Анализ деятельности эмитента.

 

(1) Для успешной работы на финансовых рынках необходимо постоянно выполнять текущий и перспективный анализ ситуации на рынках, необходимо владеть надежными методами анализа различных инструментов и прогнозирования изменения их цен и доходности. Прежде всего, такая задача возникает для выбора возможных направлений вложений средств в различные виды финансовых инструментов, для выбора тех из них, которые являются наиболее эффективными с точки зрения сочетания доходности и риска, то есть необходимо уметь всесторонне и обстоятельно анализировать ситуацию на рынке и инструменты, которые на нем обращаются.

Одним из наиболее распространенных методом анализа рынка ценных бумаг, который также хорошо используется для анализа других рынков и активов, является фундаментальный анализ.

Особенностью этого метода анализа является то, что с его помощью производится рассмотрение существа происходящих на рынке процессов, изучение причин, вызывающих изменение экономической ситуации, выявление при этом сложных взаимосвязей между различными явлениями, происходящими на исследуемом рынке и его секторах, на смежных рынках. Кратко можно сказать, что фундаментальный анализ изучает причины, двигающие рынком. При этом имеется в виду рассмотрение причин, влияющих или которые будут влиять на изменение цен.

Следует отметить, что фундаментальные факторы являются ключевыми макроэкономическими показателями состояния национальной экономики, действующим в среднесрочной перспективе, воздействующими на участников валютного рынка и уровень валютного курса.

В полном объеме фундаментальный анализ выполняется на четырех основных уровнях или этапах (при необходимости можно сокращать объемы или исключать определенные этапы этого анализа):

- рассмотрение состояния экономики и фондового рынка в целом. Макроэкономический анализ предполагает рассмотрение динамики и прогнозов темпа роста ВВП, уровня инфляции, уровня занятости, объемов экспортно-импортных операций, направленности денежно-кредитной и фискальной политики, а также изучение общеполитического фона. При этом следует рассматривать и проводить анализ не только данных официальных источников информации, но также и не официальных, которые способны оказать влияние на сложившуюся ситуацию;

- отраслевой анализ. Данный вид анализа предполагает ранжирование отраслей по уровню инвестиционной привлекательности, который основывается на анализе таких характеристик как деловая активность, перспективы, а также сильные и слабые стороны отрасли в целом. В данном разделе должна быть представлена зависимость развития отрасли от экспортно-импортных операций, государственной поддержки и политического фона;

- региональный анализ. Региональный анализ или выбор соответствующих регионов для инвестиций, выбор предприятий по регионам страны в соответствии с заранее определенными критериями или требованиями к региональной политике и экономике. Региональные факторы, как и отраслевые, носят устойчивый характер не менее года. Отраслевой и региональный анализы проводятся экспертным путем;

- анализ инвестиционной привлекательности объектов инвестирования. Рассматривается динамика и прогноз результатов финансово-хозяйственной деятельности. Отдельно подвергаются анализу структура и качество менеджмента, маркетинговые и сбытовые службы предприятия.

Основные индикаторы фундаментального анализа:

- Average hourly earnings. Средняя почасовая заработная плата. Является индикатором потенциальной инфляции, связанной с ростом стоимости рабочей силы.

- Average workweek. Средняя рабочая неделя. Используется для долгосрочного анализа состояния занятости в стране.

- Beige book. Экономический обзор Федеральной резервной системы США "Бейдж бук".
Производится двенадцатью Федеральными резервными банками США.

- Building permits. Разрешения на строительство. Индикатор показывает количество разрешений на строительство новых домов. Индикатор очень чувствителен к изменению основных процентных ставок, так как под строительство необходимо брать банковские кредиты. Рост его значения оказывает положительное влияние на финансовые рынки.

- Business inventories. Запасы произведенных товаров, комплектующих и полуфабрикатов на складах. Существует следующая закономерность: увеличение запасов в течение нескольких месяцев может свидетельствовать о наличии застойных явлений в экономике. Влияние этого индикатора на рынок ограничено. Однако устойчивая тенденция в его динамике имеет большое влияние на рынок. Рост значения индекса оказывает негативное влияние на финансовые рынки.

- Capacity utilisation. Емкость использования. Определяет степень использования производительного потенциала экономики страны. Уровень 85% говорит о хорошем балансе между экономическим ростом и уровнем инфляции. Превышение этого уровня вызывает инфляционные процессы в экономике страны. Оказывает ограниченное влияние на рынок.

- Chicago PMI index. Индекс деловой активности Ассоциации Менеджеров в Чикаго. Он представляет собой результаты опроса менеджеров по закупкам в сфере промышленности из Чикаго. Этот индекс затрагивает состояние производственных заказов, цен на производимую продукцию и товарных запасов на складах. Цифры ниже "45-50" являются индикатором замедления темпов развития экономики.

- Construction spending. Затраты на строительство. Индикатор выражается в виде индекса по отношению к предыдущему периоду рассмотрения и в виде абсолютного значения величины затрат. Индикатор очень чувствителен к изменению основных процентных ставок, так как под строительство необходимо брать банковские кредиты. Эти данные, в силу особенностей рынка недвижимости, подвержены сезонным колебаниям. Процесс строительства напрямую связан с состоянием доходов населения. Поэтому, увеличение объемов строительства характеризует улучшение его благосостояния и здоровое развитие экономики. Оказывает ограниченное влияние на рынок.

- Consumer confidence. Индекс доверия потребителей. Этот обзор является попыткой измерить оптимизм потребителей. Индекс рассчитывается с 1967 года. Сначала он был равен "100". Оказывает ограниченное влияние на рынок, так как он может не отражать реальное состояние экономики. Рост значения индекса является положительным фактором для развития национальной экономики и приводит к росту финансовых рынков.

- Consumer credit. Потребительский кредит. Отражает объем использования американцами системы кредита через кредитные карточки, личное заимствование и покупки в рассрочку. Является индикатором потребительского спроса. Большое значение этого индикатора свидетельствует о том, что потребители не боятся "залезать в долги" для удовлетворения своих материальных потребностей.

- Consumer price index (CPI). Индекс потребительских цен. Определяет изменение уровня розничных цен на "корзину" товаров и услуг. Индекс потребительских цен считается более достоверным, если в нем не учитываются пищевая и энергетическая отрасли промышленности. При расчете индекса учитываются цены на импортные товары и услуги. Индекс потребительских цен является главным индикатором уровня инфляции в стране. Этот индекс анализируют вместе с показателем "PPI" (Индекс промышленных цен). Если экономика развивается в нормальных условиях, то рост показателей CPI и PPI может привести к повышению основных процентных ставок в стране.

- Current account (Balance of payments). Платежный баланс. Представляет собой соотношение между суммой платежей, поступающих из-за границы, и суммой платежей, идущих за границу. Если поступающие в страну платежи превышают выплаты другим странам и международным организациям, платежный баланс является активным (положительное сальдо), если же наоборот - то пассивным (отрицательное сальдо). Положительное сальдо (или уменьшение величины отрицательного сальдо) является благоприятным фактором для финансовых рынков. Оказывает ограниченное влияние на рынок.

- Durable goods orders. Заказы на товары длительного пользования. К товарам длительного пользования относятся товары со сроком службы более трех лет. К ним относятся: автомобили, мебель и др. Для того, чтобы выделить изменчивость, присущую военным и транспортным заказам, из этого индикатора выделяют показатели, которые не учитывают заказы для оборонной промышленности (Durable goods orders excluding defence) и транспортные заказы (Durable goods orders excluding transportation). Этот индикатор является важным для рынка, так как он дает представление об уверенности потребителей этой продукции в текущей экономической ситуации. Поскольку товары длительного пользования стоят достаточно дорого, то увеличение числа заказов на них показывает готовность потребителей тратить на них свои средства. Таким образом, рост этого показателя является положительным фактором для развития экономики и приводит к росту стоимости активов, обращающихся на финансовых рынках.

- Employment cost index. Индекс стоимости рабочей силы. Он может служить индикатором наличия инфляционных процессов в экономике страны. Используется для средне- и долгосрочных прогнозов.

- Existing home sales. Количество проданных домов, построенных ранее. Может давать представление об оптимизме потребителей (покупательской уверенности). Процесс строительства напрямую связан с состоянием доходов населения. Поэтому, увеличение объемов строительства характеризует улучшение его благосостояния.

- Export prices. Цены на экспорт. Индекс отражает изменение цен на экспорт за месяц. Является индикатором инфляции. Оказывает ограниченное влияние на рынок.

- Factory orders. Производственные заказы. Производственные заказы включают в себя заказы на товары длительного (более 50% всех заказов) и кратковременного пользования. К товарам кратковременного пользования относятся продукты питания, одежда, товары легкой промышленности и товары, рассчитанные на эксплуатацию с товарами длительного пользования. К товарам длительного пользования относятся товары со сроком службы более трех лет.

- Federal budget. Государственный бюджет. Характеризует соотношение между доходами государства и его расходами. При превышении уровня доходов государства над его расходами образуется положительное сальдо. При превышении уровня расходов государства над его доходами образуется отрицательное сальдо (дефицит). Этот показатель оказывает незначительное влияние на рынок. Обычно его используют для долгосрочного анализа экономики.

- GDP - Gross domestic product. Валовый внутренний продукт (ВВП). Является главным индикатором, отражающим состояние национальной экономики. Согласно кейнсианской модели развития экономики, ВВП можно представить в следующем виде: GDP = C + I + S + E - M, где С - потребление, I - инвестиции, S - государственные расходы, E - экспорт, M - импорт. ВВП выражается в виде индекса по отношению к предыдущему периоду рассмотрения, и в виде абсолютного значения суммы цен на произведенные товары и услуги. Оказывает значительное влияние на рынок. Рост ВВП приводит к росту финансовых рынков.

- GDP advance. Валовый внутренний продукт (ВВП) - предварительное значение. Этот индикатор является первой ступенью трех уровней данных о ВВП, которые публикуются каждый квартал. Они выходят в следующей последовательности: advance - provisional (revised) - final.

- GDP deflator. Дефлятор ВВП. Это отношение текущего значения ВВП к его базовому значению. Отражает величину инфляционной составляющей в значении ВВП. Публикуется одновременно с ВВП. Оказывает значительное влияние на рынок.

- GDP final. Валовый внутренний продукт (ВВП) - окончательное значение. Это обновление "пересмотренного значения" ВВП (provisional). Чаще всего отличия между ними минимальные. Поэтому эти цифры не влияют на рынок.

- GDP provisional (revised). Валовый внутренний продукт (ВВП) - пересмотренное значение. Это обновление (пересмотр) "предварительного значения" ВВП (advance).

- Housing starts. Строительство новых домов. Индикатор показывает количество новых домов, строительство которых уже началось. Он очень чувствителен к изменению основных процентных ставок в стране, так как под строительство необходимо брать банковские кредиты. Процесс строительства напрямую связан с состоянием доходов населения. Поэтому увеличение объемов строительства характеризует улучшение его благосостояния.

- Humphrey-Hawkins testimony. Это выступление главы Федеральной резервной системы США (Federal Reserve) перед двумя банковскими комитетами Конгресса США.

- Import prices. Цены на импорт. Индекс отражает изменение цен на импорт за месяц. Является индикатором инфляции. Поскольку при расчете индекса потребительских цен (CPI) учитываются цены на импортные товары и услуги, то данное значение характеризует вклад цен на импорт в общую картину изменения розничных цен на "корзину" товаров и услуг. Оказывает ограниченное влияние на рынок.

- Industrial production. Промышленное производство. Является одним из главных индикаторов, отражающих состояние национальной экономики. Индекс показывает уровень изменения объема выпуска промышленного производства и коммунальных услуг в стране. Оказывает значительное влияние на рынок. Рост этого показателя приводит к росту финансовых рынков.

- International trade (Trade balance). Торговый баланс. Представляет собой соотношение между суммой цен товаров, вывезенных за пределы данного государства, и суммой цен товаров, ввезенных на территорию этого государства. Т.е. разница между экспортом и импортом. Если сумма цен вывезенных товаров превышает сумму цен ввезенных, то торговый баланс является активным (положительное сальдо), если ввоз превышает вывоз - пассивным (отрицательное сальдо). Положительное сальдо (или уменьшение величины отрицательного сальдо) является благоприятным фактором для роста финансовых рынков. Оказывает значительное влияние на рынок.

- Jobless claims (Initial claims). Заявки на пособие по безработице. Показывает недельное изменение количества заявок на получение пособий по безработице. Эти цифры не всегда отражают реальную картину событий. Они иногда искажаются краткосрочными факторами. Оказывает ограниченное влияние на рынок. Уменьшение количества заявок на пособие по безработице является благоприятным фактором для роста финансовых рынков.

- Leading indicators index. Индекс ведущих индикаторов. Он является средневзвешенным индексом таких показателей, как: "производственные заказы", "количество заявок на получение пособий по безработице", "показатели денежной массы М", "размер средней рабочей недели", "разрешения на строительство недвижимости", цены на основные акции, "заказы на товары длительного пользования", "индекс доверия потребителей". Считается, что он характеризует развитие экономики в течение последующих 6-ти месяцев. Существует также эмпирическое правило, что выход значения индикатора в отрицательной области в течение трех месяцев подряд является индикатором замедления развития экономики страны. Оказывает ограниченное влияние на рынок. Его ограниченное влияние объясняется тем, что значение индекса выходит через месяц после отчетного периода, когда практически все основные показатели уже опубликованы. Рост значения индекса приводит к росту финансовых рынков.

- Michigan consumer sentiment index. Индекс настроения потребителей Мичиганского Университета. Этот индекс представляет собой результаты опроса потребителей на предмет уверенности в текущей экономической ситуации. Опрос проводится сотрудниками Мичиганского Университета США. Этот индикатор - ничто иное, как отражение желания потребителей тратить свои деньги. Оказывает ограниченное влияние на рынок. Рост значения индекса приводит к росту финансовых рынков.

- Money supply (М1, M2, М3). Денежные агрегаты "М". Они являются показателями денежной массы. М1 учитывает наиболее ликвидные ресурсы: наличную валюту, средства на счетах "до востребования", дорожные чеки. М2 включает М1, срочные вклады (до $100 000) и другие высоколиквидные сбережения. М3 включает М2 и срочные вклады крупных размеров. Показатели М1, М2, М3 публикуются каждую неделю по четвергам в 16:30 EST (Нью-Йорк) и носят информативный характер. Они показывают недельное изменение денежной массы. Наиболее значимым из них является M2. На рынок практически не влияют.

- NAPM index (National Association of Purchasing Managers' index). Индекс деловой активности Национальной Ассоциации Менеджеров. Он представляет собой результаты опроса менеджеров по закупкам в сфере промышленности. Этот индекс используется для оценки изменений в области новых производственных заказов, объема промышленного производства, занятости, а также товарных запасов и скорости работы поставщиков. Цифры ниже "45-50" являются индикатором замедления темпов развития экономики. Оказывает ограниченное влияние на рынок. Рост значения индекса приводит к росту финансовых рынков.

- NAPM services index (National Association of Purchasing Managers' services index). Индекс деловой активности Национальной Ассоциации Менеджеров в сфере услуг. Он представляет собой результаты опроса менеджеров в сфере услуг с целью оценки изменений, происходящих в этой отрасли. Цифры ниже "45-50" являются индикатором замедления темпов развития экономики.

- New home sales. Цифра показывает количество проданных или выставленных на продажу домов, рассчитанных на одну семью, за год. Это количество имеет тенденцию к росту, когда растет ставка по ссудам под залог недвижимости, которая связана с основными процентными ставками в стране. Эти данные, в силу особенностей рынка недвижимости, подвержены сезонным колебаниям. Поэтому при анализе показателя "New home sales" используют "скользящие средние" (moving average). Оказывает ограниченное влияние на рынок.

- Nonfarm payrolls. Количество новых рабочих мест, созданных в несельскохозяйственных отраслях экономики за месяц. Payroll - это платежная ведомость, по которой выдается зарплата работникам. Это очень сильный индикатор, показывающий изменение уровня занятости в стране. Прирост этого показателя характеризует увеличение занятости и приводит к росту финансовых рынков. Его называют "индикатором, который двигает рынки". Существует эмпирическое правило, что увеличение его значения на 200 000 в месяц приравнивается к увеличению ВВП на 3.0%.

- Personal income. Личные доходы. Индекс включает в себя заработную плату рабочих и служащих, доход от ренты, дивиденды, доход от банковских процентов, выплаты по социальному страхованию и др. Его рассматривают вместе с индикатором "Personal spending". Оказывает ограниченное влияние на рынок.

- Personal spending (consumption). Личные расходы. Индекс отражает изменение расходования средств для удовлетворения личных потребностей. Оказывает ограниченное влияние на рынок. О потреблении товаров длительного и кратковременного пользования дает представление показатель "Retail sales" (розничные продажи). Процесс потребления услуг, в свою очередь, изменяется с относительно постоянной скоростью, поэтому величина этого показателя часто предсказуема. Таким образом, только значительное отклонение этого показателя от прогнозируемых значений может оказать влияние на курс национальной валюты. Рост его значения является положительным фактором для развития национальной экономики и приводит к росту финансовых рынков.

- Philadelphia Fed index. Индекс деловой активности Федерального резервного банка в Филадельфии. Он представляет собой результаты опроса производителей в Филадельфии на предмет их отношения к текущей экономической ситуации. Цифры ниже "0" являются индикатором замедления темпов развития экономики. Оказывает ограниченное влияние на рынок.

- Producer price index (PPI). Индекс промышленных цен. Определяет изменение уровня цен на "корзину" товаров, произведенных в промышленности. До 1978 года он назывался "Wholesale price index" (Индекс оптовых цен). Этот индекс состоит из двух частей: цены на входе (полуфабрикаты, комплектующие и т.д.) и цены на выходе производства (готовая продукция). Цена на выходе включает в себя стоимость рабочей силы и дает представление об инфляции, связанной с изменением стоимости рабочей силы. Индекс промышленных цен считается более достоверным, если в нем не учитываются пищевая и энергетическая отрасли промышленности. При расчете индекса не учитываются цены на импортные товары и услуги. Оказывает значительное влияние на рынок. В условиях ожидания повышения основных процентных ставок рост его значения приводит к росту финансовых рынков.

- Productivity. Производительность труда. Индекс показывает изменение объема выпущенной продукции, приходящегося на одного работника. Производительность труда является очень важным индикатором для анализа состояния экономики. Оказывает значительное влияние на рынок. Однако, за ним необходимо пристально следить, так как он время от времени может вводить в заблуждение. Например, уменьшение числа занятых на производстве во время застоя в экономике приводит к росту производительности. Это же может происходить и вследствие забастовок. Рост значения индекса является положительным фактором для развития национальной экономики и приводит к росту финансовых рынков.

- Real earnings (Real average weekly earnings). Средняя заработная плата за неделю. Индекс рассчитывается с учетом инфляции (очищен от влияния инфляции).

- Redbook. Еженедельный обзор розничных продаж "Рэдбук". Он представляет собой результаты исследования объемов розничных продаж крупных супермаркетов.

- Retail sales. Розничные продажи. Индекс показывает изменение объема продаж в сфере розничной торговли. Характеризует уровень потребительских расходов и спроса. Этот индикатор разделяют на: "продажи автомобилей" и "продажи всего остального". Рост объема розничных продаж является положительным фактором для развития национальной экономики и приводит к росту финансовых рынков. Оказывает ограниченное влияние на рынок (в основном, в средне- и долгосрочном плане).

- Unemployment rate. Уровень безработицы. Показывает процентное отношение числа безработных к общей численности трудоспособного населения. Выходит одновременно с индикатором "Nonfarm payrolls". Оказывает значительное влияние на рынок. В условиях ожидания повышения основных процентных ставок уменьшение его значения приводит к росту финансовых рынков.

- Unit labour cost. Стоимость единицы выпущенной продукции. Индекс характеризует затраты, связанные с производством единицы продукции. Он является важным показателем, характеризующим эффективность развития экономики страны. Оказывает значительное влияние на рынок.

- Wholesale inventories. Товарные запасы на складах.

Следует отметить, что применение методов фундаментального анализа позволяет перейти от спекулятивных операций к портфельным инвестициям, позволяет получить большую устойчивость операций и меньшее влияние рисков. Считается, что поиск и использование для принятия решений фундаментальных закономерностей рынка может дать значительно больше валовой прибыли за счет вложения крупных сумм, чем рискованные операции малыми суммами.

Таким образом, фундаментальный анализ – один из самых полезных инструментов средне- и долгосрочного прогнозирования изменения цен на акции и другие активы.

 

(2) Финансовое состояние предприятия является важнейшим фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность предприятия, и, поэтому, анализ финансового состояния является наиболее значимым для инвесторов, как обобщающий показатель деятельности предприятия. Наиболее существенное значение финансовых коэффициентов состоит в том, что они позволяют инвестору оценить финансовое положение и результаты компании в прошлом и настоящем.

Горизонтальный (трендовый) анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей и определяются общие тенденции их изменения (или тренд). В финансовом

анализе наибольшее распространение получили следующие формы горизонтального (трендового) анализа:

1) сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующей декады, месяца, квартала);

2) сравнение финансовых показателей отчетности с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей второго квартала отчетного года с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года). Эта форма применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности;

3) сравнение финансовых показателей за ряд предшествующих периодов. Целью такого анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия.

Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих финансовых показателей. В финансовом анализе наибольшее распространение получили следующие формы вертикального (структурного) анализа:

1) структурный анализ активов. В процессе этого анализа определяются соотношения (удельные веса) оборотных и необоротных активов; структура используемых оборотных активов; структура используемых необоротных активов; состав активов предприятия по степени их ликвидности; состав инвестиционного портфеля и другие;

2) структурный анализ капитала предусматривает исследование структуры собственного и заемного капитала; состава используемого собственного капитала; структуры используемого заемного капитала по видам; состава используемого заемного капитала по срочности обязательств (возврату);

3) структурный анализ выручки от реализации продукции. Для проведения структурного анализа отчет о финансовых результатах должен быть представлен в удобной для этого форме, поскольку каждая статья соотносится с объемом реализации. За некоторым исключением, товарооборот в той или иной степени влияет на каждую статью затрат, и поэтому полезной может быть информация о соотношении затрат предприятия с объемом реализации;

4) структурный анализ денежных потоков предполагает структуризацию денежных потоков по оперативной (производственной), финансовой и инвестиционной деятельности. Каждый из этих денежных потоков в свою очередь может быть более глубоко структурирован по отдельным составляющим элементам.

Цель анализа денежных потоков - получение необходимого объема их параметров, дающих объективную, точную и своевременную характеристику направлений поступления и расходования денежных средств, объемов, состава, структуры, объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, оказывающих различное влияние на изменение денежных потоков.

Задачами анализа денежных потоков организации являются:

- оценка оптимальности объемов денежных потоков организации;

- оценка денежных потоков по видам хозяйственной деятельности;

- оценка состава, структуры, направлений движения денежных средств;

- оценка динамики потоков денежных средств;

- выявление и измерение влияния различных факторов на формирование денежных потоков;

- выявление и оценка резервов улучшения использования денежных средств;

- разработка предложений по реализации резервов повышения эффективности использования денежных средств.

На первом этапе анализа рассматривается динамика объема формирования положительного денежного потока организации в разрезе отдельных источников. Целесообразно сопоставлять темпы роста положительного денежного потока с темпами роста активов, объемов выручки от продаж с показателями прибыли. Особое внимание необходимо уделить соотношению источников образования положительного денежного потока - внутренних (выручки от продаж) и внешних (полученных займов, кредитов) выявлению степени зависимости от внешних источников.

Второй этап - изучение динамики объема отрицательного денежного потока организации, а также его структуры по направлениям расходования денежных средств.

На третьем этапе анализируется сбалансированность положительного и отрицательного денежных потоков по общему объему. Анализ динамики чистого денежного потока дает возможность оценить сбалансированность производственно-финансовой деятельности.

В процессе четвертого этапа анализа определяются роль показателя чистой прибыли в формировании чистого денежного потока, влияние на него различных факторов: изменения за анализируемый период величин остатков производственных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, сумм начисленной амортизации, созданных резервов.

Особое место уделяется характеристике качества чистого денежного потока, т. е. показателям структуры источников его формирования. Высокий уровень качества чистого денежного потока характеризуется ростом удельного веса чистой прибыли, полученной за счет роста выручки от продаж и снижения себестоимости. Низкое качество имеет чистый денежный поток, значительная часть которого получена за счет роста цен продаж, связанного с инфляционными процессами, доходов от внереализационных операций, чрезвычайных доходов.

На пятом этапе проводится коэффициентный анализ, в процессе которого рассчитываются относительные показатели, характеризующие эффективность использования денежных средств в организации. С помощью различных коэффициентов осуществляется моделирование факторных систем с целью выявления и количественного измерения резервов роста эффективности управления денежными потоками.

Одним из основных индикаторов, характеризующих финансовую устойчивость, является платежеспособность. Платежеспособность в международной практике означает достаточность ликвидных активов для погашения в любой момент всех своих краткосрочных обязательств перед кредиторами. Платежеспособность предприятия определяется наличием в его распоряжении ликвидных активов - тех активов, которые в максимально короткие сроки могут «превратиться» в деньги, т. е. быть реализованными, или сами по себе являться средством платежа.

Основными признаками платежеспособности является наличие в достаточном объеме средств на текущем счете и отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Отсюда главный признак устойчивости - это наличие чистых ликвидных активов, определяемых как разность между всеми ликвидными активами и всеми краткосрочными обязательствами на определенный момент времени.

Ликвидность - это способность актива быстро и без потерь превратиться в деньги. Ликвидность фирмы показывает ее способность своевременно и в полном объеме погасить краткосрочные обязательства, которые зафиксированы в текущих пассивах

Наиболее ликвидными активами являются денежные средства и их эквиваленты (ими сразу можно покрыть долги), а также текущая дебиторская задолженность. При этом просроченная дебиторская задолженность учитывается только в случае принятия определенных мер по ее погашению, т. е. если присутствует уверенность в быстром ее превращении в денежные средства.

К высоколиквидным активам относятся также ценные бумаги, которые учитываются в составе текущих финансовых инвестиций, т. е. содержащиеся во втором разделе активов.

Менее ликвидными активами считаются товары, готовая продукция, запасы, незавершенное производство.

Учитывая правило растущей ликвидности, специалисты различают три уровня платежеспособности предприятия:

· денежную;

· расчетную;

· ликвидную.

Деловая активность проявляется в динамичности развития предприятия, достижении поставленных целей, которые отражают натуральные и стоимостные показатели, характеризующие эффективность использования экономического потенциала предприятия и освоения рынков сбыта. Деловую активность предприятия можно охарактеризовать с помощью количественных и качественных критериев. Главной целью анализа деловой активности предприятия является оценка эффективности управления активами и определение потенциальных возможностей ее повышения.

К качественным критериям относятся: широта рынков сбыта (внутренних и внешних), репутация предприятия, конкурентоспособность, наличие стабильных поставщиков и потребителей. Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данной

компании с деятельностью родственных по сфере приложения капитала компаний. Такими качественными критериями являются: широта рынков сбыта продукции, наличие продукции, поставляемой на экспорт, репутация организации, устойчивость связей с клиентами. Эти неформализованные показатели необходимо сопоставлять с показателями других предприятий, аналогичных по сфере вложения капитала.

С помощью количественных критериев можно охарактеризовать эффективность использования экономического потенциала предприятия по двум направлениям:

- степень выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям и обеспечение заданных темпов их роста;

- уровень эффективности использования ресурсов предприятия.

Основными показателями деловой активности предприятия являются выручка от реализации продукции (работ, услуг) и прибыль. Рациональным считается положение, когда темпы изменения балансовой прибыли выше темпов изменения объемов выручки, а темпы роста выручки выше темпов роста

основного капитала. Эффективность использования ресурсов определяется их оборачиваемостью.

Экономическое значение оборачиваемости:

1) от нее зависит величина необходимых предприятию активов для осуществления процесса производства и сбыта продукции (товаров, работ и услуг);

2) ускорение оборачиваемости капитала способствует сокращению потребности в оборотном капитале (абсолютное высвобождение), приросту объемов продукции (относительное высвобождение) и росту получаемой прибыли.

В результате улучшается финансовое состояние предприятия, укрепляется платежеспособность.

На длительность нахождения средств в обороте влияют факторы внешнего (внутреннего) характера.

Факторы внешнего характера - это сфера деятельности предприятия, отраслевая принадлежность, масштабы предприятия, экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйствования предприятия.

Внутренние факторы - ценовая политика предприятия, структура активов, методика оценки запасов.

Основными факторами, влияющими на величину и скорость оборота оборотных средств предприятия, являются:

- масштаб деятельности предприятия (малый бизнес, средний, крупный);

- характер бизнеса или деятельности, т. е. отраслевая принадлежность предприятия (торговля, промышленность, строительство);

- длительность производственного цикла (количество и продолжительность технологических операций по производству продукции, оказанию услуг, работ);

- количество и разнообразие потребляемых видов ресурсов;

- география потребителей продукции и география поставщиков и смежников;

- система расчетов за товары, работы, услуги;

- платежеспособность клиентов;

- качество банковского обслуживания;

- темпы роста производства и реализации продукции;

- доля добавленной стоимости в цене продукта;

- учетная политика предприятия;

- квалификация менеджеров;

- инфляция.

Эффективность использования оборотных средств характеризуется прежде всего их оборачиваемостью. Под оборачиваемостью средств понимается продолжительность прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения.

Для оценки уровня эффективности деятельности предприятия используют относительные показатели - показатели рентабельности (доходности, прибыльности). Рентабельность измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия в целом и доходность различных направлений деятельности (операционной, инвестиционной, финансовой).

Показатели рентабельности наиболее полно, чем прибыль, характеризуют результаты деятельности, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют не только для оценки эффективности деятельности предприятия, но и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

От того, насколько правильно исчислены показатели доходности, насколько реально они отражают ее сущностные характеристики, зависят результаты ретроспективного и перспективного анализа эффективности деятельности предприятия. В настоящее время для этой цели используются многочисленные показатели рентабельности. Не случайно в прикладных науках говорят о трех группах показателей рентабельности как относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из сторон - затраты-ресурсы-доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Три вида базовых показателей предопределяют три группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями (т. е. знаменателями дроби коэффициента рентабельности) выступают стоимостные оценки затрат (капитал), во втором случае - стоимостные оценки ресурсов (сумма или отдельные части капитала), в третьем случае - показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).

Финансовая устойчивость характеризуется состоянием финансовых ресурсов, их распределением и использованием, обеспечивающим развитие организации на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособностии кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.

На финансовую устойчивость предприятия влияют различные факторы, которые можно классифицировать по следующим признакам:

- по месту возникновения - внешние и внутренние;

- по важности результата - основные и второстепенные;

- по структуре - простые и сложные;

- по времени действия - постоянные и временные.

При проведении анализа основное внимание уделяется внутренним факторам, зависящим от деятельности организации и на которые она имеет возможность влиять, корректировать их воздействие и в определенной мере управлять ими. К внутренним факторам относятся:

- отраслевая принадлежность организации;

- структура выпускаемой продукции (услуг), ее доля в общем платежеспособном спросе;

- размер оплаченного уставного капитала;

- величина издержек, их динамика по сравнению с денежными доходами;

- состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру.

К внешним факторам относят влияние экономических условий хозяйствования, платежеспособный спрос и уровень доходов потребителей, налоговую, кредитную политику правительства, законодательные акты по контролю за деятельностью организации, внешнеэкономические связи. Влиять на эти факторы организация не в состоянии, она лишь может адаптироваться к их влиянию.

Финансовая устойчивость предприятия тесно связана с его долгосрочной платежеспособностью, но отождествлять эти понятия нельзя, так как между их сущностью имеются некоторые различия. В процессе производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и, как следствие, финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность.

Одной из важнейших сфер хозяйственной деятельности предприятия является его инвестиционная деятельность, связанная с вложением денежных средств в реализацию долгосрочных и среднесрочных проектов.

Предприятие может осуществлять инвестиции различного типа и в различных организационных формах: формирование инвестиционного портфеля, участие в инвестиционных проектах и пр. Направления инвестиционной деятельности предприятия имеют различную природу, степень ответственности и соответственно характер последствий и уровень риска.

Основными направлениями инвестиционной деятельности являются:

- обновление и развитие материально-технической базы предприятия или расширенное производство основных средств предприятия;

- наращивание объемов производственной деятельности;

- освоение новых видов деятельности.

Комплексный финансовый анализ должен играть роль инструмента оценки финансового состояния и принятия решений по выбору стратегии устойчивого развития предприятия. Он должен обеспечивать, с одной стороны, информацией о текущем финансовом положении и определять неблагоприятные тенденции финансового состояния предприятия, а с другой - оценивать резервы роста потенциала его устойчивого развития.

Пример определения западной школой инвестиционной привлекательности эмитента на основании данных финансовой отчетности:

1. Финансовое положение: а) текущие активы как минимум в 1,5 раза превышают размер текущих обязательств; б) величина долга составляет не более чем 110% от величины чистых текущих активов (для промышленных компаний).

2. Стабильность прибыли: на протяжении последних пяти лет убытков не обнаружено.

3. История выплаты дивидендов: текущие дивидендные выплаты имеются.

4. Рост прибыли из года в год.

5. Цена: меньше 120% чистой стоимости материальных активов.

Таким образом, финансовые отчеты являются жизненно важной частью фундаментального анализа, поскольку они позволяют инвесторам выработать мнение о результатах производственных операций и финансовом положении компании.