности к таким работам;


Глава 4

— обучение работников, специфика деятельности которых требует дополни­тельной специальной подготовки, с последующей аттестацией в соответствии с требованиями для конкретного вида работ; изучение инструкций и сдача экза­менов по технике безопасности с периодической проверкой знаний; обучение операциям для конкретных видов работ.

Психологическая профессиональная деятельность осуществляется в соот­ветствии с международными профессионально-этическими стандартами и другими документами. Так, правовые основы проведения медицинских осмотров и психофизиологических обследований в атомной отрасли России составляют: Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан; Осно­вы Законодательства РФ об охране труда; Трудовой кодекс РФ; Федеральный закон «Об использовании атомной энергии»; Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенно­го характера»; Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и ста­тусе спасателей»; Постановление Правительства РФ от 01.03.1997 г. ¹ 233 «О перечне медицинских противопоказаний и перечне должностей, на кото­рые распространяются данные противопоказания, а также о требованиях к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии»; Приказ Минздрава РФ от 14.03.1996 г. ¹ 90 «О порядке проведения предварительных и периоди­ческих медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допус­ка к профессии»; Приказ Минздрава РФ от 09.04.1997 г. «О порядке проведе­ния медицинских осмотров и психофизиологических обследований работни­ков объектов использования атомной энергии»; Приказ Министерства РФ по атомной энергии от 20.11.1996 г. ¹ 694 «О введении в действие Методиче­ских рекомендаций по организации и методам психологического обеспечения кадровой службы на предприятиях отрасли».

Однако пока психофизиологические обследования при осуществлении опасных видов деятельности в полном объеме не регламентированы законода­тельными актами. Так, действующая в Федеральном агентстве по атомной энергии России система медицинских осмотров в настоящее время не позво­ляет в полной мере оценить состояние здоровье персонала потенциально опасных объектов.

В какой-то мере психофизиологические обследования персонала потенци­ально опасных объектов могли бы дать более объективную оценку состояния их здоровья и уменьшить риск несанкционированных действий. Закон РФ «Об использовании атомной энергии» ¹ 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. и ряд подзаконных актов вводят обязательное проведение психофизиологических обследований в процедуре медицинских осмотров. Но существующие методи­ки психофизиологических обследований не позволяют получить достаточно объективную картину состояния здоровья персонала (требуют длительного времени для обследования личности и высокой квалификации обслуживаю­щего персонала, как, например, при работе на полиграфе). На психофизиоло­гическое обследование персонала по методикам, применяемым в группе профотбора (тесты), требуется несколько часов.

Одним из современных методов психофизиологического обследования персонала является электрографический метод исследования состояния чело-


Опасности территорий и видов деятельности

века, в частности, метод газоразрядной визуализации (ГРВ), основанный на эффекте Кирлиан («высокочастотное фотографирование»). Газоразрядная визуализация — это компьютерная регистрация и анализ свечений, индуциро­ванных объектов, в том числе и биологических, при стимуляции их электро­магнитным полем с усилением в газовом разряде. Вид газоразрядных изобра­жений меняется при изменении состояния человека. Установлено, что в кар­тине излучений пальцев рук человека, снятых в газовом разряде, отражается как его физическое состояние, так и психоэмоциональное, психическое со­стояние (еще немецкий исследователь Петер Майдель нашел соответствие зон кончиков пальцев различным органам организма).

При регистрации информации прибором «ГРВ-Камера» испытуемый ста­вит поочередно пальцы рук на электрод из оптического стекла, и при подаче короткого (10 мкс) импульса напряжения на поверхности электрода возникает скользящий разряд, который фиксируется оптической системой прибора. Съем показателей осуществляется с пальцев рук человека с последующим про­странственным компьютерным изображением энергетического поля всего тела человека (процедура занимает около 3 мин.).

Эффект Кирлиан является одним из немногих инструментальных методов, позволяющих оценить состояние не отдельных органов или систем, а всего организма в целом. Структура кирлиановского свечения пальцев рук человека отражает широкий спектр его энергетических, психологических, физических и эмоциональных особенностей. Если человек находится в нормальном пси­хофизическом состоянии, то наблюдается ровное яркое свечение, а если в со­стоянии стресса, то свечение носит рваный характер.

Применение психофизиологического контроля персонала потенциально опасных объектов снижает риск несанкционированных действий со стороны персонала этих объектов.