Сертификация лесной продукции и продуктов ее переработки по признаку происхождения

Данный вид сертификации включает:

– представление заявки на сертификацию лесной продукции;

– анализ документов системы идентификации продукции заявителя;

– аудит идентификации лесной продукции и продуктов ее переработки по признаку происхождения на каждом участке технологической цепи;

– рассмотрение результатов аудита и принятие решения о выдаче сертификата соответствия на лесную продукцию и продукты ее переработки по признаку происхождения, заключение соглашения по сертификации;

– оформление и выдачу сертификата соответствия, соглашения по сертификации и другой документации, определенной условиями договора;

– инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

Заявитель на сертификацию лесной продукции направляет в орган по сертификации с соответствующей областью аккредитации заявку, исходную информацию, заполненную анкету-вопросник, документы системы идентификации лесной продукции и технологическую документацию на заявленную к сертификации продукцию.

Орган по сертификации должен зарегистрировать заявку и принять решение по заявке в течение пяти дней с даты поступления. Принятие решения по заявке включает: рассмотрение заявки с учетом области аккредитации органа по сертификации; принятие заявки к исполнению или отказ в принятии заявки; направление заявителю решения по заявке.

Анализ документов системы идентификации лесной продукции и продуктов ее переработки по признаку происхождения осуществляется назначенной руководителем органа по сертификации группой по аудиту или экспертом-аудитором, входящим в состав группы по аудиту, под наблюдением руководителя группы по аудиту.

На основании результатов анализа документов системы лесоуправления и лесопользования и информации об устранении замечаний орган по сертификации готовит и направляет заявителю решение о проведении аудита идентификации продукции, которое подписывает руководитель органа по сертификации.

Аудит идентификации лесной продукции предусматривает проверку соответствия специального учета и идентификации применяемых сырья и материалов, полученных или изготовленных из лесной продукции, происходящей из сертифицированных лесов, обеспечивающих отличие от продукции другого происхождения, требованиям ТКП 5.4.03.

В зависимости от типа и вида сертифицируемой лесной продукции, сырья и материалов, полученных или изготовленных из лесной продукции, происходящей из сертифицированных лесов, определяются основные этапы прохождения для сертифицированной продукции.

Основными этапами прохождения являются: заготовка; транспортирование к месту переработки (обработки, потребления); переработка (обработка); упаковка; складирование; хранение; реализация потребителю.

Специальный учет и идентификация на каждом этапе включают:

– подтверждение наличия у поставщиков лесной продукции, происходящей из сертифицированных лесов, действующих сертификатов соответствия либо иной информации, подтверждающей происхождение лесной продукции, сырья и материалов;

– наличие товаросопроводительных документов, подтверждающих происхождение из сертифицированных лесов сырья и материалов, приобретаемых и используемых заявителем в производстве лесной продукции;

– наличие достоверных и проверяемых данных об объемах сырья, поступающего от разных поставщиков, в том числе сертифицированного и не сертифицированного по признаку происхождения;

– наличие на продукции либо в сопроводительной документации к ней данных о поставщиках сырья и материалов, использованных для производства данной продукции;

– подтверждение происхождения лесной продукции, сырья и материалов, полученных или изготовленных из лесной продукции, происходящей из сертифицированных лесов, на этапах прохождения лесной продукции, относящихся к технологическим процессам заявителя, путем физического разделения сертифицированного и не сертифицированного по признаку происхождения сырья, в том числе:

а) направлением в отдельные цеха либо производственные линии;

б) использованием в одном и том же цехе в разное время;

в) маркировкой сертифицированного сырья, промежуточного продукта и конечной продукции на каждом этапе переработки.

Анализ состояния производства осуществляется в целях получения доказательств того, что система управления производством позволяет однозначно выделить и идентифицировать процессы, связанные с получением, переработкой и отгрузкой продукции, изготовленной из сырья и материалов, полученных или изготовленных из лесной продукции, происходящей из сертифицированных лесов.

Идентификация лесной продукции соответствует ТКП 5.4.03 и другим ТНПА, если:

– несоответствия отсутствуют;

– имеются несущественные несоответствия, которые могут быть устранены в процессе работы группы по аудиту или в течение двух месяцев после их выявления;

– обнаружено не более трех существенных несоответствий. В этом случае руководитель группы по аудиту совместно с заявителем определяет сроки устранения несоответствий (не более шести месяцев).

Идентификация лесной продукции признается не соответствующей ТКП 5.4.03 и другим ТНПА, если она содержит более трех существенных несоответствий. В этом случае сертификация лесной продукции заявителя осуществляется после устранения всех несоответствий (но не ранее чем через шесть месяцев).

При положительных результатах аудита идентификации лесной продукции руководитель группы по аудиту докладывает на совете по сертификации органа по сертификации о результатах проверки и возможности выдачи сертификата соответствия.

Совет по сертификации органа по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия. Срок действия сертификата – три года. Сертификат соответствия на лесную продукцию должен быть зарегистрирован в Реестре Системы лесной сертификации.

Орган по сертификации осуществляет плановый и внеплановый инспекционный контроль за сертифицированными системами лесоуправления и лесопользования, лесной продукцией заявителя в течение всего срока действия сертификата соответствия. Инспекционный контроль проводит группа по аудиту, сформированная органом по сертификации.

Периодичность проведения планового инспекционного контроля определяет орган по сертификации в соответствии с программой инспекционного контроля, но не менее одного раза в год. Планируемая дата проведения инспекционного контроля доводится органом по сертификации до сведения владельца сертификата соответствия.

Внеплановый инспекционный контроль может проводиться по решению руководителя органа по сертификации в следующих случаях:

– при поступлении обоснованной информации о претензиях к сертифицированной системе лесоуправления и лесопользования от природоохранных, экологических общественных организаций, а также органов, осуществляющих контроль за ведением лесного хозяйства;

– при поступлении обоснованной информации о претензиях к подтверждению происхождения лесной продукции, на которую выдан сертификат соответствия, от потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих контроль за подтверждением происхождения лесной продукции;

– при внесении существенных изменений в документы, регламентирующие устойчивое лесоуправление и лесопользование, идентификацию лесной продукции заявителя, в организационную структуру заявителя, технологическую документацию и других изменений, влияющих на стабильность системы лесоуправления и лесопользования, идентификацию лесной продукции.

Орган по сертификации может временно приостановить (не более чем на шесть месяцев) действие сертификата соответствия.

Орган по сертификации имеет право отменить (аннулировать) действие сертификата соответствия, если не устранены несоответствия, выявленные при аудите, при инспекционном контроле, а также в период приостановления сертификата соответствия. Сертификат соответствия автоматически перестает действовать с момента прекращения деятельности организации.

Информация о приостановлении, отмене действия или аннулировании сертификата соответствия с указанием причин письменно доводится органом по сертификации до сведения организации, Госстандарта и других заинтересованных организаций. Отмененный сертификат соответствия исключается из Реестра Системы лесной сертификации.

На сертифицированную лесную продукцию и продукты ее переработки по признаку происхождения может наноситься Знак лесной сертификации. Право применения Знака лесной сертификации предоставляется организации, получившей сертификат соответствия на систему лесоуправления и лесопользования, лесную продукцию и продукты ее переработки по признаку происхождения в Системе лесной сертификации.

Организация может применять Знак лесной сертификации в течение срока действия сертификатов соответствия. Владелец сертификатов соответствия несет ответственность за неправильное применение Знака лесной сертификации.

Рассмотрение жалоб и апелляций. Если организация желает опротестовать решение органов по сертификации по результатам сертификации и инспекционного контроля, она должна подать письменную жалобу в орган по сертификации не позднее месяца после получения акта по результатам сертификации. Подача жалобы не приостанавливает действия принятого решения.

Жалоба рассматривается на совете органа по сертификации не позднее одного месяца после ее получения. О принятом решении письменно информируют организацию, подавшую жалобу.

В случае несогласия с решением совета органа по сертификации по жалобе заявитель вправе обратиться в Апелляционный совет Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. При этом к заявлению по спорным вопросам прикладываются документы, связанные с предметом конфликта.

Апелляционный совет устанавливает срок и порядок решения спорных вопросов и в случае необходимости назначает повторный аудит специально сформированной для этой цели группой по аудиту.

Подаваемые жалобы и апелляции оформляются в произвольной форме.

Контрольные вопросы

1. Какие виды лесной сертификации осуществляются в Республике Беларусь?

2. Перечислите основные этапы проведения работ по лесной сертификации.

3. Что включает понятие «предварительный аудит системы»?

4. Как осуществляется обследование в процессе аудита?

5. Когда система лесоуправления и лесопользования признается несоответствующей ТНПА?

6. Каков срок действия сертификата соответствия системы?

7. Какой состав необходимых документов, регламентирующих идентификацию лесной продукции, направляет заявитель в орган по сертификации?

8. Что предусматривает аудит идентификации лесной продукции?

9. Назовите основные этапы прохождения продукции, подлежащие специальному учету и идентификации.

10. С какой целью проводится анализ состояния производства при идентификации лесной продукции?

11. Как влияют существенные и несущественные несоответствия на результаты аудита идентификации лесной продукции?

12. В каких случаях может проводиться внеплановый инспекционный контроль сертифицированной системы?

13. Каков порядок рассмотрения жалоб и апелляций?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Федоренчик, А. С. Лесная сертификация: учеб. пособие / А. С. Федоренчик. – Минск: БГТУ, 2008. – 234 с.

2. Атрощенко, О. А. Системы лесной сертификации: обзор и анализ развития / О. А. Атрощенко, С. И. Минкевич // Труды БГТУ. Сер. I, Лесное хоз-во. – 2007. – Вып. X. – С. 26–32.

3. Егорова, З. Е. Сертификация и системы аккредитации: учеб. пособие / З. Е. Егорова. – Минск: БГТУ, 2006. – 306 с.

4. Концепция устойчивого развития лесного хозяйства Республики Беларусь до 2015 г.: одобр. пост. Кабинета Министров Респ. Беларусь 9.10.1996 г. № 594. – Минск, 1996. – 22 с.

5. Ламоткин, С. А. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учеб. пособие для студентов экономических специальностей / С. А. Ламоткин, З. Е. Егорова, Н. И. Заяц. – Минск: БГТУ, 2005. – 372 с.

6. Лесная сертификация: учеб. пособие / В. В. Коробов [и др.]. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. – 180 с.

7. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Основные положения: ТКП 5.1.01–2004. – Введ. 01.01.05. – Минск: БелГИСС, 2004. – 20 с.

8. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Система лесной сертификации. Порядок проведения лесной сертификации: ТКП 5.4.02–2005. – Введ. 01.06.06. – Минск: Белгипролес, 2005. – 40 с.

9. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Система лесной сертификации. Правила идентификации лесной продукции и продуктов ее переработки по признаку происхождения: ТКП 5.4.03–2005. – Введ. 01.06.06. – Минск: Белгипролес, 2005. – 20 с.

10. О техническом нормировании и стандартизации: Закон Респ. Беларусь от 5 янв. 2004 г. № 262-3: с изм. и доп.: текст по состоянию на 20 июля 2006 г. – Минск: Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2006. – 14 с.

11. Устойчивое лесоуправление и лесопользование. Основные положения: СТБ 1708–2006.

 

 

оглавление

   
Введение…………………………………………………………………...
Лекция 1. Основы сертификации. Устойчивое развитие и устойчивое управление лесами …………………………………………….
Лекция 2. Международные системы лесной сертификации…………...
Лекция 3. Пан-Европейская система лесной сертификации PEFC……
Лекция 4. Национальные системы лесной сертификации……………...
Лекция 5. Практика сертификации в Республике Беларусь……………
Лекция 6. Лесной комплекс и устойчивое управление лесами в Республике Беларусь…………………………………………………………
Лекция 7. Система лесной сертификации Республики Беларусь……...
Лекция 8. Основные критерии и показатели Системы лесной сертификации Республики Беларусь. ТНПА по лесной сертификации……..
Лекция 9. Общий порядок проведения работ по лесной сертификации
Литература………………………………………………………………...