Системы сертификации лесов других стран

В 1998 г. Германия наряду с Финляндией и Францией дала согласие быть координатором системы PEFC. Однако на этом пути встретились затруднения, поскольку не было национальных стандартов, согласованных с широким кругом заинтересованных сторон. Тогда же был разработан проект основных положений немецкой системы лесной сертификации FSC – Германский проект стандартов и передан в FSC на утверждение. В основе проекта лежат 10 принципов FSC. Различие состоит в критериях, уточняющих и конкретизирующих содержание принципов с учетом специфических условий Германии.

Австрия, ориентирующаяся преимущественно на импорт лесопродукции, в отличие от Скандинавских стран сделала упор на развитие рыночно ориентированной сертификации в большей степени, чем сертификации лесопользования как такового.

Отмечены три основных инициативы:

1. «Holz and Osterreich-naturlich-kontrolliert» – для маркировки заготовленной в Австрии древесины и продукции, на 50% изготовленной из австрийской древесины. Инициатива исходила от руководства лесным хозяйством и лесной промышленности Австрии.

2. Инициатива Австрийского министерства окружающей среды по созданию Рабочей группы, разрабатывающей модель сертификации лесопользования на базе стандартов ИСО.

3. Разработка системы FSC по инициативе «Непромышленных частных лесовладений».

Во Францияв 1996 г. для разработки вопросов добровольной лесной сертификации была создана Национальная рабочая группа. За основу были приняты Национальное законодательство и критерии Пан-Европейской системы. Созданная система ОРР (ORR – Organization, Regulation, Results) отражает управление с учетом сохранения окружающей среды, пригодное для частных лесовладений. Под «организацией» понимается объединение региональных институтов, регистрируемое на основе стандарта ИСО 14001. В соответствии с системой для частных владений Центрами лесовладельцев разрабатываются планы лесоуправления. Выполнение этих планов и устойчивое управление лесами контролируются центрами и другими лесными административными организациями.

Великобритания обладает незначительными лесными ресурсами и является крупнейшим импортером лесопродукции. Ее рынок очень чувствителен к продукции, производимой с учетом охраны окружающей среды. Поэтому здесь вопросы сертификации прорабатывались очень активно.

По инициативе лесопромышленного Комитета Великобритании разработана система Woodmark, основанная на рыночном подходе. Эта марка свидетельствует о происхождении древесины из лесов, управление которыми осуществляется в соответствии с законодательством и рекомендациями властей. При ее использовании требуется, чтобы 90% древесного сырья, включая вторичное, было английского происхождения.

В 1997 г. около 4000 частных и государственных участков леса имели право использовать эту марку. В то же время Бумажная Федерация Великобритании организовала Рабочую группу по лесной сертификации и предложила ввести единый логотип, объединяющий все существующие маркировочные системы. На практике это означало создание системы гармонизации различных сертификационных систем для лесоуправления и лесопродукции.

В соответствии с другой инициативой – правительственной – в 1995 г. был разработан и в 1998 г. опубликован Лесохозяйственный Стандарт Великобритании (UK Forestry Standard). Он определяет рамки для защиты и лесоуправления в будущем и отражает основные принципы, принятые в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и в Хельсинки в 1993 г.

Согласно стандарту Лесохозяйственная Комиссия планировала разработку аудиторского протокола для проведения независимой сертификации лесов в стране. В тесной связи с представителями FSC и другими организациями Комиссия провела работу по согласованию протокола со многими заинтересованными сторонами. Конечной целью был стандарт для сертификации лесоуправления, базирующийся на правительственных нормативах, и проект стандарта FSC.

В Нидерландах правительство начало проводить политику по использованию продукции из лесов с устойчивым управлением начиная с 1995 г. В 1997 г. был опубликован документ «Сертификация и устойчивое управление лесами (минимальные требования)». Четыре минимальных требования затрагивали экологические функции, адекватные управляющие системы, независимые сертифицирующие организации и жизненные системы сертификации «цепочки продукции». В маркируемом продукте допускалось наличие до 30% несертифицированного волокна с обязательным указанием при маркировке состава смеси. Практика сертификации свидетельствовала о том, что большинство продукции было оценено по системе FSC.

Также следует отметить активное участие на национальном уровне в вопросах устойчивого лесопользования и лесной сертификации таких стран, как Малайзия, Индонезия, Япония, Китай, Бразилия, стран Африки и др. Всего по информационным данным в разных регионах мира идет процесс разработки и развития более 50 национальных и международных систем лесной сертификации.

Несмотря на то, что современный рынок продукции лесного комплекса предлагает десятки систем сертификации и маркировок, подтверждающих соответствие данной продукции экологическим и социальным требованиям, реально действующими системами остаются лишь некоторые из них, остальные либо исчезают, либо сливаются с другими системами.

Для европейского рынка наиболее действенными и известными являются три международные системы: PEFS, FSC и ISO. Подтверждают это данные табл. 2 (по состоянию на 2007 г.), где приведена площадь лесов, прошедших процедуру лесной сертификации по различным схемам в разных регионах мира.

Табл. 2. Площадь сертифицированных лесов по различным