Программа «Коррекция нерезко выраженной дислексии и трудностей формирования навыка чтения у младших школьников»

Л.Б. Ульянцева — учитель-логопед ГМПМПК, специалист высшей квалификационной категории;

Е.Б. Плетнева — учитель-логопед высшей квалификационной категории, методист высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная (коррекционно-развивающая) программа разрабо­тана в целях оказания логопедической помощи ученикам на­чальных классов, имеющим нерезко выраженную дислексию и испытывающим трудности формирования навыка чтения. Про­грамма опирается на понимание сложной психофизиологиче­ской структуры процесса чтения в норме и особенностей усвое­ния этого навыка детьми и составлена в соответствии с государ­ственным стандартом по чтению в начальной школе и в соот­ветствии с определением дислексии в современной коррекци-онной педагогике. В программе отражены научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Вы­готским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным.

В программе также нашли отражение идеи ряда ученых (Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.

При составлении учебной программы использованы:

• системы коррекционной работы на фонетическом, лекси­ческом и синтаксическом уровнях, предложенные в рабо­тах И. Н. Садовниковой, В. И. Городиловой, М. 3. Кудряв­цевой, Л. Н. Ефименковой, Г. Мисиренко;

• система работы со слоговыми таблицами, предложенная А. Н, Корневым;

• система психологических упражнений и заданий, предло­женных С. Н. Костроминой и Л. Г. Нагаевой;

• система заданий, направленных на совершенствование дик­ции и выразительности чтения, предложенная Т. И. Конд-раниной и Л. М. Козыревой.

При составлении программы был также использован опыт работы учителей-логопедов ГМПМПК с младшими школьни­ками по проблемам становления навыка чтения.

Программы предполагают определение тематики содержа­ния коррекционно-развивающих занятий для получения поло­жительной динамики в коррекции процесса чтения; отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-раз­вивающих занятий; определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методи­ческой работы с родителями и специалистами образователь­ных учреждений.

Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной

базовой программе и имеющими следующие особенности про­цесса чтения:

• временная затянутость ступеней становления навыка чте­ния и трудность перехода на более высокую ступень;

• наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексии;

• замедленный темп чтения.

Как правило, нарушения чтения у детей сопровождаются неречевыми расстройствами: нарушение зрительного внима­ния, пространственных представлений, расстройства движе­ний глаз при чтении и др.

Учебная программа включает в себя четыре блока: диагно­стика; формирование неречевых психических функций, уча­ствующих в процессе чтения; коррекция несовершенного на­выка чтения; совершенствование навыка чтения.

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенно­сти и уровень речевого развития каждого ребенка, более глу­боко рассматривать индивидуальное планирование занятий.

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное ис­пользование разделов программы. Каждый раздел можно ис­пользовать автономно, варьируя количество занятий на его ус­воение.

Общая продолжительность занятий по программе может

составлять от 42 до 60 часов в зависимости от сложности нару­шения.

Прием на занятия осуществляется по результатам прове­денного в ГМПМПК логопедического обследования. Принципы, заложенные в программу:

• единство диагностики, коррекции и развития;

• онтогенетический подход;

• деятельностный характера занятий;

• совместное обучение с родителями;

• доступность;

• дифференцированный индивидуальный подход. Задачи программы:

• совершенствование неречевых психических функций, уча­ствующих в процессе чтения;

• коррекция несовершенного навыка чтения;

• совершенствование навыка чтения.

Особенностью программы является реализация индивиду­ально-ориентированного подхода в применении психолого-педагогических технологий, широкое использование занима­тельного, игрового материала, наглядно-практических мето­дов. Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с семь­ей и образовательными учреждениями. В соответствии с этим программа предусматривает проведение совместных занятий родителей с детьми и занятий логопеда с родителями.

Результативность работы определяется по итогам сравни­тельного анализа данных первичного логопедического обсле­дования и состояния навыка чтения на заключительном тести­ровании.

Всякое положительное изменение в состоянии сформиро­ванное™ навыка чтения у ребенка, замеченное родителями или преподавателем, фиксируется как успешность в обучении.

Успешностью в обучении также можно считать совершен­ствование эмоционально-волевой сферы в процессе чтения и улучшение таких свойств личности и деятельности, как:

• способность к самостоятельной организации своей дея­тельности;

• способность осуществлять контроль над собственным чте­нием;

• умение использовать полученные навыки в новых условиях.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема   Содержание работы   Виды работы   Оборудование   Кол-во часов  
Диагностика    
Исследование   Исследование:   • отраженная речь;   • карточки с рече­    
состояния устной речи   звукопроизношенин; фонематическою восприятия;   • ответы на вопро­сы;   вым материалом; • предметные и      
    звукового и слогового анализа, синтеза, представлений;   • выделение зву­ков из слогов,   сюжетные кар­тинки;      
    словарного запаса;   слов;   • серия сюжетных      
    развития связной речи   • деление слов на   картинок      
        слоги;          
        • пересказ текста          
Исследование состояния пись­менной речи   • выявление наличия специфических ошибок в письменных работах; • исследование состояния навыка чтения (способа, правильности, выразительности, понимания, наличие специфических ошибок)   • работа с буква­ми разрезной азбуки; • запись букв под диктовку; • диктант; • списывание букв и текста (с печат­   • разрезная азбука; • тексты для спи­сывания; • тексты диктан­тов; • тексты для чте­ния; • тексты с пропу­      
        ного и рукопис­ного);   щенными окон­чаниями;      
        • чтение текста   • два коротких      
        вслух;   текста одинако­      
        • чтение коротких текстов про себя   вого уровня сложности      
        и вслух          
Исследование состояния нерече­вых психических функций   Исследование состояния: • зрительных функций (объема и концентрации внимания, памяти, поля зрения);   • корректурная проба «Догони и поймай букву»;   • таблицы коррек­турной пробы;    

Продолжение

Тема   Содержание работы   Виды работы   Оборудование   Кол-во часов  
Исследование   • слуховых функций (внимания,   • ифа «Запомни   • табличка с 10      
состояния нерече­   памяти);   10 слов»;   словами;      
вых психических   • зрительно-моторной координа­   • «Числовая пира­   • и зображен ие      
функций   ции;   мида»,   числовой пира­      
    • графомоторных навыков;   • рисование доро­   миды;      
    • состояния природного темпа дея­   жек, лабиринтов,   • бумага, каранда­      
    тельности;   стрелок, схем;   ши;      
    • исследование качеств личности   • анализ состояния   • образцы пись­      
        навыка письма;   менных работ      
        теппикг-тест; на­          
        блюдение за ре­          
        бенком          

Формирование неречевых психических функций, необходимых для совершенствования навыка чтения

Совершенствова­ние восприятия   • развитие избирательности вос­приятия; • обучение восприятию текста с   • цветовая марки­ровка букв, сло­гов, слов;   • •карточки со словами и пред­ложениями с   3-4  
    учетом отдельных элементов на фоне целого;   • вычеркивание заданных букв   выделенными черным и крас­      
    • расширение поля зрения;   из текста;   ным цветом      
    • развитие зрительно-простран­ственной ориентировки и зри­тельно-моторной координации   • деление на слоги; • игра «Что вок­руг?»; • числовые и бук­   слогами; • тексты; • таблицы; • карточки «Пи­      
        венные пирами­ды, таблицы; • складывание узоров; • дорисовывание   рамиды» ей ни    
ка ша\
кубики Кооса, Никитина  
        рисунков, штри­ховка, лабирин­ты, дорожки   • дидактические игры (настоль-но-печатные)      
                   
                     
Совершенствова­ние внимания   • развитие зрительного и слухового внимания;   • путешествие по лабиринтам;   • лабиринты; • карточки с бес­   1—2    
    • концентрации и устойчивости;   • переписывание   смысленными        
    • расширение объема внимания;   бессмысленных   словами;        
        слов;   • карточки с        
        • запоминание и   изображением        
        рисование по   предметов;        
        памяти предме­   • речевой матери­        
        тов с нескольки­   ал;        
        ми деталями;   • тексты арифме­        
        • произнесение   тических дик­        
        слов, предложе­   тантов        
        ний в заданном   • карточки с рече­        
        темпе, громкос­   вым материа­        
        ти, с различной   лом;        
        эмоциональной   • таблицы с циф­        
        окраской;   рами 3Х3,        
        • запоминание и   4Х4,Х5 разной        
        запись по памя­   сложности;        
        ти бессмыслен­   • карточки с        
        ных слов, зна­   предложениями;        
        комых слов и   • числовые табли­        
        предложений;   цы 4Х4, 5Х5 с        
        • отыскание на   пропущенными        
        квадратных таб­   числами;        
        лицах разной   • буквенные тек­        
        сложности цифр   сты;        
        в порядке возра­   • числовые табли­        
        стания   цы;        
        • чтение предло­   • бело-черные        
        жений с одно­   таблицы;        
        временным слу­            
        ховым зашумле-            
        нием;            
Продолжение
Тема   Содержание работы   Виды работы   Оборудование   Кол-во часов  
Совершенствова­   • развитие распределения, пере­   • вычисление из   • буквенные тек­   1—2  
ние внимания   ключения внимания   числовых таб­   сты;      
        лиц отсутствую­   • числовые табли­      
        щих чисел;   цы      
        • нахождение в          
        рядах букв це­          
        лых слов;          
        • расстановка чи­          
        сел в возрастаю­          
        щем порядке;          
        • отыскивание в          
        таблицах чер­          
        ных и белых чи­          
        сел по порядку          
Совершенствова­   • тренировка зрительной памяти;   • составление фи­   • картинки;   2-3  
ние памяти   • тренировка оперативной памяти   гур из палочек; • запоминание   • произвольные изображения;      
        изображенных   • тексты предло­      
        предметов;   жений      
        • зарисовывание          
        произвольных          
        изображений          
        • чтение и запо­          
        минание пред­          
        ложений разной          
        длины          
        • палочки;          
                   
Совершенствова­   • тренировка способности созда­   • мысленное   • слова и словосо­   2-3  
ние мышления   вать мыслительный образ;   представление   четания;      
    • тренировка способности устанав­   различных обра­   • ряды картинок;      
    ливать логические связи между   зов и состояний;   • тексты      
    словами   • анализ и уста­          
        новление логич­          
        ных и нелогич­          
        ных ассоциаций;          
        • представление          
        текстов зритель­          
        ными образами          
Совершенствова­   • создание положительной само­   • рисование эмо­   • шкалы оценок;   1—2  
ние эмоциональ­   оценки при совершенствовании   циональных со­   • экран результа­      
но-волевой сферы   навыка чтения;   стояний;   тов      
    • оценивание ребенком собствен­   • самооценка по          
    ной скорости чтения;   шкале          
    • оценивание собственного настро­              
    ения на занятии;              
    • оценивание достигнутых на заня­              
    тии результатов              
Коррекция несовершенно о навыка чтения
Развитие языково­   • развитие анализа структуры   • определение   • тексты без точек;   3-4  
го анализа и   предложения;   границ предло­   • предметные и      
синтеза       жения в тексте   сюжетные кар­      
        без точек;   тинки;      
        • придумывание   • карточки со      
        предложений по   словами;      
        картинке, с за­   • схемы предло­      
        данным словом;   жений;      
        • придумывание   • тексты предло­      
        предложений по   жений      
        опорным словам;   • карточки со      
        • работа с дефор-   слогами, слова­      
        мированным   ми, буквами;      
        предложением;          
                   

Продолжение

Тема   Содержание работы   Виды работы   Оборудование   Кол-во часов  
Развитие языково­   • развитие слогового анализа и   • составление гра­   • фишки, схемы;   3-4  
го анализа и   синтеза;   фических схем   • карточки и схе­      
синтеза   • развитие сложных форм фонема­   предложений и   мы слов различ­      
    тического анализа и синтеза   предложений по   ной слоговой и      
        схемам;   звуковой струк­      
        • определение ме­   туры      
        ста заданного          
        слова в предло­          
        жении;          
        • выделение глас­          
        ных из слога,          
        слова;          
        • анализ и синтез          
        слогов с помо­          
        щью фишек;          
        • составление сло­          
        гов и слов из раз­          
        резной азбуки;          
        • определение ко­          
        личества, после­          
        довательности          
        звуков в словах,          
        с опорой и без          
        опоры на вспо-          
        могательные          
        средства          
                   
                   
Развитие морфо­   • дифференциация грамматиче­   • упражнения на   • карточки с раз­   4-5  
логической   ских значении;   дифференциа­   личными вида­      
системы языка   • совершенствование навыков сло­   цию частей   ми упражнений;      
    воизменения существительных,   речи;   • географическая      
    прилагательных, глаголов;   • игра «Кругосвет­   карта;      
    • дифференциация ед. и мн. числа;   ное путеше­   • перфокарты с      
    • закрепление беспредложных кон­   ствие» (закреп­   пропущенными      
    струкций;   ление категорий   окончаниями      
    • закрепление предложно-падеж-   одушевленно­   имен существи­      
    ных конструкций;   сти-неодушев­   тельных, прила­      
    • согласование прилагательных с   ленности суще­   гательных      
    существительными в ед. и мн.   ствительных);   • карточки с од­      
    числе в различных падежах;   • практические   нокоренными      
    • согласование глаголов с суще­   упражнения по   словами;      
    ствительными в числе и роде; • дифференциация глаголов совер­шенного и несовершенного вида;   определению рода, числа, па­дежа существи­   • картинки; • изографы;      
    • совершенствование навыков сло­вообразования уменьшительно-   тельного, при­лагательного;   • карточки с де­формированны­      
    ласкательных форм имен суще­   времени, вида   ми словами      
    ствительных, прилагательных от   глагола;          
    существительных, глаголов с   • упражнения,          
    приставками   игры на согласо­          
        вание различных          
        частей речи;          
        • подбор род­          
        ственных слов;          
        • игра «Назови          
        ласково»;          
        • работа с дефор-          
        мированным          
        словом;          
        • работа с изогра­          
        фами;          
        • игра «Составь          
        слово»          

Продолжение

Тема   Содержание работы   Виды работы   Оборудование   Кол-во часов  
Совершенствова­   • совершенствование умений   • составление   • карточки с   4-5  
ние синтаксиче­ской структуры речи   составлять двусоставные распро­страненные предложения; слож­ные предложения   двусоставных предложений по опорным сло­вам, картинкам;   опорными сло­вами; • картинки; • схемы      
        • упражнения на          
        распространение          
        предложений;          
        • упражнения на          
        составление          
        сложных пред­ложений при          
        помощи сочи­          
        нительных и          
        подчинитель­          
        ных союзов;          
        • работа со схема­          
        ми          
Совершенствова­ние лексической   Работа над расширением, уточне­нием и систематизацией словаря   • упражнения на подбор слов по   • картинки по различным лек­   2-3  
стороны речи       лексическим те­мам, антонимов, синонимов, гла­   сическим темам; • тексты без на­званий;      
        голов и прилага­   • словари      
        тельных к суще­ствительным (и наоборот), на­          
        званий к тексту          
        (и наоборот)          
                   
                   
Совершенствова­   Работа над пониманием прочитан­   • ответы на воп­   • предметные и      
ние семантической   ных: слов, предложений, текстов   росы по прочи­   сюжетные кнр-      
стороны речи       танному тексту;   тинки;      
        • подбор картинок   • тексты (неокон­      
        • работа с дефор­   ченные, дефор­      
        мированными   мированные);      
        текстами; пере­   • карточки со      
        сказ   словами, пред­      
        • придумывание   ложениями      
        начала и конца          
        к тексту          

Совершенствование навыка чтения

Обучение технике   • поэтапное обучение технике чте­   • чтение слогов   • слоговые и сло­   10-15  
чтения (способ,   ния (послоговое, целыми слова­   (прямых, обрат­   весные таблицы,      
четкая дикция   ми, синтаксического);   ных, со стечени­   столбики;      
правильность, вы­   • чтение слогов, слов и предложе­   ем согласных);   • предложения и      
разительность)   ний с использованием различных   • чтение слов раз­   тексты;      
    методических приемов для увели­   личной буквен­   • «пирамидки» и      
    чения скорости чтения;   ной наполняе-   «лесенки» слов;      
    • работа над дикцией, артикуляци­   мости;   • тексты диалогов      
    ей и орфографической правиль­   • чтение предло­          
    ностью чтения;   жений, тестов;          
    • развитие навыка правильной рас­   • упражнения по          
    становки логического ударения;   чтению «по кру­          
    • выработка правильной интона­   гу», «молния»,          
    ции, соблюдение логических   «буксир»;          
    пауз; использование различных   • чтение хоровое;          
    приемов при чтении с целью:   • чтение «лесенок»          
    борьбы с регрессиями,   и «пирамидок»;          
    борьбы с неправильной анти­   • чтение чистогово-          
    ципацией,   рок, скорогово­          
    совершенствования правиль­   рок, слов одина­          
    ной антиципации   ковой и различ­          
        • выработка правильной интона­   гу», «молния»,          
    ции, соблюдение логических   «буксир»;          
    пауз; использование различных   • чтение хоровое;          
    приемов при чтении с целью:   • чтение «лесенок»          
    борьбы с регрессиями,   и «пирамидок»;          
    борьбы с неправильной анти­   • чтение чистогово-          
    ципацией,   рок, скорогово­          
    совершенствования правиль­   рок, слов одина­          
    ной антиципации   ковой и различ­          
        ной структуры;          

Окончание