Тема 1. Культура первобытного общества

Семинар 1.

1. Зарождение первобытного искусства

2. Наскальная живопись и декоративно-прикладное искусство

3. Мегалитическая архитектура

4. Развитие рациональных знаний. Происхождение письменности

Первый семинар посвящен проблемам первобытной материальной культуры. В первую очередь следует рассмотреть вопрос о происхождении искусства, назвать основные гипотезы. Необходимо обратить внимание на датировку самых ранних свидетельств проявления художественного творчества, его синкретический характер; проследить путь от «неискусства» к искусству: «макароны» и их изобразительные возможности, теория руки, сочетание природных форм и человеческой фантазии и т.д.

Отвечая на второй вопрос, студентам необходимо выявить особенности палеолитической наскальной живописи: датировка, основные сюжеты, стили, используемые краски и т.д. Следует рассмотреть также скульптурные изображения людей и животных. Далее необходимо проследить изменения, характерные для эпохи неолита: переход к условной манере исполнения. Обратить внимание на развитие декоративно-прикладного искусства: орнаментация керамики и т.д. Отметить, какие изменения в данной сфере появляются в эпоху раннего металла.

Третий вопрос касается мегалитической архитектуры. В первую очередь следует рассмотреть основные ее типы, такие как мегалиты, дольмены, кромлехи, алиньеманы, сейды и др. В своих ответах нужно коснуться и таких памятников, как циклопические постройки и монументальная скульптура.

Студентам необходимо знать наиболее известные памятники первобытного искусства, как на территории России, так и за рубежом. Студентам специальности «Туризм» следует обратить внимание на такой момент, как доступность памятника для туристов.

Последний вопрос связан с развитием рациональных знаний. Следует обратить внимание на способы измерения расстояния и исчисления времени, развитие математики и астрономии (первые календарные системы). Проанализировать, какие новые области знаний получили распространение в связи с зарождением производящего хозяйства. Рассмотреть вопрос об уровне медицины. Проследить основные этапы развития письменности: пиктография, идеогpафия, появление иероглифического письма и.д.

Семинар 2.

1. Особенности первобытного мировоззрения. Аниматизм. Анимизм.

2. Первобытная культовая практика. Магия. Умилостивительные

действия. Шаманизм.

3. Социоструктурные культы. Тотемизм и культ предков.

4. Хозяйственные культы

5. Первобытная мифология.

Первый вопрос посвящен особенностями первобытного мышления, такими как эмоциональность, консервативность, синкретичность и т.д. Студентам следует обратить внимание на такое явление, как коллективные представления, рассмотреть особенности восприятия пространства и времени. Необходимо проанализировать такие понятия как аниматизм и анимизм, выявить основные представления о душах (душа-кровь, душа-дыхание, душа-тень и т.д.).

Второй вопрос связан с развитием культовой практики, в частности способам общения с мифологическим пространствам и его обитателями. Следует рассмотреть основные классификации магии (по Д. Фрезеру и С.А. Токареву), выявить основные типы умилостивительных действий (жертвоприношений), проанализировать экстатический способ общения с духами (шаманизм).

Одним из наиболее ранних комплексов представлений, отражающих структуру общества и подчеркивающих кровнородственные связи внутри определенного коллектива, был тотемизм. Студентам следует обратить внимание на проблему происхождения тотемизма и его характерные черты, рассмотреть основные типы, в том числе нагуализм, определить, чем тотемизм отличается от зоолатрии и фитолатрии. Дальнейшее развитие социоструктурных культов – культ предков, характерный для патриархальных обществ.

Первым видом хозяйственных культов был охотничий. Следует обратить внимание на обряды, должные способствовать удачной охоте или рыбной ловле, а также на представления о духах – хозяевах зверей. Переход к производящему хозяйству способствовал появлению аграрных и скотоводческих культов. Необходимо рассмотреть вопросы о персонификации духов земледелия, а также обрядах, влияющих на плодородие.

Последний вопрос посвящен становлению первобытной мифологии. Вопрос достаточно обширен, поэтому, в первую очередь следует обратить внимание на существующие классификации мифов. Кроме того, необходимо проанализировать дальнейшее развитие мифологии, в частности зарождение таких жанров, как героического эпос и волшебная сказка.

Термины:

Алиньеманы, анимизм, аниматизм, антропоморфизм, артефакт, дольмены, зоолатрия, зооморфизм, идеография, иероглифы, кромлех, культурный герой, магия, мана, мегалиты, менгиры, нагуализм, палеолитическая венера, петроглиф, пиктография, сейд, табу, торевтика, тотемизм, трикстер, фетишизм, фитолатрия, шаманизм.

Литература:

1. Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984.

2. Воеводина Л. Мифология и культура. М., 2002.

3. Геннеп ван А. Обряды перехода. М., 1999.

4. Дэвлет Е.Г. Памятники наскального искусства. Изучение, сохранение, использование. М., 2003.

5. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной Новосибирск, 1988.

6. Мифы народов мира: в 2 т. М., 1980,1982.

7. Ранние формы искусства. М., 1972.

8. Пространство и колдовство. М., 2010

9. Семенов В. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. М., 2008

10. Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972.

11. Спиридонова Е.В. От мифа к сказке. Ярославль, 2009

12. Спиридонова Е.В. Первобытные религиозные верования. Ярославль, 2005.

13. Станкевич И.Л. Первобытное мифологическое мировоззрение и культовая практика. Ярославль, 1994.

14. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.

15. Тахтарев К.М. Очерки по истории первобытной культуры. М., 2010

16. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

17. У истоков творчества. Новосибирск, 1978

18. Формозов А.А. Наскальные изображения и их изучение. М., 1987.

19. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М.,1986.

20. Художественная культура первобытного общества. СПб., 1994.