ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПРОЦЕССА

2.1. Факторы, влияющие на успешность консультативного процесса

Как любое дело, психологическая консультация имеет свое логическое завершение в виде определенного результата. Эффективность (результативность) психологического консультирования — его конечный итог — определяется наличием положительных изменений у клиента на психическом и поведенческом уровнях.

Результат консультирования может быть успешным, неуспешным и средним и, как правило, проявляется через определенный временной промежуток. Однако уже в конце консультации специалист может наблюдать положительные изменения в эмоциональном состоянии клиента.

Оценка результативности психологического консультирования определяется не только наличием объективных показателей (тесты), отслеживающих положительные изменения на психоэмоциональном уровнях клиента, но и субъективный уровень оценки, который зависит от того, кто оценивает эффективность консультации:

1) специалист;

2) клиент;

3) вовлеченные лица (родственники, лечащий врач, педагог, социальный работник).

Можно встретить достаточно большое разнообразие комбинации данных позиций при оценивании успешности консультации, наиболее желательной из которых будет взаимная удовлетворенность результатом всех

трех сторон.

К признакам результативности консультирования, объединяющим субъективные и объективные уровни оценивания, с позиции Р.С. Немова [26] можно отнести следующие:

1) субъективное совместное чувство удовлетворения после психологической консультации как у пси-холога:консультанта, так и у клиента;

2) данная субъективная удовлетворенность подтверждается объективными данными (изменением отношения к проблеме у клиента, результатами психологического исследования);

3) наличием положительных изменений, которые и были целью психологического консультирования;

4) влияние на одна аспект изменило другой (например, положительные изменения на личностном плане в положительную сторону изменили межличностные отношения).

Таким образом, на успешность процесса консультирования влияют субъективные и объективные факторы.

I. Субъективные факторы:

■ кто оценивает (консультант, клиент, вовлеченные

лица);

■ позиция оценивающего (понимание сути проблемы, скрытых механизмов, желание и возможность решить данную проблему или признать ее решение);

■наличие у клиента реальной, а не выдуманной проблемы; »

■присутствие у клиента искреннего желания решить предъявленную проблему;

■ощущение клиентом безопасности в процессе консультирования.

Безопасность клиента в процессе консультирования гарантируется правилом анонимности.

«Правило анонимности» заключается в том, что любая информация, сообщаемая клиентом консультанту, не подлежит разглашению. Исключение составляют конкретные ситуации, о которых клиент предупреждается заранее.

К таким ситуациям относятся: клиент собирается или находится в состоянии, в котором может совершить действия, угрожающие своей жизни и здоровью; клиент представляет угрозу для жизни и здоровья других людей; информация о противоправных действиях клиента в прошлом. Кроме того, специалист имеет право использовать, без дополнительного согласия на то клиента, результаты консультирования в научной и исследовательской деятельности.

II. Объективные факторы:

■профессионализм консультанта (образование, опыт, психологическое здоровье);

■следование консультанта правилам консультирования.

 

Основные правила ведения консультативного процесса:

1. Уделять до восьмидесяти процентов времени на сбор информации.

Это важно: только обладая полной информацией о проблеме, консультант может дать правильные рекомендации для ее разрешения. Данное правило обусловлено тем, что рекомендации должны быть не просто алгоритмом, способствующим разрешению проблемы, но алгоритмом индивидуальным, учитывающим не только личностные особенности клиента, но и специфику ситуации, в которой находится данная личность.

2. Перед тем, как исследовать способы решения проблемы, предлагать рекомендации, необходимо изучить индивидуальные особенности клиента, систему ценностей и убеждений, социальные условия его жизни.

3. Специалист должен помнить: никогда в процессе консультирования перед ним не стоит задача «расколоть» или «переиграть» клиента. Специалисты, в компетенцию которых входит психологическое консультирование, относятся к представителям помогающих профессий и, соответственно, их основная цель — помощь.

4. Консультант должен встретиться с клиентом в его, а не своем мире.

Поясним данную мысль. Объективной истины не существует. Весь мир — это своего рода гипотеза: Эвклидова геометрия включает в себя три пространства; Энштейн добавил четвертое — время как измерение; в современней теории суперсимметрии уже восемь, одиннадцать, двадцать одно измерений (струн и суперструн); дискретные множества расходятся в бесконечность, и в результате возникающей картины, мы можем наблюдать, как человеческая мысль, встречаясь с бесконечностью, настойчиво стремится ограничить ее, приспособив для понимания человеческим разумом, - извечное противоречие между субъективизмом, называемом объективностью, и реально существующей Вселенной, ничего не знающей об этих «постулатах» и не желающей знать. Поэтому цель консультанта не в «подгонке» под некий стандарт, усредненное понятие нормы мира клиента, а постижение данного мира во всем его многообразии. Проблема определяется как проблема самим человеком и, следовательно, существует как таковая только в его мире. Постигнув мир клиента, специалист может дать разумные рекомендации по ее разрешению. Если этого не произойдет, то консультант будет решать не проблемы клиента, а свои.

5. Предложение клиенту истолкования его исповеди консультантом должно происходить в предположительной, а не безапелляционно-утвердительной форме. Безапелляционный тон является элементарным проявлением невежливости и невоспитанности (а консультант, прежде всего, - высококультурный человек, не так ли?). Кроме того, подобный тон может нарушить раппорт, вызвать негативные чувства в клиенте по отношению к специалисту, «включить» систему психологической защиты.

6. Возражения клиента на понимание консультантом сути его проблемы, способы ее разрешения не всегда являются сигналом неверного толкования. Они могут быть проявлением защитной реакции в том случае, если консультант прав или попыткой проверки сомнений клиента по поводу истинности мнения консультанта (сомнения как завуалированная просьба, обращенная к консультанту, доказать его правоту).

7. Разделение личных и профессиональных отношений.

Одно время в зарубежной практической психологии дискутировался, и весьма активно, вопрос о возможности вступления консультанта и клиента в личные отношения и влиянии данных отношений на процесс терапии.

Общий вывод дискуссии представляет собой редкий образец единодушия: данного события необходимо избегать, а если это произошло, процесс терапии прервать, перенаправив клиента к другому специалисту. Исходя из кратковременности процесса консультирования вступление в какие-либо отношения, кроме профессиональных, маловероятно, если не было предварительного знакомства. Что же касается оказания помощи родным и близким, то здесь единого мнения нет. Разумнее каждую подобную ситуацию рассматривать отдельно. Однако, по возможности, лучше перенаправлять к другим специалистам, поскольку, как известно, в своем отечестве пророка нет и никогда не было.

2.2.Факторы,снижающие результативность консультативного процесса

У каждой медали есть своя оборотная сторона. Поскольку существуют факторы, способствующие повышению эффективности консультативного процесса, логично предположить, что существуют факторы, ему препятствующие.

В основе психологического консультирования, прежде всего, лежит добровольное общение двух свободных личностей — консультант и клиент и, следовательно, наиболее существенным фактором, влияющим на низкую результативность консультирования, будет являться