КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Конкретная ситуация

 

на тему: «Анализ и планирование выручки от продажи предприятия»

по дисциплине «Экономика фирмы» по магистерской программе080100.68.08«Экономика фирмы»

 

 

Красноярск 2012


Составитель: д.э.н., проф. Терещенко Н.Н.

 

Рецензенты: д.э.н., проф. Бутова Т.Г., к.э.н., доц. Емельянова О.Н.

 

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры Экономики и планирования (Протокол № 2 от «8» февраля 2012 г.).

 

 

И.о.зав.кафедрой

экономики и планирования Л. И. Подачина

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  Введение……………………………………………………………………
1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2. Анализ выручки от продаж предприятия как основа планирования….
3. Планирование выручки от продаж предприятия…………………….....
  Приложения  

 


ВВЕДЕНИЕ

Деловая ситуация «Анализ и планирование выручки от продаж предприятия» выполняется магистрантами по дисциплине «Экономика фирмы» по магистерской программе 080100.68.08 «Экономика фирмы»

Целью выполнения хозяйственной ситуации является:

- закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине «Экономика фирмы»,

- овладение магистрантами методикой анализа и планирования основного показателя деятельности предприятия – выручки от продажи;

- приобретение магистрантами практических навыков решения хозяйственных и управленческих задач на уровне конкретного предприятия в области оптимизации объема и структуры выручки от продажи.

Деловая ситуация составлена на материалах конкретного предприятия, что позволяет магистрантам ознакомиться с практикой отчетности, анализа и планирования основных показателей деятельности предприятия, в том числе и выручки от продажи согласно действующему законодательству.


КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Предприятие осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность на потребительском рынке г. Красноярска и по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках России. Общество использует и другие элементы фирменного стиля: печати со своим наименованием и указанием места нахождения и фирменным знаком, штампы, бланки с фирменным наименованием, эмблему, фирменный знак. Общество создано без ограничения срока деятельности.

Предприятие было создано 9.09.2002 г. в соответствии с действующим на территории РФ законодательством. В своей деятельности оно руководствуется Уставом и Учредительным договором, а также Гражданским кодексом и соответствующими законодательными актами в сфере предпринимательской деятельности.

В анализируемом предприятии несколько учредителей. Все учредители (заинтересованные лица) могут принять участие в управлении, что отвечает их интересам, с одной стороны, а с другой, соответствует целям самого партнерского предприятия - получить максимальную прибыль - за счет четкой структуры управления отдельным направлением торговли.

Предприятие выполняет следующие функции:

1. Оптовая и розничная торговля мебелью.

2. Осуществление сбора и распространение коммерческой и экономической информации.

Форма торговли – самообслуживание.

Форма собственности предприятия - частная. Имущество общества составляют материальные и финансовые ресурсы, находящиеся на его балансе и являющиеся собственностью общества. Источниками образования имущества общества являются: личные средства участников в уставном капитале, а также дополнительные взносы в имущество общества и другое.

В соответствии с Уставом часть чистой прибыли распределяется среди учредителей пропорционально величине их вкладов, другая часть направляется на обновление товарного ассортимента, совершенствование материально-технической базы общества и другие затраты, возмещаемые за счет прибыли.

Режим работы административно - управленческого аппарата данного предприятия ежедневно, кроме субботы и воскресения, с 8.00 до 18.00, с перерывом на обед с 13.00 до 14.00. Оперативные работники работают ежедневно, кроме понедельника, с 8.00 до 20.00 без перерыва на обед.

Основной целью деятельности предприятия являются:

· наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей потребителей продукцией, реализуемой предприятием в соответствии с уставными видами деятельности;

· получение прибыли и реализация на ее основе социально-экономических интересов членов трудового коллектива и учредителей.

В соответствии с Уставом часть чистой прибыли, размер которой определяется Общим собранием, распределяется пропорционально количеству долей, которыми владеют участники. Порядок и сроки выплаты чистой прибыли определяется Общим собранием. Кроме того, необходимо отметить, что прибыль направляется на обновление товарного ассортимента, на цели НИОКР, совершенствование материально-технической базы функционирования деятельности общества и другие затраты, возмещаемые за счет прибыли.

В данной организации для достижения целей выделяется структура управления – представляющая собой совокупность взаимосвязанных элементов, связанных по функциям и полномочиям и обеспечивающая развития организации как единого целого. Данная структура является линейно – функциональной, так как линейным звеном является директор.

Необходимо отметить следующие положительные стороны данной структуры: высокая компетентность специалистов, высвобождение линейных руководителей от решения многих специализированных вопросов, личная ответственность руководителя за конечные результаты работы своего подразделения, построение связей «руководитель – подчиненный» по иерархической лестнице, при которой каждый работник подчиняется своему непосредственному руководителю.

Экономически значимая часть работников магазина приходится на торгово-оперативный персонал, так как их деятельность связана непосредственно с обслуживанием покупателей и влияет на их выбор, также эффективность работы этой категории работников будет влиять на конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Вспомогательный персонал осуществляет операции, связанные с содержанием помещений магазина и склада, торгово-технологического оборудования.

Краткая экономическая характеристика деятельности предприятия представлена в табл. 1.

Таблица 1 – Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период

Показатели Ед. изм. Прошлый год Отчетный год Отклонение (+;-) Темп изменения, %
А
1. Выручка от продажи тыс. руб. 10 225,00 12 136,00    
2. Общая площадь м. кв. 460,00 460,00    
в т.ч. торговая м. кв. 160,00 160,00    
3. Выручка от продажи на 1 м. кв. торговой площади тыс. руб./ м. кв.        
4. Среднесписочная численность работников всего чел.    
в т.ч. торгово-оперативных работников чел.    
5. Производительность труда одного среднесписочного работника тыс. руб./ чел.        

Продолжение таблицы 1

return false">ссылка скрыта
А
в т.ч. торгово-оперативных работников тыс. руб./ чел.        
6. Фонд заработной платы          
- сумма тыс. руб. 1 440,00 1 880,60    
7. Уровень фонда заработной платы %        
8. Среднемесячная заработная плата одного работника тыс. руб.        
9. Среднегодовая стоимость основных фондов тыс. руб. 1 871,40 1 826,40    
10. Фондоотдача руб./руб.        
11. Фондоемкость руб./руб.        
12. Фондовооруженность труда одного работника тыс. руб./ чел.        
13. Коэффициент эффективности использования основных фондов тыс. руб./ 1 руб. ОФ        
14. Среднегодовая стоимость оборотных средств тыс. руб. 7 826,00 8 321,00    
15. Время обращения оборотных средств дни        
16. Скорость обращения оборотных средств обороты        
17. Коэффициент эффективности использования оборотных средств тыс. руб./1 руб. ОС        
18. Валовая прибыль          
- сумма тыс. руб. 4 245,00 4 986,00    
- уровень валовой прибыли %        
19. Издержки обращения          
- сумма тыс. руб. 2 711,80 3 099,70    
- уровень издержек обращения %        
20. Прибыль (убыток) от продаж          
- сумма тыс. руб. 1 533,20 1 886,30    
- рентабельность продаж %        
21. Проценты к получению тыс. руб. - -    
22. Проценты к уплате тыс. руб. - -    
23. Прочие доходы тыс. руб. 307,00 512,00    
24. Прочие расходы тыс. руб. 181,00 114,00    

Окончание таблицы 1

А
25. Прибыль (убыток) до налогообложения          
- сумма тыс. руб.        
- рентабельность общей деятельности %        
26. Текущий налог на прибыль и иные аналогичные платежи тыс. руб.        
27. Чистая прибыль          
- сумма тыс. руб.        
- рентабельность конечной деятельности %        

 


2. АНАЛИЗ ВЫРУЧКИ ОТ ПРОДАЖИ ПРЕДПРИЯТИЯ

КАК ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ

Задание 1

Рассчитать все показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия (табл. 1). Сделать выводы о работе анализируемого предприятия в отчетном периоде, отметив положительные и отрицательные моменты, сильные и слабые стороны его деятельности.

 

Задание 2

Осуществить анализ динамики выручки от продажи предприятия в действующих и сопоставимых ценах (табл. 2). Рассчитать цепные, базисные и среднегодовые темпы роста выручки в действующих и сопоставимых ценах. Сделать выводы о тенденциях развития выручки от продажи предприятия.

Таблица 2 – Анализ динамики выручки от продажи предприятия за анализируемый период

Годы Выручка от продажи в действующих ценах, тыс. руб. Индексы цен Выручка в сопоставимых ценах Цепные темпы роста, % Базисные темпы роста, %
цепные базисные к предыдущему году, тыс. руб. к базисному году, тыс. руб. в действующих ценах, тыс. руб. в сопоставимых ценах, тыс. руб. в действующих ценах, тыс. руб. в сопоставимых ценах, тыс. руб.
А
I 10 218,00 1,0 1,0            
II 9 788,00 1,062 1,062            
III 9 408,00 1,05 1,115            
IV 10 225,00 1,048 1,169            
V 12 136,00 1,048 1,225            

Задание 3

Осуществить анализ динамики выручки от продажи исследуемого предприятия по кварталам (табл. 3). Рассчитать коэффициент равномерности и ритмичности развития выручки от продажи (табл. 4). Сделать соответствующие выводы по проведенным расчетам.

Таблица 3 – Анализ выручки от продажи предприятия по кварталам за анализируемый период

Кварталы Выручка от продажи, тыс. руб. Удельный вес к итогу, % Темп роста, %
Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год Отклонение (+;-)
А
2321,1 2900,5        
2443,7 2924,8        
2852,8 3313,1        
    25,5 24,7    
Всего        

 

Таблица 4 – Расчет коэффициента равномерности развития выручки от продажи за отчетный год по кварталам

Кварталы Темп роста, % % %
А
     
     
     
     
Всего      

Задание 4

Осуществить расчет индекса сезонности и анализ сезонности продаж в исследуемом предприятии (табл. 5). Сделать соответствующие выводы.

Таблица 5 – Расчет сезонности продаж по кварталам в анализируемом периоде

Кварталы Объем выручки от продажи, тыс. руб. Индекс сезонности, %
прошлый отчетный в среднем за 2 года
А
2321,1 2900,5    
2443,7 2924,8    
2852,8 3313,1    
2607,4 2997,6    
Итого 10225,0 12136,0    
Среднеквартальный уровень        


Задание 5

Проанализировать структуру выручки от продажи предприятия за отчетный период (табл. 6). Сделать выводы об изменении ассортиментной структуры выручки, дать оценку произошедшим изменениям.

Задание 6

Рассчитать коэффициент структурных сдвигов в выручке от продажи исследуемого предприятия (табл. 7). Сделать выводы по произведенным расчетам.

Задание 7

Проанализировать товарное обеспечение выручки от продажи предприятия за исследуемый период на основе данных бухгалтерской отчетности (прил. 1-2) и его влияние на изменение выручки от продажи за отчетный период (табл. 8).

Таблица 6 – Анализ выручки от продажи предприятия в разрезе товарных групп за отчетный период

Товарные группы Прошлый год Отчетный год Отклонение от прошлого года (+;-) Темп роста, %
сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма в действ. ценах, тыс. руб. индекс цен сумма в сопост. ценах, тыс. руб. уд. вес, % сумма в действ. ценах, тыс. руб. сумма в сопост. ценах, тыс. руб. уд. вес, % сумма в действ. ценах, тыс. руб. сумма в сопост. ценах, тыс. руб.
А
1. Мебель для детей 1012,3   1237,9                
2. Мебель для спальни 2259,6   2645,6                
3. Мебель для кухни 3415,2   4004,9                
4. Офисная мебель 1175,9   1383,5                
5. Мебель мягкая 1421,3   1771,9                
6. Прочая мебель 940,7   1092,3                
Итого                  

Таблица 7 – Расчет коэффициента структурных сдвигов в выручке от продажи за отчетный период

Товарные группы Структура выручки от продажи, % % %
Прошлый год Отчетный год
А
1. Мебель для детей        
2. Мебель для спальни        
3. Мебель для кухни        
4. Офисная мебель        
5. Мебель мягкая        
6. Прочая мебель        
Итого        

 

Таблица 8 – Анализ влияния товарного обеспечения на изменение выручки от продажи за отчетный год

Показатели Прошлый год Отчетный год Отклонение (+;-)
А
Товарные запасы на начало года      
Поступление товаров      
Прочие выбытие      
Товарные запасы на конец года      
Выручка от продажи в покупных ценах      

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫРУЧКИ ОТ ПРОДАЖИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Задание 8

Осуществить планирование общего объема выручки от продажи предприятия используя данные табл. 2 экономико-статистическими методами:

- на основе расчета среднегодовых темпов роста;

- путем выравнивания динамического ряда по скользящей средней.

Задание 9

Рассчитать объем выручки от продажи предприятия на будущий год экономико-математическим методом используя трендовую модель. Результаты расчетов оформить в табл. 9. Рассчитать ошибку прогноза выручки от продажи, рассчитанного экономико-математическим методом (табл. 10).

Таблица 9 – Исходные данные для расчета параметров модели

Годы (t) Выручка от продажи в сопоставимом виде, тыс. руб. (у) t yt t2 t3 t4 yt2
А
             
             
             
             
             
Итого              

 

Таблица 10 – Расчет среднего процента отклонений расчетной выручки от продажи от фактической

Годы Фактическая выручка от продажи, тыс. руб. (у) Расчетная выручка от продажи, тыс. руб. (у1) , %
А
     
     
     
     


Задание 10

Спланировать выручку от продажи предприятия на будущий год методом получения целевой прибыли.

При расчетах учесть, что предприятие предполагает достигнуть в планируемом периоде прибыль от продаж в размере 1 950 тыс. руб., а уровень валовой прибыли и уровень издержек обращения рассчитать как средний за предшествующие периоды.

 

Задание 11

Спланировать выручку от продажи предприятия на будущий год балансовым методом.

При расчетах учесть, что по сравнению с отчетным годом планируется рост объема поступления товаров в будущем году на 20 % и снижение размера товарных запасов на конец года на 12 %.

Задание 12

Осуществить планирование общего объема выручки от продажи методом экспертных оценок (индивидуальных экспертных оценок или коллективных экспертных оценок, метод «Дельфи», «Мозгового штурма» и т.п.). Укажите обоснование выбранного метода экспертных оценок и экспертов, опишите процесс планирования данным методом.

 

Задание 13

На основе проведенных расчетов составить сводную таблицу проектов плана общей величины выручки от продажи предприятия (табл. 11). Выбрать проект плана выручки, наиболее полно отвечающий стратегии и тактики работы предприятия на потребительском рынке.


Таблица 11 – План общей величины выручки от продажи предприятия

Методы планирования План выручки от продажи, тыс. руб. Темп роста, % к отчетному году
А
1. Экономико-статистические методы:    
1.1. На основе среднегодовых темпов роста    
1.2. На основе выравнивания динамического ряда по скользящей средней    
2. Экономико-математический метод    
3. Метод получения целевой прибыли    
4. Балансовый метод    
5. Метод экспертных оценок    
Выбранный вариант величины выручки от продажи    

 

Задание 14

Осуществить планирование выручки от продажи предприятия по кварталам. Используя данные таблицы 3 и табл. 12 рассчитать средние удельные веса квартальной выручки от продажи на основе выравнивания динамического ряда по скользящей средней через три шага. Осуществить планирование выручки от продажи по кварталам на будущий год, используя рассчитанный плановый объем выручки от продажи (табл. 11) и средние удельные веса квартальной выручки от продажи.

Таблица 12 – Плановое распределение выручки от продажи предприятия по кварталам

Кварталы Выручка от продажи, тыс. руб. Удельный вес к итогу, %
прош-лый (4) отчет-ный (5) план 2008 г. прош-лый (4) очетный (5) план
А
2534,5                  
2678,3                  
2289,2                  
                 
Всего                  

 

Задание 15

Используя рассчитанные индексы сезонности выручки от продажи по кварталам (табл. 5) спланировать выручку во временном аспекте на этой основе. Результаты расчетов оформить в табл. 13. По результатам проведенных расчетов составить сводную таблицу планов (табл. 14) и обосновать выбор проекта плана выручки от продажи.

Таблица 13 – Распределение планируемого выручки от продажи по кварталам на основе сезонности продаж

Кварталы Индекс сезонности План выручки от продажи, тыс. руб. Темп роста, %
А  
     
     
     
     
Итого      

 

Таблица 14 – Сводная таблица проектов плана выручки от продажи по периодам года на будущий год различными методами

Методы планирования Проект плана выручки от продажи, тыс. руб. Темп роста к отчетному году, %
А
Расчет на основе средних удельных весов квартальных оборотов в годовом объеме выручки от продажи    
1 квартал    
2 квартал    
3 квартал    
4 квартал    
Расчет на основе сезонности продаж    
1 квартал    
2 квартал    
3 квартал    
4 квартал    

 

Задание 16

Осуществить планирование выручки от продажи предприятия по ассортиментной структуре на будущий год. При расчетах экономико-статистическим методом учесть средние удельные веса выручки по отдельным товарным группам (используйте табл. 6).

При использовании метода экспертных оценок учесть следующие изменения в ассортиментной структуре выручки: планируется увеличение доли выручки по офисной мебели в связи с возросшим спросом потребителей на 1,1 % при одновременном снижении доли выручки по мягкой мебели на 2,7 % и прочей мебели на 1,3 %. Кроме того, в результате анкетирования постоянных покупателей был выявлен спрос на школьную мебель, в связи с чем планируется ввод данной группы в структуру выручки.

Результаты расчетов оформить в табл. 15 и табл. 16.

Таблица 15 – План выручки от продажи предприятия в разрезе товарных групп на будущий период (рассчитанный экономико-статистическим методом)

Товарные группы Отчетный год План на будущий год Отклонение (+;-)
сумма, тыс.руб. уд. вес, % сумма, тыс.руб. уд. вес, % по сумме, тыс.руб. по уд. весу, %
А
1. Мебель для детей            
2. Мебель для спальни            
3. Мебель для кухни            
4. Офисная мебель            
5. Мебель мягкая            
6. Прочая мебель            
Итого            

 

Таблица 16 – План выручки от продажи предприятия в разрезе товарных групп на будущий период (рассчитанный методом экспертных оценок)

Товарные группы Отчетный год План на будущий год Отклонение (+;-)
сумма, тыс.руб. уд. вес, % сумма, тыс.руб. уд. вес, % по сумме, тыс.руб. по уд. весу, %
А
1. Мебель для детей            
2. Мебель для спальни            
3. Мебель для кухни            
4. Офисная мебель            
5. Мебель мягкая            
6. Прочая мебель            
7. Школьная мебель            
Итого            

 

Рассчитанные проекты плана выручки по товарным группам указать в сводной таблице (табл. 17). Обосновать выбор проекта плана выручки по ассортиментной структуре.

Таблица 17 – Сводная таблица проектов плана выручки от продажи по товарным группам на будущий год различными методами

Товарные группы План выручки от продажи, рассчитанный методом экспертных оценок, тыс. руб. Темп роста к предыдущему году, % План выручки от продажи, рассчитанный экономико-статистическим методом, тыс. руб. Темп роста к предыдущему году, %
А
1. Мебель для детей        
2. Мебель для спальни        
3. Мебель для кухни        
4. Офисная мебель        
5. Мебель мягкая        
6. Прочая мебель        
7. Школьная мебель        
Итого          
Итого