И устойчивому управлению лесами

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) была проведена Конференция ООН по окружающей среде и развитию (UNCED), которая показала определяющую роль лесов для дальнейшего развития человечества:

1. Леса с их сложными экологическими процессами необходимы для экономического развития и поддержания всех форм жизни.

2. Леса служат для получения древесины и др. продукции; являются хранилищем воды и углерода, который мог бы попасть в атмосферу в виде газа и вызвать парниковый эффект.

3. Экономическое развитие стран сопровождается необратимыми разрушениями окружающей природной среды в пределах не только национальных территорий, но и планеты в целом.

4. Национальные правительства всех стран должны принять меры по сохранению и посадке лесов с целью поддержания или восстановления экологического баланса.

5. Требуется долгосрочная политика национальных правительств по сохранению лесов и лесопользованию для конкретных участков леса на основе всестороннего сотрудничества.

С целью изменения направления дальнейшего развития цивилизации на Земле на конференции, где участвовали 179 национальных делегаций, был принят ряд документов: Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию; Конвенция ООН о защите биологического разнообразия; Заявление о принципах управления лесами. Также были одобрены Лесные принципы.

Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию провозгласила 27 принципов по правам и обязанностям стран в деле обеспечения устойчивого развития, роста благосостояния населения и сохранения окружающей среды.

Конвенция ООН о защите биологического разнообразиястала документом, с принятием которого страны взяли на себя обеспечение мер по сохранению всего разнообразия живых существ и справедливого распределения выгод от использования природных ресурсов в их разнообразии.

В принятых на конференции UNCED Заявлении о принципах управления лесами подчеркивается, что леса обладают способностью возобновления, и если управлять лесопользованием в соответствии с природоохранными требованиями, то они могут служить источником товаров и услуг, способствующих развитию.

Ведущая цель принятых Лесных принципов состоит в том, чтобы содействовать управлению лесами, их защите и устойчивому развитию, обеспечить их множественные и дополнительные функции, виды пользования и поддержание всех форм жизни. В них отмечено, что: «Устойчивое управление лесами и их использование должны проводиться в соответствии с национальной политикой развития, национальными приоритетами, руководствуясь национальными директивами в области охраны окружающей среды. При формировании таких директив следует принимать во внимание соответствующие согласованные на международном уровне методологии и критерии». Признавая, что ответственность за управление лесами, их защиту и устойчивое развитие во многих странах распределена между федеральными, провинциальными и местными уровнями управления, каждое государство в соответствии со своей законодательной базой должно следовать этим принципам на соответствующем уровне управления.

Дальнейшее развитие процесс устойчивого управления лесами получил на ряде международных конференций и встреч на различных уровнях. На конференциях, состоявшихся в Страсбурге (Франция, 1990 г.), Хельсинки (Финляндия, 1993 г.), Анталье (Турция, 1997 г.), Лиссабоне (Португалия, 1998 г.), Йоханнесбурге (ЮАР, 2002 г.), были приняты резолюции, посвященные эколого-экономическим и социальным аспектам лесоуправления и лесопользования, сохранению биоразнообразия, критериям и индикаторам устойчивого управления лесами.

На Европейской конференции в Хельсинки понятие устойчивого управления лесами было сформулировано так: «Устойчивое лесоуправление и лесопользование означает управление лесами и лесными угодьями и их использование такими способами и в таких масштабах, которые обеспечивают сохранение их биологического разнообразия, продуктивности, способности к восстановлению, жизнеспособности и потенциала выполнять в настоящее время и в будущем соответствующие экологические, экономические и социальные функции на местном, национальном и глобальном уровнях и которые не наносят ущерба другим экосистемам».

Контроль за выполнением принятых на конференции UNCED рекомендаций (в последующем и других конференций), сбор, анализ и распространение информации в направлении достижения устойчивого развития государствами был возложен на специально созданную Комиссию ООН по устойчивому развитию – UNCSD. В 1995 г. данная комиссия приняла решение создать IPF – специализированную рабочую Межправительственную группу по лесам для рассмотрения наиболее актуальных вопросов лесного сектора, торговли лесной продукцией и смежных вопросов. В качестве первоочередных программных элементов в своей работе, имеющих значение на национальном и международном уровнях, группа IPF определила:

– оценку методологий достижения устойчивого развития лесов;

– лесные исследования и оценку состояния лесных ресурсов;

– критерии и индикаторы устойчивого управления лесами;

– проблему малоиспользуемых видов деревьев;

– сертификацию и знаки соответствия лесной продукции на происхождение из устойчиво управляемых лесов;

– включение затрат на сохранение лесных экосистем в стоимость всех видов лесной продукции (древесной и недревесной);

– прозрачность рынков лесной продукции.

В рамках работы IРF в 1999 г. была высказана инициатива правительства Австралии по пересмотру роли национальных правительств в развитии лесной сертификации, как одного из инструментов содействия устойчивому управлению лесами.

Среди ряда глобальных соглашений, направленных на прямую или косвенную защиту природных экосистем, и в частности лесов, можно отметить Рамсарскую конвенцию и Рамочную конвенцию ООН об изменении климата.

Рамсарская конвенция, или Конвенция о водно-болотных угодьях, заключенная 2 февраля 1971 г., является специализированной, предметом которой выступают только водно-болотные угодья. Участниками Конвенции являются более 60 стран, включая Россию и Беларусь. Основная цель документа – выявление и сохранение наиболее ценных водно-болотных угодий: морских заливов, озер, участков речных долин, заболоченных территорий. Эти угодья должны быть типичными или уникальными для соответствующего региона, иметь особую ценность для поддержания биологического разнообразия.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992 г.) и Киотский протокол к ней (1997 г.) обязывают страны, ратифицировавшие их, разрабатывать, осуществлять и постоянно обновлять национальные программы, содержащие меры по смягчению изменений климата путем ограничения выбросов и усиления поглощения парниковых газов растительностью. Цель протокола – сокращение группой развитых стран и стран, находящихся в процессе перехода к рыночной экономике, среднегодового совокупного выброса парниковых газов в 2008–2012 гг. не менее чем на 5% по сравнению с 1990 г. Обязательства государств-участников на последующие периоды выполнения Киотского протокола пока не приняты.

В настоящее время Киотский протокол ратифицирован Европейским Союзом, Россией, Японией. С августа 2005 г. его участником стала и Республика Беларусь. Для реализации положений Киотского протокола в Беларуси предусмотрено 8%-ное снижение в 2008–2012 гг. выбросов парниковых газов. За период с 1990 г., когда промышленность выбрасывала в атмосферу до 110 млн. т СО2, валовые выбросы вредных веществ в атмосферу на территории Республики Беларусь снизились на 20% и, по мнению экспертов Международного энергетического агентства, будут оставаться ниже уровня 1990 г., по крайней мере, до 2010 г., т. е. обязательства Беларуси по Рамочной конвенции ООН об изменении климата выполняются.

Для снижения затрат развитых стран по выполнению обязательств по протоколу предусмотрена торговля единицами сокращения выбросов (квотами) парниковых газов, достигнутыми в результате снижения эмиссий внутри стран. Однако международная процедура зачета и сертификации результатов проектной деятельности до сих пор не разработана.

Обобщая обзор мирового переговорного процесса по лесам, можно утверждать, что человечество движется к новой доктрине взаимоотношений с лесами, в частности на основе критериев и индикаторов устойчивого управления лесами (с сохранением ненарушенности лесных экосистем) и сертификации лесной продукции по всей цепочке потребления.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит роль сертификации?

2. Чем отличается сертификация от аккредитации?

3. Приведите основные элементы Системы сертификации.

4. Чем отличается сертификат от декларации о соответствии?

5. Что такое обязательная и добровольная сертификация?

6. Назовите современные области сертификации.

7. Каковы основные цели Системы сертификации?

8. Приведите основные этапы развития концепции научного или устойчивого лесоводства.

9. Приведите общепринятую формулировку понятия устойчивого развития.

10. Охарактеризуйте основные международные соглашения, ставшие основой развития концепции устойчивого развития и устойчивого управления лесами.

11. Какие основные документы были приняты на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (UNCED)?

12. Какие основные положения составили Декларацию Конференции UNCED?

13. Приведите формулировку устойчивого лесоуправления и лесопользования?

14. Что такое UNCSD и IPF?

15. Охарактеризуйте Рамсарскую конвенцию.

16. В чем сущность Киотского протокола?