Этиология и патогенез олигофрении

Очень полиморфна и разнообразна. Различают: дифференцированные формы олигофрении – те формы, где этиология точно известна, недифференцированные формы – этиология неизвестна + атипичные формы олигофрении. 50% патологий – неправ образ жизни, 15-20% - неблагоприятная экология, 15-20% - неблагоприятная наследственность. Эндогенные факторы (наследств обусловл): Наруш, связанные с изменением числа или структуры хромосом (ломка Х-хромосом, транслокация, делеция, инверсия, хромосомная мозаика…) <= спонтанные мутации, индуцированные мутации <= Физич факторы: любой вид излучения (ионизирующие излучения); хим факторы (мутагены): лекарств средства; биологич факторы: угнетение репродуктив ф-ии женщин, вирусы… Экзогенные факторы (соц-средовые): инфекции (вирусные: наиб контактогеозные – быстрее передаются плоду, сильнее воздействие – коревая краснуха, паротит, цитомегаловирус, гепатит, грипп; бактериальные; простейшие: бледная спирохеда =>сифилис, токсоплазма =>токсоплазмоз, листерелла =>листериоз) – влияние тератогенного фактора на степень уродства плода. Интоксикации (отравления – все те вред в-ва, кот поступают в организм ребенка с молоком матери). Травмы (ч-м: сложная диагностика; родовые: узкий таз, пуповина вокруг плода =>перегибание доступа кислорода =>асфексия – удушье <= неправильное положение плода; затяжные роды; стремительные роды =>баротравмы - давление) + гормональные нарушения – чаще щитовид железа + в некоторых случаях психические травмы (д. б. дифференцированный подход, т. к. не все травмы ведут к олигофрении). Наиболее уязвимый возраст – внутриутробный период (75% олигофрений) Учитывая различные механизмы олигофренического слабоумия при различных клинических формах, принято выделять общие для всех клинических форм патогенетические механизмы. Главная роль – t поражения ЦНС. Различные патогенные факторы (генетич и экзогенные), действуя в один и тот же период онтогенеза могут вызывать однотипные изменения в мозге и будут характеризоваться сходными клинич проявлениями. С др стороны, один и тот же патогенный фактор, действуя на разных этапах онтогенеза приводит к различ изменениям ГМ. Если пат фактор воздействует в 1-ую половину беременности – возможны врожд пороки различ органов и их систем (врожд пороки сердца, магистральных сосудов, почек, печени, ЖКТ, скелета и др.) + выраженные поражения со стороны ЦНС. Если пат фактор во 2-й половине беременности – со стороны внутренних систем и органов не обнаруж-ся грубых пороков развития (м. б. только функциональные расстройства). Наиб выраженные нарушения – со стороны ЦНС Клинические проявления олигофении в различные возрастные периоды: Общее: поведение – вялость, сонливость, безразличие к окр среде, нарушение становления комплекса оживления, поздняя реакция на любой раздражитель. 2-3 года: трудности в овладении навыками самообслуживания, элементарное манипулирование предметами, примитив игровая деят-ть (в т.ч. неигровыми предметами), дети не проявляют интереса к окр среде, затруднен контакт со сверстниками, любопытны, но не любознательны. Дошк возраст: повышенная способность к копированию и подражанию, склонность к нецеленаправленным шумным и подвижным играм, трудности в овладении шк навыками. Ощущение: формируется замедленно, недостаточно. Отставание в t становления и неполноценность слух, зрит и двигат рефлексов =>разруш и искаж ориентировку во внеш среде, установление вз-ия м/у явлениями и предметами. Восприятие: отличается недостаточной активностью =>земедленность, неточность и глобальность. Непроизвольное внимание, легко отвлекаемое и неустойчивое. Искажена познавательная система. Влечения: не способны контролировать их – булемия, гиперсексуальность, борьба мотивов, побеги, уходы… Память: снижены все виды памяти, гипомнезия, мех память, м.б. избирательной. Эмоции – преобладают непосредственные переживания, низшие эмоции сохранны, высшие недоразвиты или ущербны. Более наруш интеллект, чем эмоции. Речь – задержка реч развития, страдают все стороны речи, скудный словар запас, большое расхождение м/у актив и пассив словарем, речь бедная, стереотипная, штампованная, неразвернутая, простые пр-ия, плохо используются прилагат, союзы и предлоги, плохо понимаются глаголы. Недоразвитие мотор ф-ий: двигат расторможенность, плохая координация, неуклюжесть. Мышление: нет способности к абстракции, только конкретизация. Не понимает скрытого смысла, страдает чувственное познание, но суждения адекватны (плохо или хорошо, но не знает, почему) Суждения несамост. Отсутствует логич мышление, не в сост вырабатывать новые или изменять старые алгоритмы действий. Тугоподвижное мышление, не способны к установлению причинно-следств. связей. Недоразвитие личности: повыш самооценка, психич инфантилизм Тип темперамента: возбудимый, эрективный, неспособность удерживать в памяти информацию+импульсив двигат проявления/заторможенный тип темперамента – вялость, сниж активность, побуждения, работоспособность, повыш утомляемость.