ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
по курсу “Психологическое консультирование”
1. Понятие, цели и задачи консультирования.
2. Принципы, типы и уровни консультирования.
3. Виды психологического консультирования.
4. Роль психолога-консультанта в психологическом консультировании.
5. Роль клиента в психологической консультации.
6. Организация работы психологической консультации.
7. Требования к помещению и интерьеру консультативного центра.
8. Причины обращения в психологическую консультацию.
9. Методы психологического воздействия на клиента.
10. Личностные качества психолога-консультанта.
11. Этика практического психолога.
12. Взаимоотношение психолога-консультанта и клиента в ходе консультации.
13. Требования к психологическому консультированию в различных сферах.
14. Подготовка психологического консультирования.
15. Основные условия эффективности работы психолога-консультанта.
16. Активное и пассивное слушание в консультировании.
17. Структура процесса консультирования.
18. Основы коммуникативного контакта.
19. Эмоциональные компоненты терапевтического климата.
20. Процедуры и техники консультирования.
21. Результаты психологического консультирования.
22. Пути устранения причин недостаточной результативности психологического консультирования.
23. Советы по развитию мыслительных (интеллектуальных) способностей.
24. Советы по развитию мнемических способностей.
25. Советы по развитию личности клиента.
26. Практические советы по проблемам саморегуляции.
27. Методы оптимизации психического состояния практического психолога.
28. Практические рекомендации по проблемам межличностного консультирования.
29. Практические рекомендации по проблемам семейного консультирования.
30. Практические рекомендации по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами.
31. Практические рекомендации по проблемам депрессивных состояний.
32. Практические рекомендации по вопросу психолого-педагогического консультирования.
33. Практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию.
34. Психологическое консультирование в опоре на активацию ресурсов
клиента.
35. Феномен «сгорания» у консультантов.
36. Сущность и составляющие активного слушания.
37. Психология телефонного диалога.
38. Механизмы психологической защиты и консультативная помощь на телефоне доверия.
39. Консультирование агрессивных и манипулятивных клиентов.
40. Основные методы работы с клиентами при переживании горя.
41. Основные методы работы с эмоциональными проблемами (депрессия, страх, тревога).
42. Экзистенциальные вопросы в консультативной практике.
43. Консультирование по вопросам насилия.
44. Консультирование лиц, страдающих страхами и фобиями.
45. Поддержка консультантом суицидального клиента.
46. Консультирование по проблемам, связанным с детьми.
47. Консультативная работа с зависимостями.
48. Консультирование по проблемам, связанным с выбором профессии.
49. Организационные принципы применения психодиагностических процедур.
50. Методы подкрепления, используемые в поведенческом консультировании.
51. Концептуальные основы гештальттерапии. Цели работы с клиентом в рамках данного направления.
52. Использование метафор в психологическом консультировании.
53. Основные методы нейролингвистики в психологическом консультировании.
54. Цели и методы работы с клиентом в рамках классического психоанализа З. Фрейда.
55. Работа с клиентом в рамках индивидуальной психологии А. Адлера.
56. Особенности бихевиорального направления в психологическом консультировании.
57. Психологическое консультирование, связанное с развитием личности клиента.
58. Общие вопросы возрастно-психологического консультирования.
59. Влияние в практике психологического консультирования.
60. Различия индивидуального и группового консультирования.
Подготовка к экзаменам и их сдача - напряженное время в жизни студентов. В сессию обычно сдается 3-4, реже - 5 экзаменов и на подготовку к каждому отводится 3-4 дня. Следовательно, подготовка к экзамену должна осуществляться в течение семестра, в ходе регулярной самостоятельной работы.
Подготовку к экзаменам следует начать с расчета времени, которое необходимо для повторения. В этом случае учитывается степень освоения курса, работоспособность, умственные способности студента. Условия при подготовке к экзамену:
1. Требуется тщательное повторение ранее изученного материала, его осмысление и запоминание.
2. Если позволяет время, целесообразно составить сжатый конспект всего курса, выделив только главное, основное.
3. Особое внимание при повторении следует уделить трудным, ранее непонятым положениям.
4. Постараться сформулировать дополнительные вопросы
к материалу и ответить на них.
5. Наиболее трудные вопросы можно обсудить с товарищами
для лучшего понимания материала.
6. Необходимо основательно повторить понятийный аппарат курса. Владение ведущими понятиями - показатель профессионализма в той или иной области.
7. Как известно, на подготовку к экзамену студенту обычно
не хватает одного дня. Не пытайтесь его компенсировать бес-
сонной ночью. Перед экзаменом следует выспаться.
Ответ на экзамене должен быть полным, аргументированным, четким. Важно уметь связать теорию с практикой, хорошо знать основные понятия, иметь свою позицию по рассматриваемой проблеме.
- Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинаре), чтобы студент точно знал, где что у него записано, эта работа может занять много времени, но все остальное — это уже технические детали (главное — это ориентировка в материале).
- Сама подготовка связана не только с «запоминанием» (хотя некоторые преподаватели оценивают больше именно эту способность студента, и с этим приходится считаться). Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой творческий подход студента, но ведь и преподаватели бывают разными... Поэтому студент обязательно должен все это учитывать и иногда все-таки оставлять свое «творчество» за рамками данного экзамена.
- Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» — это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно — это очень сложная и важная для студента работа. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
- Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее — ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).
return false">ссылка скрыта- Если у студента имеется несогласие с тем, что преподаватель говорил на лекциях или с тем, что написано в учебниках, то существует правило: сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные, точки зрения.
- Если преподаватель, с точки зрения студента, необъективен, то у него есть формальное право потребовать проведение зачета или экзамена с участием другого преподавателя, но иногда возникают проблемы, связанные с тем, что данный курс является «авторским», и другого квалифицированного преподавателя может просто не оказаться. Поэтому, лучше все-таки находить взаимопонимание с данным преподавателем.