П. 8.4. Тотемизм.
В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от северо-индейского «ототем» — его род). Тотетизм — это вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным (реже — явлениями природы).
Существует родовой, фратриальный (от греч. фратрия—братство), групповой, половой и индивидуальный тотемизм. Какой из этих типов следует считать древнейшим? По мнению большинства исследователей, тотемы фратрий были древнейшими. Фратрии (подразделение племени, совокупность нескольких родов) возникали по мере разложения племен на более мелкие родовые группы.
От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.
Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ. В Китае в древний период племя инь (Иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. В японском синтоизме с пережитками тотемизма связано почитание животных: лисиц, обезьян, черепах, змей и др. Весьма вероятно, что известное предание о волчице, вскормившей легендарных Ро-мула и Рема, основателей Рима, — тоже отголосок тотемизма.
Прослеживается влияние тотемистских пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде.
Вывод.
В данной главе были рассмотрены основные особенности первобытной культуры и искусства на различных этапах.
· На самом раннем этапе в изобразительном искусстве господствовал натурализм.
· Затем наблюдаются черты определенного художественного схематизма.
· На третьем этапе вновь проявляется интерес к детализации изображения.
· На четвертом этапе прослеживается стилизация, замена живых образов знаками, символами.
Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Может быть, стоит прислушаться к мнению известного немецко-американского этнографа Ф. Бооса (1 858—1942):
Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказываются скорее кажущимися, в действительности основные черты ума — одинаковы. Главные показатели интеллекта «являются общими для всего человечество.
Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.
На кальцитовой породе изображены загадочная лошадь, украшенная горошинами и отпечаток руки.
Пеш – Мерль. Франция.
Основные термины и понятия
Анимизм Неолит
Бронзовый век Палеолит
«Венеры» Погребения:
Ориньякская культура курганы,
Дольмены мегалиты,
Железный век гробницы,
Каменный век грунтовые
Кромлехи Поселения:
Крепости стоянки,
Кьекенмеддинги селища,
Магия городища
Майкопская культура Римские террамары
Медный век Синкретизм
Мезинская стоянка Тотемизм
Мезолит Фетишизм
Вопросы для повторения
1. В чём заключается особенность живописи, графики и скульптуры первобытного человека?
2. Насколько правомерны утверждения учёных о «реализме» изобразительного искусства первобытного человека?
3. Назовите виды поселений и погребений первобытной эпохи7
4. Какие крупнейшие центры первобытной культуры на территории нашей страны и Западной Европы вы могли бы назвать?
5. Как вы понимаете термины «синкретизм» и «архетип»?
6. В чём и как проявился синкретичный характер первобытной культуры?