Характеристика основных стилей поведения. Избежание, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс

 

Каждый конфликт имеет свои собственные неповторимые осо­бенности. Это и причины возникновения, и формы взаимодействия, и исходы и последствия конфликтов. Тем более что каждый чело­век имеет свою манеру отношения с другими людьми и свой стиль поведения в конфликтной ситуации.

Но, несмотря на это, можно найти некоторые общие признаки поведения. Это связано с тем, что разрешение конфликтной ситуа­ции значимо для каждой из противоборствующих сторон, и это делает их партнерами.

Каждый конфликт имеет стандартную схему развития: причи­на столкновения (разные интересы и цели), несовпадение позиций, предпринимаемых действий. Как правило, участникам конфликта не хватает взаимопонимания, осведомленности о планах и намере­ниях оппонентов, знаний, как и посредством чего можно достичь своих интересов, не ущемляя интересы других людей, участвую­щих в конфликте.

Отсюда понятно, что для эффективного решения проблемы не­обходимо четкое представление о природе и специфике конфлик­та, осмысленного стиля поведения.

Под стилем понимают способ осуществления определенных интересов, образ действий и манеру общения,

Поведение противоборствующих сторон может быть разным. Оно может быть конструктивным. Для этого стиля поведения характерен поиск выхода из конфликтной ситуации, допустимый для всех участников конфликта. Возможно также и деструктивное поведение, которое может привести к разрушительным дейст­виям.

С 70-х гг. прошлого века в конфликтологии выделяют пять сти­лей конфликтного поведения: избежание, приспособление, конф­ронтация, сотрудничество и компромисс. Рассмотрим различия каждого из стилей в отдельности.

Избежание.Этот стиль поведения показывает отсутствие вся­кого желания сотрудничать с кем-либо и прилагать какие-либо ак­тивные действия для достижения собственных интересов, отсут­ствие желания пойти навстречу оппонентам, полное отсутствие желания уйти от конфликта. Такой стиль поведения выбирают в следующих случаях:

1) когда проблема для одного из участников конфликта, вызвавшая противоречия, не является существенной, предмет расхождения не заслуживает внимания;

2) есть способы достижения собственных целей другим, неконфликтным путем;

3) столкновения происходят между равными или близкими по силе
(рангу) сторонами, сознательно не желающими возникновения
напряжения в своих взаимоотношениях;

4) участник конфликта знает свою неправоту или его оппонент бо­лее высокого ранга, более волевой, напористый;

5)есть необходимость отдалить острое столкновение, чтобы вы­
играть время, собраться с силами, заручиться поддержкой;

6)когда надо избежать контактов с оппонентом, сознательно ищу­щим обострения ситуации.

Стиль избежания используют, как правило, люди, реально оце­нивающие свои силы. Это часто является выигрышным средством в межличностном споре. Когда же конфликт возник на объективной основе, этот стиль не эффективен, т.к. сама проблема и причины, ее породившие, остаются, а это может только усугубить конфликт.

Приспособление.Это стиль пассивного поведения, он отлича­ется желанием смягчить конфликтную ситуацию. В отличие от сти­ля избежания, этот стиль больше учитывает интересы оппонента и не уходит от сотрудничества с ним. К нему прибегают, когда:

1) участник конфликта не считает существенной проблему для себя
и готов принять интересы другой стороны, уступить ей, если он
выше рангом;

2)оппоненты готовы уступать друг другу, понимая, что мало теряют, а приобретают добрые отношения;

3)создается тупиковая ситуация, необходимо хоть какое-нибудь
послабление для сохранения мира, возможны уступки, не про­тиворечащие нравственным принципам;

4)желание помочь своему оппоненту и испытать при этом чувство собственного удовлетворения;

5)когда взаимодействия имеют соревновательный характер.
Приспособление возможно при любом типе конфликтов, особенно когда конфликт имеет организационный характер.

Конфронтация.Этот стиль поведения направлен на то, что­бы самостоятельно, без учета интересов другой стороны, добить­ся осуществления собственных интересов. При этом стиле по­ведения не приемлемы совместные действия, идет навязывание своего решения проблемы, волевой напор, вплоть до шантажа, запугивания.

Конфронтацию выбирают, когда:

1) проблема жизненно важна;

2)конфликтующая сторона занимает выгодную, беспроигрышную
позицию;

3)участник конфликта уверен, что его вариант наилучший;

4) другого способа разрешить конфликт нет и он ничего не теряет.

 

Конфронтация — это не всегда использование грубой силы, вы­сокого положения. Это может быть сильным стремлением выиг­рать противостояние, основываясь на убедительных аргументах. Однако, когда речь идет о давлении на человека в любом его виде, это может вызвать взрыв эмоций, разрушить хорошие отношения.

Сотрудничество.Этот стиль поведения так же, как и конфрон­тация, нацелен на максимальную реализацию собственных инте­ресов. Но он предполагает совместные усилия в поиске решений этой проблемы. Сотрудничество предполагает готовность всех сто­рон к совместным действиям. Сотрудничество возможно, когда:

1) проблема является важной для всех участников и они не уходят
от совместных действий;

2) участники конфликта имеют равное положение в обществе;

3) каждая сторона желает обсудить спорные вопросы, чтобы в дальнейшем прийти к обоюдно выгодному соглашению;

4) участники конфликта ведут себя как партнеры, считаются друг
с другом.

При таком стиле поведения каждая из сторон получает макси­мум выгоды при минимальных потерях, при этом сохраняя дове­рительные отношения.

Компромисс.Этот стиль поведения предполагает желание участников конфликта урегулировать его. Он приостанавливает усиление напряженности, частично удовлетворяет потребности каждой из сторон.

Компромиссный стиль поведения возможен, когда: 1) участники конфликта хорошо знают причины конфликта, инте­ресы всех участвующих сторон;

2) участники конфликта понимают необходимость примирения,
чтобы ослабить конфронтацию, несмотря на взаимоисключаю­щие интересы;

3) участники конфликта склоняются к его разрешению, стремятся
найти компромисс, избежать лишних потерь;

4) участники конфликта корректируют свои цели с учетом изменений;

5) все другие стили поведения не приводят к его разрешению.
Умение идти на компромисс — это умение реально оценивать обстановку и свои силы. Но не надо без необходимости применять компромисс. Это приводит к торопливости, уменьшает время об­думывания, нахождения способов решения проблемы.