Программа «Профилактика дизорфографии у младших школьников»
Н. Ю. Божедомова — учитель логопед ГОУ ЦПР Красносельского района
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении грамотным письмом. Это обстоятельство вынуждает составлять специальные дополнительные коррекционные программы, в которых учитываются наиболее сложные моменты при изучении орфографических правил этими детьми. Данная программа составлена с учетом контингента детей с речевыми нарушениями, обращающимися за помощью в ППМС центры, и ограниченности времени на проведение коррекци-онно-логопедических занятий.
Адресат: учащиеся, испытывающие затруднения при усвоении орфографических правил.
Цель программы: профилактика дизорфографии у младших школьников.
Задачи:
• выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
• повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря учащихся;
• развить логическое и образное мышление;
• развить устойчивый интерес к урокам русского языка.
Организация процесса обучения. В зависимости от особенностей речевого нарушения у детей и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия.
Методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения;
игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию
полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв;
поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.
Содержание программы. Система коррекционных занятий по профилактике дизорфографии составлена с учетом программы обучения русскому языку во втором классе и способствует подготовке школьника к усвоению орфографических навыков при помощи специальных упражнений. В зависимости от сложности нарушения количество учебных часов варьируется от 52 до 68 часов.
Курс занятий включает в себя изучение следующих тем:
предложение; звук и буква; правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, ч/с, чн; слог, перенос слов; мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные; ударение, разделительный мягкий знак; однокоренные слова.
При итоговом контроле предусмотрены следующие проверочные работы: диктанты на изученные правила; грамматические задания по изучаемой теме; письмо по памяти.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Содержание | Кол-во часов |
Предложение | • обобщение представлений о предложении как единице высказывания; • деление предложения на слова; • составление предложений из слов; • графическое изображение предложения, оформление на письме | |
Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения | • деление текста на предложения; • определение границ предложения; • работа над интонационным оформлением предложения (постановка точки, вопросительного, восклицательного знаков); • работа с деформированным текстом | 1-2 |
Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных | • путешествие по карте (расширение круга имен собственных); • упражнения на различение собственных и нарицательных имен существительных (отгадывание загадок, подбор кличек животным, написание кличек животных); • история происхождения имени и отчества; • практическое усвоение написания имени и отчества родителей | 1-2 |
Звуки и буквы | ||
Гласные звуки и буквы | • упражнения на различение звука и буквы (характеристика звука — обозначение голосом, артикуляция и буквы — графическое изображение); • работа со словами паронимами; • фонематический анализ слов различной звуконаполняемости; • упражнения на уточнение представлений о существенных признаках гласных звуков; • звуковой анализ слов, работа со схемами; • игра «Поле чудес» | 3-4 |
Продолжение
Тема | Содержание | Кол-во часов |
Согласные звуки и буквы | • характеристика согласных звуков; • упражнения на различение согласных и гласных звуков на слух и по артикуляции; • работа с изографами; • звукобуквенный анализ | 2-3 |
Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн
Шипящие согласные ж, ш, ч, ш, | • упражнения на уточнение артикуляции и четкое произнесение шипящих звуков; • заучивание скороговорок; | |
Слова с сочетаниями жи, ши | • характеристика звуков ж и ш; • упражнения на закрепление правильного написания сочетаний жи-ши; • дидактические игры «Один — много», «Круги», «Лесенка» | 2-3 |
Слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу | • характеристика звуков ч, щ; • упражнения на закрепление правильного написания сочетаний ча-ща, чу-щу; | 2-3 |
Сочетание чк, чн | • дидактические игры «Круги», «Лото», «Эстафета» • упражнения на написание слов с сочетаниями чк, чн; • фонетический анализ слов с этими сочетаниями; • дидактические игры с использованием загадок, литературных текстов | 2-3 |
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами и, е, е, я, ю, и, ь
Дифференциация твердых и мягких согласных | • игры на различение твердых и мягких согласных в слогах; • фонетический анализ слогов с твердыми и мягкими согласными; • упражнения на определение твердых и мягких согласных в словах; | 2-3 |
Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и | • фонетический анализ гласных е, ё, ю, я; • упражнения, игры, загадки на различение мягких согласных в словах с последующей записью | 2-3 |
Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука | • звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце; • упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце | 1-2 |
Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука в середине слова | • ифа «Спрячь мягкий знак в середину»; • звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в середине; • упражнения на правописание слов с мягким знаком в середине; • упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине | 1-2 |
Слово и слог. Перенос слов
Деление слов на слоги | • упражнение на определение слогов по количеству гласных звуков в слове (работа со схемами слов, подбор картинок к соответствующим схемам) • подбор слов с заданным количеством слогов и по заданному слогу; • игра «Рассыпанные слоги» | |
Перенос слов | • упражнения на формирование умения делить на слоги для переноса (разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов); • сравнение слов с правильным и неправильным переносом | |
Диктант |
Ударение
Смыслоразличительная роль ударения | • игра «Верно — неверно» (различение правильности расстановки ударения); • упражнение по определению ударения в словах-омонимах; • работа со схемами хХх, Ххх, ххХ (определение ударного слога) | ' | |
Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной | • упражнение на определение ударных и безударных гласных в слове; • работа со схемами: Хх, хХ, ххХ, хХх, Ххх; , ,. ', ...; • подбор картинок к соответствующей схеме; | 5—7 | |
Окончание | |||
Тема | Содержание | Кол-во часов | |
Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной | • подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной; • работа со словарем над словами с непроверяемыми безударными гласными; • игры, упражнения на подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной; на развитие зрительной и слуховой памяти | 5-7 | |
Звонкие и глухие согласные звуки | |||
Звонкие и глухие согласные в конце слова. Единообразное написание слов со звонкими и глухими в конце слова, перед глухими согласными и гласными | • упражнения на различение звонких и глухих согласных по акустическим характеристикам; • игры «Не разорви цепочку», «Подбери пару», «Доскажи словечко»; • работа с веером «парные согласные»; • упражнения на изменение слов «Один - много», «Чего или кого не стало»; • работа с деформированными словами; • игры, упражнения «Исправь ошибку»; • упражнения на определение слов с сомнительной согласной в словах, предложениях текстах с последующим анализом и записью в тетради | ||
Звонкие и глухие согласные в середине слова | • игры, «Подбери пару», «Доскажи словечко», загадки; • упражнения на изменения слова «Назови ласково», «Измени слова по образцу» (Р. п, Д. п. имен сущ.); • работа с деформированными словами; • игры, упражнения «Исправь ошибку»; • упражнения на определение слов с сомнительной согласной в словах, предложениях, текстах с последующим анализом и записью в тетради. | ||
Разделительный мягкий знак | ||
Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, ю, я, и | • упражнения на различение и воспроизведение слогов с разделительным мягким знаком; • звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком; • тренировочные упражнения в определении слов с разделительным мягким знаком и их последующей записью; • упражнения, направленные на анализ слов для самостоятельного вывода о правописании разделительного мягкого знака перед гласными е, е, т, я, и | 3-4 |
Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных | • проблемно-целевые задания для подготовки детей к самостоятельному выводу о различии слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком, показателем мягкости согласных; • упражнение на деление слов с разделительным мягким знаком для переноса | |
Диктант | ||
Однокоренные слова | ||
Понятие однокоренные слова Единообразное написание звонких и глухих согласных в корне слова | • анализ групп родственных, однокоренных слов; • упражнения в выделении единого корня в словах • упражнения в подборе однокоренных слов для проверки написания сомнительной звонкой или глухой согласной; • сравнение группы однокоренных слов для доказательства правильности написания сомнительных согласных; • упражнения в нахождении в предложении, тексте слов с изученной орфограммой | 2-3 |
Единообразное написание слов с безударной гласной в корне слова | • упражнения в подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне слов; • сравнение группы однокоренных слов для доказательства правильности безударной гласной; • упражнения в нахождении в предложении, тексте слов с изученной орфограммой | |
Диктант |
3. Программа «Коррекция дизорфографии у старших школьников»
Г.М. Сумченко — учитель-логопед ГМПМПК, специалист высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук;
Е.Б. Плетнева — учитель-логопед высшей квалификационной категории, методист высшей квлтфикационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дизорфография — трудности формирования орфографического навыка — широко распространенное явление среди учащихся начальной и, особенно, средней общеобразовательной школы.
В нашей стране эта форма нарушения письменной речи была описана сравнительно недавно, так что особенности такой формы патологии продолжают быть объектом изучения исследователей.
Стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, характерные для дизорфографии, не являются случайными. Как правило, дизорфография проявляется у детей, страдающих на начальном этапе обучения дисграфией и дислексией, а в дошкольном возрасте имеющих те или иные нарушения устной речи (и на уровне фонетико-фонематичес-ком, и на уровне лексико-грамматическом). Таким образом, дизорфография является определенным этапом в развитии детей, имеющих речевые нарушения (Э. Г. Кругикова, Г.М. Сумченко,Э.Я. Сизова, М. Г. Храковская. Об изучении дизорфографии у школьников. СПб., 1995). Дисграфические ошибки, как правило, исчезают после окончания начальной школы, в то время как для дизорфографии характерно наличие единичных дисграфических ошибок, которые сочетаются с орфографическими (например, до девятого класса могут встречаться замены ш-щ, б-д и др.).
Кроме того, устная речь детей, имеющих дизорфографию, характеризуется определенными особенностями при детальном ее исследовании. Так, у большинства учащихся, даже если отсутствуют элементы дислалии, имеется выраженная недо
статочность в развитии артикуляторной моторики (зажатая, закрытая дикция, неразборчивая для окружающих речь).
Также отмечаются сложности в четкой слуховой дифференциации как гласных фонем, так и согласных. Имеются негрубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых или малознакомых слов и т. д.). Речь детей с дизорфографией бедна интонационно, маловыразительна.
Особенно выявляется значительное недоразвитие на лексико-грамматическом уровне в виде ошибок в словоизменении и словообразовании, бедности словаря, в виде затруднений в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов и т. д.
Особую группу школьников с дизорфографией составляют дети, у которых диагностируется скрытое или явное левше-ство, амбидекстры. Дети-амбидекстры имеют стойкие нарушения письма, сопровождающиеся теми или иными нарушениями высших корковых функций (чаще всего двигательно-зри-тельной координации, нарушениями буквенного гнозиса, динамического и конструктивного праксиса и др.). У таких школьников левшество может быть генетическим, врожденным, а может быть и приобретенным, патологическим. В обоих случаях требуется вмешательство логопеда.
В связи с вышеизложенным становится ясно, что стойкие орфографические ошибки, называемые дизорфографией, требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести логопед-дефектолог, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.
В условиях'ГМПМПК проводится комплексная диагностика и коррекционное воздействие на детей с дизорфографией. В преодолении трудностей кроме логопеда им помогают медики (невропатологи, массажисты, фитотерапевты).
Курс включает в себя занятия в течение 18—36 недель, продолжительностью 40 минут и проводятся 2 раза в неделю.
Группы комплектуются в количестве 2—6 человек
Контингент учеников в группах — учащиеся пятых, шестых, седьмых и восьмых классов общеобразовательной школы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |||
Тема | Задачи | Содержание | Кол-во часов |
Развитие фонетико-фонематических процессов, слухоречевои памяти | |||
Гласные и согласные звуки | Развитие четких движений органов артикуляции, умения выделять гласные и согласные из потока речи, четко и внятно произносить звуки | • артикуляционная гимнастика перед зеркалом для нижней челюсти, губ, языка; • уточнение изолированной артикуляции гласных в слогах, словах, фразах (а, о, у, ы, э, и); • уточнение артикуляции согласных; • заучивание фраз, скороговорок со стечением согласных (Триста тридцать третья артиллерийская бригада и др.). • четкое послоговое проговаривание любого речевого материала (слов, фраз, текста) | |
Звук, слог. Ударение (Развитие фонематического восприятия) | Развитие четкой слуховой дифференциации гласных и согласных, близких по акус-ти ко-артикуляцией-ным признакам | • упражнения в различении на слух слов с оппозиционным согласным {башня — пашня; дочка -- точка), с разными ударениями (замок — замок; пили — пили; косы — косы); • упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины (вода, водолаз, водопровод), • чтение слоговых таблиц и повторение за логопедом слогов ша — ща; ба — да; да — та | |
Языковой анализ и синтез | Развитие навыка членения предложения на слова, слов на слоги, слога на звуки и буквы | • упражнения на деление слов на слоги и буквы (звуки) — вначале берутся двухсложные слова из списка непроверяемых слов. Затем речевой материал усложняется по лексике и звукобук-венной структуре; • распространение предложений; | К) |
Языковой анализ и синтез | Развитие навыка членения предложения на слова, слов на слоги, слога на звуки и буквы | • составление предложений по схемам: По | |
. По веткам прыгала белка., по опор | |||
ным картинкам, по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картин; • зрительные, слуховые диктанты | |||
Работа над слухоречевои памятью | Развитие объема слухоречевои памяти | • повторение слов, фраз, стихотворений, чисто-говорок, пословиц, например: Семеро одного не ждут. Пришел Прокоп принес укроп. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока | |
Развитие гностика-практических процессов | |||
Работа над зрительным (буквенным) гно-зисом | Развитие зрительного восприятия букв | • реконструкции букв; • упражнения на реконструкцию букв, составление из элементов, дописывание строчных и прописных букв; • работа с зеркально-расположенными буквами; • нахождение ошибок в печатном и рукописном тексте | |
Работа над праксисом кисти руки | Развитие четких диф-ференцированных движений тонкой мо-торики, графомотор-ных навыков | • тренировка в пробах на динамический праксис (кулак — ладонь — ребро); • прописывание букв в воздухе, на столе; • обведение букв по точкам; • штриховка контурно изображенных фигур; • использование для запоминания траектории букв из наждачной бумаги, фанеры, пластилина; • упражнения в письме по специальным трафаретам (линейка с вдавленными буквами); • упражнения в прописях |
Окончание
Тема | Задачи Содержание Кол-во часов | ||
Лексико-грамматическое и грамматика-орфографическое оформление речи | |||
Развитие лексико-грамматических категорий | Развитие морфологического анализа | • подбор однокоренных слов (стол, столовая, столешница, столоваться, престол, столица и т.д.); • разбор слов по составу (загородный); • подбор однокоренных слов с корнями — омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода); • подбор слов с корнями — синонимами: вода, водный, река, речной; • подбор синонимов: смелый — храбрый — отважный; грустный — печальный — хмурый; • подбор антонимов: друг — враг, утро — вечер, счастье — беда', • придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами | |
Развитие лексико-грамматических категорий | Развитие лексико-семантических связей | • объяснение многозначных слов: золотая осень, золотые руки, золотое сердце, золотая голова, свежие фрукты, свежий ветер, свежее утро, свежее дыхание; • стилистические упражнения : придумать существительные к следующим прилагательным: пухлая (почка, девочка), пуховый (платок}, пушистый (снег, свитер), земляной (вал, червяк), земельный (надел, налог, участок), землистый (цвет лица), глиняный (кувшин), глинистая (почва) | |
Правописание жч-ши, ча-ща, чу-щу | Различение правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу | • придумывание слов и предложении; • подчеркивание орфограмм и обозначение цветным маркером; | |
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу | Различение правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу | • упражнение «вставить пропущенные орфограммы: уч... щиеся нач...льной школы кач...ются на качелях»; • обозначение цветными маркерами изучаемой орфограммы | |
Разделительные твердый и мягкий знаки | Различение разделительного твердого и мягкого знаков на слух и обозначение их на письме | • вписывание пропущенных ъ и ь; • написание коротких диктантов; • дидактические игры на различение & и ь; • перенос слов с разделительными а и ь | |
Имена собственные | Развитие умения выделять имена собственные из потока речи, из текста | • упражнения на определение имен собственных с малознакомыми географическими названиями: На острове Мадагаскар много полезных ископаемых. | |
Согласование имен существительных с различными частями речи в роде, числе,падеже | Дифференциация падежных окончаний | • тренировочные упражнения на согласование существительных с прилагательными, причастиями в падеже: бушующий океан, темно-вишневая шаль, цветущая акация | |
Беспредложное и предложное управление | Тренировка в употреблении глагольных форм | • упражнения в спряжении глаголов; идти по мостовой, жить в квартире и т. д. | |
Предложение | Развитие синтаксического анализа | • составление предложений с заданным словом; • работа с деформированными предложениями: лесу, в, елочка, родилась; • упражнение «Исправь ошибку» | |
Работа со связным текстом | Развитие связной устной и письменной речи | • составление рассказа по серии сюжетных картин; • работа с деформированным текстом; • написание изложения |