Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений употребления предлогов в письменной речи (четвертый класс)
Логопедическая тема: творительный падеж имени существительного с предлогом.
Лексическая тема: мебель, инструменты.
Грамматическая тема: согласование имени существительного в творительном падеже с именем прилагательным и глаголом.
Цель: практическое усвоение творительного падежа имени существительного с предлогом и без него.
Задачи:
Образовательные:
• обучение грамотному употреблению имен существительных в форме творительного падежа с предлогом и без него, определение Т. п. имен существительных, согласование их с именами прилагательными, со словами сочетаниями типа:
глагол + имя существительное, имя существительное + имя существительное с предлогом и имя существительное + имя прилагательное;
• развитие навыка слогового и языкового анализа и синтеза. Коррекционные:
• коррекция речевого, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления;
• развитие и обогащение речи учащихся. Воспитательные:
• воспитание самоконтроля, взаимоконтроля, любви к родному языку, интереса к занятиям.
Оборудование: карточки с падежами и падежными вопросами, пиктограммы, картинки для игры «Что над чем? Кто над чем?», конверты с заданиями для составления предложений из слов, данных в начальной форме, картинка с Незнайкой.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
• Здравствуйте. Назовите свои имена.
• Я попрошу первым сесть того, в чьем имени есть слог на, ня, са.
— Молодцы, если вы будете такие же внимательные весь урок, то без труда выполните все задания.
2. Повторение.
— Вспомните, чем мы занимались на прошлом уроке?
— Какую часть речи вы сейчас изучаете на уроках русского языка?
— Изменяется ли имя существительное по падежам?
— Посмотрите на доску, что обозначают эти буквы?
— Посмотрите внимательно и скажите, какого падежа не хватает?
— Возьмите по два вопроса, прочитайте их, подумайте, каким падежам они соответствуют. Подойдите к доске и прикрепите вопросы к соответствующим падежам. Проверьте, все ли верно.
—- Назовите вопросы творительного падежа.
— С этим падежом мы и будем сегодня работать
3. Выделение существительных, стоящих в творительном падеже, из текста (работа с пиктограммами).
— Послушайте маленький отрывок из сказки Ершова «Конек — Горбунок» За горами За лесами
За широкими морями Не на небе — на земле Жил старик в одном селе.
— Разложите пиктограммы, а я еще раз прочту.
— Повторите отрывок наизусть, глядя на пиктограммы.
— Назовите имена существительные, стоящие в одном падеже?
— Определите падеж. Докажите.
4. Подготовка руки к письму.
— А теперь мы с вами подготовим пальцы рук к письму, используя это четверостишье.
— Поставьте локти на парту и нажимайте поочередно подушечками пальцев на подушечку большого пальца и при этом повторяйте четверостишье, которое вы сейчас выучили (Логопед обращает внимание на ритмичность нажатия пальцев в сочетании с проговариванием.)
5. Практическое усвоение творительного падежа имени существительного.
1) Развитие фонематического анализа и синтеза.
— Откройте тетради, запишите число.
— Назовите тему урока?
— Запишите тему урока и вопросы творительного падежа.
— Сейчас я буду называть слова, а вы будете записывать только слоги данных слов.
Слоги будете записывать в строчку, оставляя между ними расстояние:
1-й слог из слова пирог
2-й слог из слова сила 2-й слог из слова столовая
2-й слог из слова репа
3-й слог из слова ракета
2-й слог из слова комочек
2-й слог из слова колодец
2-й слог из слова каток
Прочитайте, что у вас получилось (пила, лопата, молоток). Как назвать все эти слова, одним словом? (Инструменты.)
Какой инструмент лишний? Почему? (Если ученики затрудняются ответить, то логопед задает следующие вопросы:
Человеку, какой профессии необходимы пила и молоток? Кому нужна лопата?)
2) Выделение имен существительных творительного падежа из предложения.
— Мне Незнайка продиктовал предложения.
— Проверьте, все ли правильно? (Предложения записаны на
доске.) Пилят лопатой. Заколачивают плюй. Копают молотком.
— Спишите предложения правильно.
— Определите падеж имен существительных. Обозначьте карандашом. Выделите окончания.
— Проверка: прочитайте предложения так, как вы написали. В каком падеже употреблены имена существительные? Докажите.
— Проверьте правильность написания слов лопата, молоток. Прочитайте слова по слогам.
— Кто записал без ошибок, тот был очень внимательным, а кто нашел у себя ошибки, тоже молодец, исправленная вами ошибка, не будет засчитываться при оценивании работы.
Отложите тетради на край парты.
3) Выделение имен существительных творительного падежа из текста.
— Послушайте внимательно стихотворение и назовите имена
существительные, стоящие в творительном падеже:
Самолет — самолет,
Захвати меня в полет,
Полетим над облаками,
Над лесами,
Над лугами,
Над полями,
Пашнями
Над домами нашими.
Какой предлог стоит перед именем существительным в творительном падеже? Физкультурная минутка. Встаньте, пожалуйста.
Предлагаю поиграть в нашу любимую игру, которая называется....
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем мы играть.
Кто ошибается, тот садится на свое место.
Узнаем, кто будет сегодня победителем, а для этого нужно
быть очень...
4) Развитие пространственных представлений Составление предложений по действию.
— Хочу предложить вам игру «Кто над чем? Что над чем?»
(Логопед раздает картинки.)
Составьте предложение с предлогом над. Расположите картинки так, чтобы было понятно: что над чем? кто над чем?
Назовите имена существительные, стоящие в творительном падеже. Докажите.
Вы хорошо справились с заданием, молодцы.
5) Работа с деформированными предложениями.
— Возьмите конверты, достаньте содержимое. Разложите карточки по группам. В первую группу — карточки с красной полосой, во вторую — с синей полосой, в третью — с зеленой полосой.
— Разложите карточки на краю парты, противоположном от вас. Откройте тетради.
— На столе над тетрадью выложите карточки с красной полосой в одну линию.
— Прочитайте, что на них написано. Перемешая карточки по столу, расположите слова так, чтобы получилось предложение. Обратите внимание, что слова даны в начальной форме. Прочитайте, что получилось.
— Запишите предложение в тетрадь, соблюдая все правила написания предложения.
— Подчеркните главные члены предложения.
— Найдите имя существительное, стоящее в творительном падеже, обозначьте падеж.
— Следующее предложение составляем по карточкам с синей полосой (задания аналогичны).
Разложите карточки с зеленой полосой, составьте предложение (задания аналогичны).
6. Взаимопроверка.
— Обменяйтесь тетрадями, возьмите зеленые карандаши, проверьте работы своих товарищей и поставьте оценки. Логопед проверяет работы. Сообщает результаты.
7. Итог урока.
— Наш урок подошел к концу. Чему мы сегодня учились на уроке?
— С каким падежом работали?
— С какими предлогами употребляется творительный падеж имен существительных?
return false">ссылка скрыта— Могут ли имена существительные употребляться без предлогов?
— Молодцы! Вы сегодня на уроке были очень внимательными.
— Урок окончен, до свидания, ребята!
Планирование логопедических занятий по коррекции аграмматической дисграфии
О.Н. Сорочинская, М.В. Егорова — логопеды детского дома № 9 Фрунзенского района
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ведущей формой дисграфии у воспитанников детских домов является аграмматическая дисграфия. Проявляется она на уровне связных текстов, на синтаксическом и морфологическом уровне.
Наиболее распространенными ошибками на уровне связного текста является нарушение структуры текста, неточный анализ и синтез, а также трудности выделения сложных семантических связей; на синтаксическом уровне — пропуски значимых элементов, искажение структуры предложения. Нарушения словоизменения и словообразования проявляются в неправильном употреблении предлогов и падежных окончаний, нарушении согласований существительного с глаголом, прилагательным и другие ошибки.
Основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся в овладении программным материалом по русскому языку.
Особенностями работы логопеда в детском доме является то, что дети поступают в течение всего года в разном возрасте и обучены в разной степени. Отдельные воспитанники 12—14 лет обучались только в 1—2-х классах, некоторые эпизодически.
Эти особенности определяют три специфических направления в коррекционной работе логопедической службы наряду с традиционными.
Первое направление заключается в том, что часть учебного материала по русскому языку, вызывающего наибольшие трудности, адаптируется и предлагается в форме, необходимой для коррекционных учреждений. Темп изучения этих тем замедлен, а характер заданий и речевого материала постепенно усложняется.
Вторым направлением является коррекционная работа с учащимися среднего и даже старшего звена. Эти дети, имеющие в онтогенезе недостаточную сформированность лексико-грамматического строя речи и не получившие своевременно
логопедической помощи, оказываются не готовы усваивать учебный материал старших классов. Поэтому в коррекцион-ную работу включаются такие нетрадиционные для логопедии разделы, как преодоление аграмматизмов на всех уровнях при изучении причастия. Объем материала, изучаемого по всем предметам, в старших классах заметно возрастает. Растет также потребность воспроизводить в краткой форме текстовый материал, в умении связно, грамматически правильно выражать свои мысли, высказывать суждения оценочного характера, составлять рассказы о предстоящих событиях. Несформирован-ность этих речевых навыков приводит к развитию заниженной самооценки у воспитанников детского дома, что приводит к социальной дезадаптации. Снижается и деформируется мотивация учебной деятельности, учащаются прогулы и возрастает число правонарушений.
Третье направление — это работа с детьми, обучающимися за границей. Эти дети в течение года жили, например, в Великобритании и изучали все предметы на английском языке. Возвратившись в Россию, они испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по русскому языку. Завышенная самооценка создает дополнительные сложности в социальной адаптации этих детей.
Коррекция аграмматической дисграфии разделяется на три блока:
1. Формирование грамматического структурирования (словоизменение и словообразование).
2. Внутреннее программирование отдельной фразы.
3. Внутреннее программирование связного высказывания (диалог, монологическая речь).
Каждый блок включает в себя несколько этапов. В практической коррекционной работе преодоление аграмматизмов идет поэтапно и параллельно по всем трем блокам, то есть навык словообразования и словоизменения отрабатывается на уровне предложения и текста.
Работа по усвоению каждой грамматической формы осуществляется в следующей последовательности:
1. Уточнение грамматического значения словоформы.
2. Выделение и звукобуквенный анализ флексии, обозначающей данное грамматическое значение.
3. Образование аналогичных словоформ в устной речи.
4. Закрепление правильной формы в письменной речи, на-уровне словосочетания, предложения, связной речи.
Наиболее сложным является закрепление отработанной грамматической формы в связной речи, поэтому при работе над внутренним программированием связного высказывания сначала формируется диалог как наиболее простой вид связной речи, не требующий программирования серии высказываний.
Все грамматические словоформы в дальнейшем отрабатываются в монологической речи с постепенным усложнением заданий от использования серии сюжетных картинок до самостоятельного высказывания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |||||||||||
Тема | Задачи | Виды деятельности | |||||||||
Состав слова | |||||||||||
Корень, приставка, суффикс | • совершенствовать словарь детей, обучая их подбору родственных слов и образованию | • практические упражнения на выделение основных частей слова: корень, приставка, суффикс, оконча | • выделение из предложения слов, связанных между собой по смыслу (без предлога, с предлогом); | ||||||||
новых слов с помощью приставок и суффиксов; • воспитывать у детей языковое чутье, уме | ние; • подбор однокоренных слов; • дифференциация однокоренных и родственных | • составление предложения из слов, данных в беспорядке. Все слова даны в нужной грамматической форме; | |||||||||
ние чувствовать и по | слов и слов с корнями- | • составление предложения, | |||||||||
нимать лексические оттенки слов | омонимами: гора-горе, рис-рисовал | не меняя порядок слов. Существительные даны в начальной форме; | |||||||||
• определение границ пред | |||||||||||
ложения в тексте | |||||||||||
Суффикс | Практическое усвоение суффиксального способа образования слов | • образование слов с помощью суффиксов, придающих слову значение | • составление предложения из слов, данных в беспорядке | ||||||||
уменьшения, увеличения (стена-стенка, дом-домище); • образование слов с помощью суффиксов, образую | |||||||||||
щих название некоторых профессий (печь-печник, сварка-сварщик.) | |||||||||||
Продолжение | |||||||||||
Тема | Задачи | Виды деят | ельностн | ||||||||
Приставка | Учить различать приставки и предлоги, опираясь не только на грамматическое правило правописания приставок и предлогов, но и на смысловое значение предлогов. Обучать выделению слов (пар слов), связанных между собой по смыслу | • образование слов с помощью приставок; • конструирование слов из данных морфем; • упражнения на различие приставки и предлога, смыслового значение предлогов, на лексический оттенок слова с приставкой и без нее | • выделение из предложения слов, связанных между собой по смыслу (без предлога, с предлогом); • выделение пар слов, согласованных между собой по вопросам | ||||||||
Окончание | Обучение умению выделять границы предложения, опираясь на семантическую завершенность | • склонение имен существительных (выделение окончаний); • работа с деформированными предложениями (изменение формы слова); • работа с перфокартами (вставить окончания имен существительных) | • составление предложении из слов с изменением формы имени существительного | ||||||||
Предлог | Формирование представления о смысловом значении предлогов и о предлоге как об отдельном слове, навыка предложного управления. Развитие пространственных представлений | • перемещение предметов в пространстве; • определение расположения предмета, изображенного на картинке; • различное расположение изображения одного предмета относительно изображения другого предмета на плоскости; | • составление предложении с правильным употреблением падежной формы имени существительного с предлогом | ||||||||
Предлог | Формирование представления о смысловом значении предлогов и о предлоге как об отдельном слове, навыка предложного управления. Развитие пространственных представлений | • узнавание и употребление предлога в устной речи без зрительной опоры; • упражнение на дифференциацию предлогов на-над, по-под, из-из-за, из-из-под.; • упражнения на усвоение временных (после обеда), целевых' (от головной боли), причинных (из-за непогоды) предлогов | |||||||||
Части речи | |||||||||||
Имя существительное | Обогащение словаря антонимами, синонимами. Учить объяснять значения слов, обозначающих отвлеченные понятия (счастье, верность, терпение, ложь); изменять по падежам имена существительные единственного и множественного числа | • выделение из предложения имени существительного; • упражнения на дифференциацию существительных единственного и множественного числа; • образование форм косвенных падежей единственного числа одушевленных и неодушевленных имен существительных без предлогов: В. п., Р. п., Д. п., Т. п.; • образование форм косвенных падежей единственного числа существительных с предлогами: Р. п. — от, до, из, без, у, для, с; Д. п. — к, по; В. п. — в, во, на, за, про, через; Т.п. — с, со, за, под, над, между, перед; | • составление предложения из слов, данных в беспорядке с добавлением нужного предлога | ||||||||
Продолжение | |||||||||||
Тема | Задачи | Виды деятельности | |||||||||
Имя существи | Учить восстанавливать | • образование предложно- | • составление рассказа из | ||||||||
тельное | рассказ из предложений, | падежных конструкций; | предложений, данных в | ||||||||
данных в беспорядке, | • образование форм косвен | беспорядке. | |||||||||
выделять главные члены | ных падежей множествен | Озаглавливание рассказа. | |||||||||
предложения | ного числа существитель | Письменные ответы на воп | |||||||||
ных без предлогов и с | росы предложениями из | ||||||||||
предлогами; | текста | ||||||||||
• образование форм косвен | |||||||||||
ных существительных 1-го, | |||||||||||
2-го, 3-го склонений; | |||||||||||
• образование сложных слов | |||||||||||
(лесоруб, кофемолка, ово | |||||||||||
щехранилище, снегоочисти | |||||||||||
тель). Включение их в сло | |||||||||||
восочетание и предложе | |||||||||||
ние. Выделение из предло | |||||||||||
жения подлежащего | |||||||||||
Глагол | Обогащать предикатив | • выделение глаголов из | • составление предложения | ||||||||
ный словарь. Учить согласовывать су | текста по значению и по вопросам; | из слов, данных в беспорядке. Существительные и | |||||||||
ществительные и глаго | • упражнения на дифферен | глаголы даны в начальной | |||||||||
лы в роде и числе, выде | циацию имен существи | форме; | |||||||||
лять из предложения | тельных и глаголов; | • составление рассказа по | |||||||||
подлежащее и сказуемое. | • упражнения на образова | картинкам и вопросам к | |||||||||
ние глаголов приставоч | ним; | ||||||||||
Учить делить текст на части, озаглавливать и со | ным способом; • упражнения на употребле | • деление повествовательного текста на части. Выделе | |||||||||
ставлять простой план, используя опорные глаголы | ние глагола в разных значениях (Идет человек. Идут часы.); | ние из каждой части опорных глаголов. Составление плана текста с использова | |||||||||
нием опорных глаголов; | |||||||||||
Глагол | Обогащать предикатив | • согласование имен суще | • включение в предложение | ||||||||
ный словарь. | ствительных и глаголов | глаголов, близких по зна | |||||||||
Учить согласовывать су | единственного и множе | чению. Наблюдение за из | |||||||||
ществительные и глаго | ственного числа в настоя | менившимся смыслом | |||||||||
лы в роде и числе, выделять из предложения подлежащее и сказуемое. | щем времени; • упражнение на дифференциацию глаголов настояще | (мыть-стирать, нести-везти, рисовать-раскрашивать); | |||||||||
Учить делить текст на части, озаглавливать и со | го и прошедшего времени; • согласование имен существительных и глаголов | • составление предложений с однородными сказуемыми; | |||||||||
ставлять простой план, используя опорные глаголы | прошедшего времени в роде и числе; • образование возвратных глаголов (мыл-мылся); | • составление сложноподчиненных предложений с союзом чтобы; | |||||||||
• упражнения на дифферен | • установление смысловых | ||||||||||
циация глаголов совер | связей между частями | ||||||||||
шенного и несовершенно | сложиоподчи пенного | ||||||||||
го вида (моет-вымоет), | предложения; | ||||||||||
• выделение из предложе | • составление предложений | ||||||||||
ния сказуемого; | с возвратными и невозв | ||||||||||
• восстановление пропу | ратными глаголами. | ||||||||||
щенного глагола в предло | (Мама мыла Дашу. Даша | ||||||||||
жении; | мылась в ванной.) | ||||||||||
• упражнение на подбор | |||||||||||
пропущенного сказуемого | |||||||||||
или однородного сказуе | |||||||||||
мого по смыслу | |||||||||||
Имя прилагатель | Обогащать словарь при | • выделение из предложе | • составление простого рас | ||||||||
ное | лагательных синонима | ния имени прилагатель | пространенного предло | ||||||||
ми, антонимами, омони | ного по значению и по | жения из слов, данных и | |||||||||
мами. | вопросам; | беспорядке (все слова | |||||||||
даны в начальной форме); | |||||||||||
Продолжение
Тема | Задачи | Виды деятельности | |
Имя прилагатель | Учить согласовывать | • установление связи имени | • составление плана расска |
ное | имена существительные | существительного и име | за в виде вопросительных |
с именами прилагатель | ни прилагательного в сло | и повествовательных | |
ными в роде, числе и па | восочетании и предложе | предложений; | |
деже. | нии; | • составление текста-описа | |
Развивать умение выде | • согласование имен суще | ния; | |
лять из предложения оп | ствительных и имен при | • составление и запись | |
ределение. | лагательных в именитель | предложений по вопросам | |
Формировать умение | ном падеже, единствен | логопеда на основании на | |
описывать предмет по | ном числе; | блюдений явлений приро | |
предложенному плану | • согласование имен суще | ды, используя имена при | |
ствительных и имен при | лагательные; | ||
лагательных в форме кос | • составление небольшого | ||
венных падежей, един | рассказа о детских играх, | ||
ственного числа; | прогулке с элементами | ||
• согласование имен суще | описания; | ||
ствительных и имен при | • составление текста-описа | ||
лагательных в форме кос | ния по вопросам плана | ||
венных падежей множе | (описание птиц, зверей, | ||
ственного числа; | рыб); | ||
• образование относитель | • составление рассказа-опи | ||
ных имен прилагательных | сания особенностей внеш | ||
от имен существительных; | него вида и характера че | ||
• образование притяжатель | ловека, используя прила | ||
ных прилагательных от | гательные | ||
существительных (сосед | |||
ний — соседский)', | |||
• выделение из предложения | |||
определения, выраженно | |||
го прилагательными; | |||
Имя прилагательное | • выделение из предложения пар слов, связанных между собой по смыслу | |||||
Имя числительное | Учить согласовывать | • выделение из предложе | • выделение из предложения | |||
имена существительные | ния количественных и ка | словосочетания «суще | ||||
с именами числительны | чественных числительных | ствительное + числитель | ||||
ми. | по лексическому значе | ное» как одного члена | ||||
Развивать умение из | нию и вопросам:сколько? | предложения: Два мальчи | ||||
предложения выделять | который?; | ка подошли к школе. Заня | ||||
главные и второстепен | • согласование порядковых | тия начались в девять ча | ||||
ные члены предложения, | числительных и существи | сов. Два да два — четыре; | ||||
выраженные именами | тельных в роде, падеже; | • выделение из предложе | ||||
числительными. | • согласование простых ко | ния определения, выра | ||||
Развивать логическое | личественных числитель | женного порядковым чис | ||||
мышление посредством | ных и существительных в | лительным. (Рассмотрите | ||||
работы с деформирован | косвенных падежах; | рисунок на восьмой стра | ||||
ным текстом | • согласование составных | нице.) Составление рас | ||||
количественных числи | сказа из предложений, | |||||
тельных и существитель | данных в беспорядке; | |||||
ных в косвенных падежах; | • описание внешности че | |||||
• согласование собиратель | ловека по плану: черты | |||||
ных числительных (трое, | лица, фигура, поза, мими | |||||
семеро) и имен существи | ка, жесты, одежда, ис | |||||
тельных в форме косвен | пользуя ключевые слова и | |||||
ных падежей; | слова для справок; | |||||
• склонение словосочета | • описание внешности че | |||||
ний «существительное + | ловека по плану с исполь | |||||
собирательное числитель | зованием словосочетания | |||||
ное»; | с причастиями (лосня | |||||
щийся лоб, обветренные | ||||||
губы); | ||||||
• выборочное изложение; | ||||||
• знакомство с текстом-рас | ||||||
суждением; | ||||||
Окончание | ||||||
Тема Задачи Виды деятельности | ||||||
Имя числительное | Учить согласовывать су | • выделение причастия из | • обучение составлению | |||
ществительное и причастие в роде, числе и паде | предложения: плывущий корабль — такой, который | текста-рассуждения по данному образцу | ||||
же. | плывет. Слово «плыву | |||||
Развивать умение диф | щий» обозначает признак | |||||
ференцировать причас | корабля, который совер | |||||
тия и прилагательные, | шает действие в настоя | |||||
причастия совершенного | щее время; | |||||
и несовершенного вида, | • дифференциация причас | |||||
действительные и стра | тий, прилагательных и | |||||
дательные причастия, | глаголов; | |||||
используя рассуждение. | • согласование причастия и | |||||
Учить описывать вне | имени существительного в | |||||
шность человека | роде и числе; | |||||
• согласование причастия и | ||||||
имени существительного в | ||||||
косвенных падежах един | ||||||
ственного и множествен | ||||||
ного числа; | ||||||
• дифференциация причас | ||||||
тий совершенного и несо | ||||||
вершенного вида: упав | ||||||
шие листья, которые упа | ||||||
ли, то есть действие уже | ||||||
совершилось, упавшие — | ||||||
причастие совершенного | ||||||
вида прошедшего време | ||||||
ни. Падающие листья — | ||||||
те, которые падают, то | ||||||
есть действие происходит | ||||||
сейчас, и оно еще не со | ||||||
вершилось, падающие — | ||||||
причастие несовершенно | ||||||
го вида настоящего време | ||||||
ни; | ||||||
• дифференциация семан | ||||||
тического значения дей | ||||||
ствительных и страдатель | ||||||
ных причастий: вылечив | ||||||
ший врач — тот, который | ||||||
сам вылечил, то есть сам | ||||||
совершил действие, выле | ||||||
чивший — действительное | ||||||
причастие; вылеченный | ||||||
больной — тот, которого | ||||||
вылечили, то есть не сам | ||||||
совершил действие; дей | ||||||
ствие над ним соверша | ||||||
лось другим лицом, выле | ||||||
ченный — страдательное | ||||||
причастие | ||||||
Планирование логопедических занятий по устранению дизорфографических ошибок при написании слов с твердым знаком в средних и старших классах
Г.Н. Архипова — учитель-логопед школы № 5 Центрального района
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ошибки при написании слов с твердым знаком проявляется в заменах твердого знака на мягкий знак или в отсутствии твердого знака в слове. Данные ошибки часто встречаются у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
В школьной программе для обучения детей правописанию слов с твердым знаком предлагается правило, основанное на знании детьми морфем. У учащихся с ЗПР такие знания не всегда сформированы в полном объеме и своеобразное развитие психических процессов иногда не позволяет усвоить правило и применять его на письме. Поэтому для учащихся с ЗПР необходимо продумать приемы, позволяющие при изучении темы опираться не на правило, написанное в учебнике, а на компенсаторные механизмы самого ребенка.
Мы предлагаем планирование по коррекции дизорфографических ошибок при написании слов с твердым знаком.
Цель: коррекция ошибок при написании слов с разделительным твердым знаком.
Задачи:
• закрепление знаний детей о составе слова, значении и написании корня и приставки;
• формирование понятия о единообразном написании разделительного твердого знака после приставок перед гласными е, ё, ю, я в корне слова;
• развитие фонематического анализа, синтеза.
Коррекционная работа осуществляется в три этапа. На первом этапе предлагаются задания на слуховую дифференциацию слогов с твердым знаком и без него; звукобук-венный анализ слогов. После усвоения слогов аналогичная работа осуществляется со словами, отрабатывается их слого-ритмическая структура и производится морфологический разбор.
Второй этап включает в себя:
• работу с отдельными корнями: езд, ех, ем, ёж, яв, един, ясн, ел;
• уточнение лексического значения слов (учащиеся с помощью учителя выводят алгоритм написания слов с твердым знаком);
• введение слов с данными корнями в активный словарь учащихся.
На третьем этапе ведется работа на синтаксическом уровне (слова с изученными корнями вводятся в предложения, тексты).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |||
Тема | Виды работы | Речевой материал | |
Сравнение на слух и в написании слогов с ъ и без него (2 часа) | прочитать слоги; звукобуквенный анализ слогов; игра «Услышь меня в слове» | Слоги: де, дье, бя, бъя, и так далее | |
Сравнение слов с г> на основе звукобуквенного анализа (2 часа) | прочитать слова; звукобуквенный анализ слов; морфологический разбор слов; разложить карточки со словами, имеющими ь и без него, в две группы | Подъехал Въезд Отъезд Подъезд Въехал Объявление | |
Выведение правила написания слов с и (1 час) | • игра «Услышь меня в слове»; • морфологический разбор слов; • сделать вывод; • запомнить правило | Карточка № 1 | |
Работа с корнями ех, езд (1 час) | • разложить карточки со словами в две группы; • доказать написание в слове ь; • запомнить корни езд, ех; • в тексте найти слова с данными корнями; • вставь в слова и, там где нужно; • составить слова с корнями езд, ех, • образовать другие части речи отданных слов | Съезд Въезд Подъезд Объезд Отъезд Въехал Съехал Отъехал Подъехал Въехавший Подъехавший Отъехав | |
Работа с корнями ел, ед, ем | • разложить карточки со словами в две группы; • доказать написание в слове и; • запомнить корни ел.ем, ед; | Съел Съем Подъел Отъем | |
Работа с корнями ел, ед, ем | • в тексте найти слова с данными корнями; • вставить в слова б, там где нужно; • составить слова с корнями ел,ем, ед; • образование других частей речи от данных слов | Объедки Съевший | |
Работа корнями яв, ясн, ем (1 час) | • разложить карточки со словами в две группы; • доказать написание в слове ь; • запомнить корни яв, ясн, ем; • в тексте найти слова с данными корнями; • вставить в слова в, там где нужно; • составить слова с корнями яв, ясн, ем; • образование других частей речи от данных слов | Объявление Объяснить Подъём Объявлявший Объяснявшие | |
Работа с корнями ёж, ек, ят, един (1 час) | • разложить карточки со словами в две группы; • доказать написание в слове ь; • запомнить корни ёж,ек, ят, един; • в тексте найти слова с данными корнями; • вставить в слова ь, там где нужно; • составь слова с корнями еж, ек, ят, един; • образование других частей речи от данных слов | Съёжился Инъекция Объята Объединение Объятия | |
Выделение слов с данными корнями в тексте (2 часа) Выделение слов с данными корнями и тексте (2 часа) | • игра «Услышь меня в слове»; • подчеркнуть слова с нужными корнями в тексте; • вписать в слова ь, сказать правило; • составить свои слова | Карточка № 2 | |
Окончание | |||
Тема | Виды работы | Речевой материал | |
Работа над выделением слов на слух и закрепление навыков в письменных работах (4 часа) | • игра «Услышь меня в слове»; • подчеркнуть слова с нужными корнями в тексте; • вписать в слова ь, сказать правило; • составить свои слова; • составить предложение из данных слов; • исправить ошибки в словах | Карточка № 3, 4 | |
Выделение слов с б из предложений (2 часа) | • игра « Услышь меня в слове»; • вспомнить и написать корни; • сделать звукобуквенный анализ слов; • доказать написание слов с ь (правило); • подчеркнуть слова с ь; • вставить а в слова | Карточки № 5,6 | |
Выделение слов с и на фоне текста (4 часа) | • игра « Услышь меня в слове»; • вспомнить и написать корни; • сделать звукобуквенный анализ слов; • доказать написание слов с ь (правило); • подчеркнуть слова с ь; • вставить б в слова | Карточки № 7, 8, 9, 10 | |
Выделение слов с б в устной и письменной речи (2 часа) | • составить 15 слов с ь; • составить текст с использованием данных слов; • прочитать друг другу свой текст, на слух определить количество слов с ь | Карточка № 11 |
Приложение к шанированию Г.Н. Архиповой