ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
Исторически данная парадигма сложилась значительно раньше, чем научно-технократическая.
Суть этой парадигмы – процесс нахождения каждым человеком ИСТИНЫ. Главное для педагога здесь – вовлечение ребенка в процесс поиска, процесс познания истины.
Девиз гуманистической парадигмы—«всех учить всему».
Педагогический процесс в данной парадигме выстраивается по принципу диалога между учителем и учеником, он богат импровизациями. Здесь не существует нормативов, нет однозначной истины, поэтому результат общения состоит в обмене духовными ценностями между участниками педагогического процесса.
Одна из главных установок этой парадигмы—ценностно-смысловое равенство педагога и ученика, не в смысле одинаковости или равноценности знаний и опыта, а в праве каждого познавать мир без ограничений, в праве каждого на собственное понимание мира и собственное его видение.
Отношения между педагогом и учеником строятся по принципу «субъект—субъект».
Критериями определения качества педагогической деятельности в гуманистической парадигме является личность ученика, его достижения, уровень и динамика его развития относительно самого себя. Детей не подгоняют под какие-либо стандарты, не сравнивают по уровню развития, а оценивают путь развития каждого по сравнению с его же предыдущими возможностями и достижениями.
В процессе познания педагог и ученики совместно вырабатывают цели деятельности, определяют что и как они будут изучать, как будут оценивать свои достижения. Педагогический процесс организуется по принципу СОТРУДНИЧЕСТВА, СОТВОРЧЕСТВА.
Диагностические измерения уровня развития учеников не служат средством отбора, селекции и образовательной дискриминации детей. Низкие и отрицательные показатели учебы не становятся основанием для суждения о нормативных качествах личности человека. Они используются для оценки перспектив и возможностей профессиональной работы педагога.
Скорость обучения определяется индивидуальной способностью ребенка проникнуть в суть познавательной или жизненной проблемы.
У педагога уже нет монополии на истину (как в технократической парадигме), поэтому не может быть и четкой критичной оценки. Существует ценностно-смысловое равенство педагога и ученика («ты прав, я прав и он тоже прав»).
Гуманистическая парадигма не предполагает дачу стандартных знаний, она предполагает развитие лучшего в ребенке, но автоматически и «забытие» худшего. Но в этом случае возникает опасность для ученика стать социально неадекватным (не всегда может найти себе место в обществе, поступить в институт…т.к. может обнаружиться недостаточность подготовки или отсутствие каких-либо нормативных знаний, необходимых для этого).
Главное в этой парадигме—любовь к ребенку. Это главный показатель профессионализма педагога.
Корни гуманистической парадигмы лежат в эпохе Возрождения. Представителями данной парадигмы являются Сократ, Жан-Жак Руссо, Дж.Дьюи, И.Г.Песталоцци, К.Н.Вентцель, Л.Толстой, С.Т.Шацкий, Януш Корчак, В.А.Сухомлинский и др.
Задание:
1. Определите, какова цель образования в данной парадигме
2. Какова позиция педагога и ребенка в ходе взаимодействия
3. Что характерно для процесса обучения
4. Положительные и отрицательные стороны данной парадигмы
5. Изобразите данную парадигму своим символом