Аналогия как метод. От известного к неизвестному
Аналогия — один из самых полезных методов информационной работы разведки. Мы часто прибегаем к аналогии в нашей повседневной жизни.
«В августе прошлого года в городе было слишком жарко. Вероятно, нынешний август будет таким же. Надо подумать отом, чтобы выехать за город». «Принятый нами на работу в прошлый раз инженер, окончивший Пельский университет, оказался хорошим специалистом своего дела
ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК I 89
(вероятно, другой инженер из этого же университета также окажется выше средней квалификации). Давайте возьмем еще одного инженера, окончившего Йельский университет». В обоих случаях мы идем в своих рассуждениях от известного к неизвестному.
Рассуждения по аналогии столь обычны, легки и внешне убедительны, что мы постоянно к ним прибегаем. Иногда нам не удается использовать всех возможностей этого метода. Часто, рассуждая по аналогии, мы не замечаем многочисленных скрытых опасностей и совершаем ошибки. Для того чтобы наилучшим образом использовать метод аналогии, так же как и остальные методы информационной работы, описываемые в книге, надо рассмотреть достоинства и недостатки этого метода.
Рассуждая по аналогии, мы начинаем с явления, о котором хотим получить дополнительные сведения (например, мы хотим узнать, как жарко будет в августе- текущего года). В поисках дополнительных сведений мы обращаемся каналогичному явлению, имевшему место в прошлом, о котором мы кое-что уже знаем (в данном случае мы устанавливаем температуру в августе прошлого года). Мы считаем, что при отсутствии данных, говорящих об обратном, неизвестное явление, вероятно, будет примерно таким же, как известное. За исключением физических явлений, никакие другие явления практически не могут быть совершенно одинаковыми. Мы не можем знать всех определяющих факторов, поэтому обычно говорим «вероятно», «примерно такое же» и т. п.
Но тут же мы говорим себе, что в действительности наши суждения могут быть более определенными. При выполнении информационного задания в абсолютном большинстве случаев ничто не может заменить понимания изучаемого явления— предпосылок, из которых оно возникло, и факторов,определяющих его развитие. Чем глубже мы уяс-инмданное явление, тем точнее можем говорить о нем, тем большейбудет степень определенности нашей оценки, тембольше у нас будет уверенности, что удалось избежать обычновстречающихся скрытых опасностей.
Первая из таких опасностей состоит в том, что внешне весьмасходные явления, которые мы, решая поставленную проблему,считаем аналогичными, в действительности отли-
ГЛАВЛ 5
чаются от изучаемого нами явления, так как их развитие определяли другие факторы, и поэтому мы не можем признать их аналогичными данному явлению.
Возьмем пример с инженером, окончившим Йельский университет. Место, которое он занимал среди прочих студентов факультета, является, очевидно, более правильным критерием оценки его способностей, чем сам факт окончания Йельского университета или другого первоклассного высшего учебного заведения. По уровню квалификации, вероятно, ближе стоят друг к другу инженер-механик из Йельского университета, входивший в первую десятку лучших студентов, и такой же инженер-механик из Массачусетского технологического института, чем два йельских инженера-механика — один из первой десятки и второй из последней десятки студентов. Таким образом, хотя инженеры — выпускники Йельского университета внешне кажутся равноценными, на самом деле они могут быть далеко не такими.
Вторая опасность состоит в том, что, рассуждая по аналогии, мы часто заходим слишком далеко. Сходство явлений, непосредственно облегчающее нашу задачу, может оказаться внешне столь значительным, что мы ошибочно распространим рассуждения по аналогии и следующие из них выводы далеко за действительно оправданные пределы. Достигнутые вначале благодаря применению метода аналогии успехи делают нас менее осторожными и приводят к опасным последствиям.
Подойдем теперь к вопросу в позитивном плане и посмотрим, что можно сделать для того, чтобы извлечь наибольшие выгоды из применения метода аналогии в информационной работе стратегической разведки.
Исходя из заявления по данному вопросу совета по общественным наукам (приводится в книге Джи [21]), а также учитывая специфику информационной работы, мы можем сказать, что для эффективного использования метода аналогии обычно необходимо соблюдать следующие условия:
1. Предварительно изучить поставленную проблему в
достаточной мере для того, чтобы суметь четко определить
элементы, аналогичные тем, с которыми мы собираемся их
сравнивать.
2. Отыскать среди известных явлений аналогичные изу
чаемому. При этом надо следить, чтобы важнейшие элементы
ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ]91
этого явления обладали достаточным сходством с соответствующими элементами изучаемого явления, без чего аналогия будет неоправданной. Важнейшие для решения поставленной задачи элементы обоих явлений не должны резко отличаться друг от друга, ибо в этом случае применение метода аналогии не принесет никакой пользы.
3. Изучить неизвестное явление, сравнивая его с известным аналогичным. При этом необходимо установить как черты сходства, так и различия между ними. Затем их можно будет сопоставить и взвесить. Всегда полезно выявлять черты, отличающие различные явления друг от друга.
Кто-то хорошо сказал, что при применении метода аналогии полезнее изучать черты различия, а не сходства аналогичных явлений,
Фрай и Леви [59] подчеркивают, что аналогии играют решающую роль при построении гипотез. Они пишут: «Способность видеть, что два явления, внешне весьма различных, в основе являются сходными, есть одно из выдающихся качеств мыслителя...»
Очевидно также, что, если найти несколько аналогичных явлений, наши рассуждения получат более прочное осно-пание, чем рассуждения с использованием одной аналогии.
Аналогия. Процентный метод
Известным способом упрощенного использования метода аналогии является процентный метод. Отправляясь от из-исстных сведений, например о торговле, ценах, производстве за текущий год, мы определяем соответствующие цифры для следующего года, устанавливая, что они составят *.Ю или 150% или еще сколько-нибудь процентов от показателей текущего года. Мы можем, например, определить, что производительность труда одного рабочего за час составляет в Куртэнии 60% от производительности труда рабочего в США на таком же заводе. Процентный метод—это не метод ленивых людей. Нельзя думать, что с его помощью «можно узнать нечто, не зная ничего».
Используя его, мы, безусловно, должны уяснить всю совокупность затрагиваемых явлений. Тогда мы можем быть уверены, что сравниваемые явления настолько сходны, что наше сравнение обосновано. Мы обязательно должны
ГЛАВЛS
уяснить различия между сравниваемыми сходными явлениями, чтобы учесть это, когда будем делать выводы. При определении процентных показателей необходимо критически, независимой зрело мыслить. В этом, несомненно, суть данного метода.
return false">ссылка скрытаВ условиях, когда из-за границы поступает довольно скудная информация, применение метода аналогии часто является лучшим, а иногда единственным методом, с помощью которого можно составить более или менее точное представление о некоторых сторонах изучаемого явления из жизни иностранного государства.
Аналогия. Характерный пример
Одно из весьма немногочисленных исследований, имевших своей главной целью усовершенствование методов информационной работы разведки, было проведено в связи с изучением вопроса о выпуске определенной продукции в одном иностранном государстве.
Офицеры информации, выполнявшие это задание, столкнулись с обычным явлением — весьма скудной информацией. Имевшиеся сведения носили столь отрывочный характер, что на их основе было трудно или даже невозможно составить какое-либо определенное представление. Положение казалось настолько безнадежным, что ничего не было сделано для того, чтобы найти из него выход.
Разведчики считали, что перед ними стоят две самостоятельные задачи. Во-первых, получить дополнительные сведения. Во-вторых, извлечь максимум пользы из имеющихся сведений. Они сосредоточили свои усилия на второй задаче. Все это как раз и составляло смысл информационной р"аботы.
-Приобретенный этими офицерами информации опыт и сделанные ими выводы подтверждают целесообразность систематического изучения методов работы в этой области, которые могут получить широкое применение при решении других информационных проблем. Выявленные ими в ходе работы полезные методы и трудности в равной мере заслуживают изучения.
Столкнувшись с серьезной нехваткой фактических данных и стремясь систематизировать и осмыслить имеющиеся отрывочные сведения, офицеры информации применили ме-
ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕСО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
тод «аналогии». Они начали с построения рабочей гипотезы о том, что при отсутствии данных, говорящих о противном, проблемы, с которыми Куртэния сталкивается, и пути их решения, вероятно, весьма близки к соответствующим проблемам и путям их решения в США. Если принять во внимание, что речь шла о производстве определенных видов продукции, то такая гипотеза должна была в какой-то степени быть правильной. Основы физики, металлургии, инженерного дела одни и те же во всех странах мира.
В рассматриваемом случае метод аналогии ставит офицеров информации перед необходимостью обстоятельно изучить программу научно-исследовательской работы, связанной с выпуском данных видов продукции, проводимой в США. Они узнают, какие успехи достигнуты Америкой в этой области, какие проблемы остались нерешенными, в каком направлении развивается работа. Эти сведения позволяют им глубоко уяснить все вопросы, связанные с выпуском продукции, которой интересуется разведка. Офицерам информации легче представить себе проблемы, с которыми сталкивается Куртэния, если они знают, какая работа в этой области проводится в США. Затем имеющиеся отрывочные сведения о всей научно-исследовательской работе в данной отрасли промышленности Куртэнии изучаются в свете полученных полных данных о соответствующей работе, проводимой в США.
Тут же нам становится ясным, что на основе имеющихся данных можно составить частичное представление о всем изучаемом вопросе. Данные по США помогают нам не только четко определить, какие дополнительные сведения особенно важно получить из-за границы, но также указать, каким образом и где вероятнее всего можно добыть эти сведения.
Таким образом, хотя проведенное исследование непосредственно не затрагивало методов добывания сведений на месте, оно позволило дать более четкие указания разведчикам, работающим в этой области. Несомненно, одна ИЗ важнейших задач работника информационной службы состоит в том, чтобы давать полезные направляющие указания разведчикам, добывающим сведения на месте. Эти указания могут выражаться в четких и определенных зиивках на необходимые сведения, в выделении сведении,
7 Заказ.Vi I9 72
|
ГЛАВА 5
имеющих решающее значение, в высказываемых предположениях о том, где их можно найти.
В ходе выполнения того задания, которое мы описываем, после того как разведчики на месте получили более точные заявки, им удалось добыть дополнительные данные. Новые факты внесли большую ясность в изучаемый вопрос, поскольку разведчики-исследователи хорошо представляли себе весь процесс производства в данной области, непосредственно изучив его у себя в стране.
Рассматриваемый пример показывает, что польза, приносимая методом аналогии, заключается хотя бы в том, что мы приступаем к работе над заданием, обладая значительными знаниями в данной области, а именно мы знакомы с основами производства, достижениями, трудностями и Майами США в исследуемой области. Некоторые из этих моментов, безусловно, весьма схожи с соответствующими моментами в Куртэнпи.
В качестве крайнего примера давайте возьмем вопрос о запуске искусственного спутника земли, несущего людей. Даже очень мало зная о научно-исследовательской работе, проводимой в Куртэнии в этом направлении, мы могли бы вполне определенно предположить, что в 1957 году Куртэ-ния не будет располагать таким «межпланетным кораблем». К такому выводу мы приходим потому, что знаем, по опыту США, какие колоссальные трудности существуют в данной области" '.
Проверка по аналогии. Сравнение с положением в своей стране
Метод аналогии можно использовать в качестве эффективного средства проверки правильности выработанных нами методов оценки положения в Куртэнии. Например, мы могли выработать метод оценки качества подготовки инженеров в Куртэнии или установить определенные фак-
1 Если d данном случае под Куртэниеи имеется в виду СССР, то запуск Советским Союзом именно в 1957 году двух искусственных спутников земли, запуск им в 1958 году третьего искусственного спутника земли, представляющего собой прообраз будущего межпланетного корабля, и многочисленные провалы попыток США запустить собственные спутники убедительно говорят о порочности рецептов применения методов аналогии, даваемых автором.— Прим. ред.
ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 195
торы, играющие решающую роль при оценке эффективности огня зенитной артиллерии Куртэнии или качества медицинского обслуживания населения сельских районов иностранного государства. Во всех этих случаях эффективный метод проверки правильности наших предположений будет состоять в следующем. Мы ставим вопрос: насколько успешными окажутся выработанные нами методы и критерии, если их применить для оценки качества аналогичной деятельности в США? Наглядный и смешной пример такого метода проверки дается Джеромом [60 А].
В некоторых случаях, когда положение в иностранном государстве резко отличается от положения в США, описанный метод может не дать решающих результатов или вовсе оказаться неприменимым. Однако в большинстве случаев с его помощью можно довольно точно установить правильность используемых нами критериев.
Изучение отдельных случаев как метод информационной работы
В исследовательской работе в области общественных наук часто применяются два совершенно противоположных метода: метод статистического анализа и метод изучения отдельных случаев. Эти методы настолько различны, что дополняют друг друга, помогая каждый по-своему установить истину. В каждом исследовании можно скорее добиться успеха, если применить отдельные элементы обоих этих методов.
В качестве примера давайте познакомимся с исследо-ианнем экономического или социального положения семей в американской общине1 (графстве, тауне2, штате, сельском округе).
Одно из преимуществ метода статистического анализа заключается в том, что он позволяет охватить большое количество изучаемых объектов. В нашем примере с помо-
1 Под общиной в США понимается любой административный рай-ом, на территории которого действуют единые для данного района за-тты и установления. — Прим. ред.
1 Административная единица местного самоуправления п США; на т»)ны делится большинство американских графств. Под их контролем мдодятся местные школы, дороги и т. п. — Прим. ред.
щью этого метода могут быть изучены все семьи данного района или большое количество семей, взятых на выборку. Результаты исследования в этом случае обычно выражаются в обобщенном виде, в основном посредством таких показателей, как средние величины, и показателей распределения. Вот примеры использования этих показателей: доход одной семьи в среднем составляет 5000 долларов в год; доход распределяется таким образом, что 10°/0 семей получают свыше 15 000 долларов в год и т. д.; 40°/0 семей имеют по одному автомобилю и 5"/0 имеют по два и более автомобилей. Данные этого рода всем знакомы, и примеры можно приводить до бесконечности.
Напротив, применяя метод изучения отдельных случаев, мы отбираем явления, типичные для всей группы или подгруппы изучаемых явлений, и весьма детально анализируем каждое из них. Например, исследователь может написать: «Давайте рассмотрим положение семьи Джонса — типичной семьи со средним доходом. Господин Джонс женат, имеет двух сыновей и дочь. Семье принадлежит ферма стоимостью в 20 000 долларов, заложенная за 15 000 долларов. Джонсы имеют автомобиль марки «Шевроле», за который им остается выплатить 500 долларов. Джонсу 35 лет. Он окончил Техасский агрономическо-механизатор-ский колледж. Сыновья Джонса принимают активное участие в работе клуба 4-Н и предполагают, что станут фермерами, и т. д. и т. п.»
Каждое изучаемое явление связано с таким большим количеством фактов, что на определенной стадии исследования возникает необходимость применить какой-либо способ выражения этих фактов в обобщенном виде. Суммарные данные, средние значения, нормы отклонений от средних — все эти категории приносят пользу, однако с двумя существенными оговорками. Во-первых, взятые сами по себе, они могут ввести в заблуждение и, если их применять без разъяснений, могут привести к абсурдным выводам. Например, лица, окончившие Гарвардский университет, в среднем имеют 2,2 ребенка и 0,9 жены. Посетители кафетерия в среднем съедают за завтраком 0,1 ломтика яблочного пирога, 0,2 порции мороженого и 0,25 порции салата и т. д. В среднем акционер данной компании имеет 300 акций, а в действительности нет ни одного акционера, владеющего
ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 197
именно таким количеством акций. Несколько директоров компании имеют по 100 000 акций каждый, а тысячи служащих и рабочих по 5—10 акций (вопрос о средних значениях рассматривается в главе 6).
Второе возражение против сваливания в кучу отдельных явлений и применения для их характеристики суммарных величин и средних значений состоит в том, что эти показатели не отражают человеческой, эмоциональной стороны жизненных явлений. Мы можем представить себе правдоподобное положение—9 выпускников Гарвардского уни-верентетаимеют жен, и один не женат. Но никто не может представить себе среднего выпускника, имеющего 0,9 жены (по имя истины и строгих академических традиций нам следует выражаться более точно и сказать — 0,937 жены).
Итак, статистический анализ и обобщения полезны. Однако крайне желательно дополнять их изучением отдельных случаев, приводя конкретные примеры положения отдельных людей, общественных групп, ферм и т. д., рассказывая о прошлом, настоящем и будущем этих людей, |<б их успехах и неудачах, одним словом, показывая их жи-нмми, полнокровными. Тем самым мы внесем в разведывательную информацию важнейший элемент — саму жизнь.
Приступая к изучению американской общины, ученый, работающийв области общественных наук, в большинстве случаев свободен в выборе метода. Он заранее может решить, какая роль будет отведена им статистическому анализу, изучению отдельных случаев и другим методам.
В информационной работе дело обстоит иначе. Здесь часто приходится довольствоваться доступным материалом. Например, выполняя задание, сходное с описанным выше, ■мучаяположение в колхозах Куртэнни, нам, может быть, придется почти целиком полагаться на статистическиедан-nmv,публикуемые в прессе Куртэнни. Когда часть работы будет проделана, мы можем вдруг встретиться с одним-днуми перебежчиками, которые осветят этот вопрос совершенно иначе, чем он освещается официальной статистикой, м именно они могут рассказать о своей собственной жизни яжизни нескольких соседей.
Таким образом, проводя исследования в области обще-стенных наук и в том числе в области информационной б, в большинстве случаев весьма желательно негюль-
зовать оба метода. Метод изучения отдельных случаев особенно важен для разведки, так как она широко прибегает к опросу военнопленных, перебежчиков, использует случайные контакты различного характера.
Рассматривая вопрос о применении этого метода в информационной работе разведки, целесообразно познакомиться с его сильными и слабыми сторонами.
Рассмотрение сильных сторон метода изучения отдельных явлений мы начнем с того, что приведем цитаты из книги Гуда и Хэтта [18J.
«Изучение отдельных случаев... является таким способом систематизации социологического материала, который позволяет сохранить целостность социального явления — объекта исследования. Другими словами — это метод, при котором любая общественная единица берется в целом. При таком подходе любая общественная единица почти всегда изучается в ее развитии. В качестве такой единицы может выступать отдельная личность, семья или другая общественная группа, совокупность общественных отношений или процессов... или даже все общество».
Метод изучения отдельных случаев учитывает развитие и изменения явления, или, говоря другими словами, позволяет показать их в динамике, и этим он отличается от статического подхода.
Интересно отметить, что с незапамятных времен этот метод неизменно лежал в основе фольклора всех народов. Самое ценное качество этого метода состоит в том, что благодаря ему мы получаем живое, одухотворенное представление о явлении и нам открывается та часть истины, которую невозможно раскрыть с таким совершенством с помощью любого другого метода.
Бернард [60J пишет:
«Описание отдельных случаев, если оно сделано точно, всегда правильно отражает реальную действительность, в то время как статистические обобщения, за исключением тех случаев, когда все подвергнутые статистическому анализу явления охарактеризованы каждое в отдельности, представляют собой лишь приближающиеся к действительности абстракции».
ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НЛУК 199
Метод изучения отдельных случаев приносит больше пользы на начальной стадии работы, при проведении предварительных исследований, чем на последующих стадиях.
Слабые стороны этого метода и вытекающие из них опасности обусловлены в основном двумя причинами. Первая причина состоит в том, что фактически исследование может охватывать лишь незначительное количество случаев. Даже если исследователь опишет в своей работе сотни отдельных случаев, читатель сможет удержать в голове лишь несколько из них. Когда же мы исследование основываем на анализе небольшого количества случаев, всегда существует опасность, что используемые источники информации могут оказаться необъективными или ненадежными. Например, если десять перебежчиков дают каждый в отдельности крайне отрицательную характеристику положению в стране, из которой они бежали, их информация может показаться убедительной. На самом же деле каждый из них мог давать информацию под воздействием некоторых одинаковых факторов. Такими факторами могут быть — ненависть к новому режиму, установленному в стране, из которой он только что бежал, желание оправдать бегство из родной страны. Тогда как оставшиеся в данной стране люди, мнение которых нам неизвестно, могут быть вполне удовлетворены существующим положением.
Отобранные случаи могут не давать правильного представления о всем «населении» или всех изучаемых явлениях, как это видно из приведенного выше примера. Так может случиться, даже если каждый отобранный случай получил правильную оценку и был точно описан. Анализ небольшого количества случаев может дать правильное представление о •сем народе или какой-либо значительной части народа только при условии, если все население или соответствующая часть населения однородны по своему составу. Лица, читающие труды исследователя, склонны преувеличивать ничсние отобранных им случаев и считать, что эти случаи обязательно правильно отражают общее положение. С этой опасностью связана другая — преувеличение значения не-гмпнчных явлений.
Причина второй опасности, вытекающей из использования метода изучения отдельных случаев, состоит в том, что исследователю трудно дать объективную оценку этим слу-
чаям, поскольку он непосредственно и тесно соприкасается с предметом изучения. Гуд и Хэтт [18] дают в этой связи следующие разъяснения:
«Основная опасность, связанная с использованием этого метода, кроется в реакции исследователя. У исследователя возникает ложное убеждение в правильности своих выводов... каждый случай, рассматриваемый как отдельное звено, приобретает в сознании исследователя характер законченного всеобъемлющегоявления. Это вполне можно сравнить с чувством... уверенности в наших близких друзьях. Короче говоря, этот метод порождает у исследователя эмоциональное чувство уверенности в своей правоте, причем гораздо более сильное, чем прочие методы исследования». Меры, которые следует принимать, чтобы избежать указанных опасностей, сводятся вкратце к следующему:
1. Ясно представлять себе существующие опасности и быть готовым энергично преодолевать их.
2. Тщательно отбирать для исследования случаи, в достаточной мере отражающие все важные аспекты изучаемого явления, обращая особое внимание на то, чтобы полное отражение получили взгляды, идущие вразрез с точкой зрения самого исследователя.
3. Старательно выявлять и отбрасывать сведения, посту
пившие из не заслуживающих доверия источников.
4. Обеспечивать критику положений, выдвинутых ис
следователем, и особенно первого варианта его работы, со
стороны его коллег, которые не находятся, подобно ему
самому, под впечатлением непосредственного соприкос
новения с объектом изучения, оказывающего на него опре
деленное влияние.
Сотрудник информационной службы сталкивается в данном случае с особыми трудностями. Дело в том, что в его распоряжении могут оказаться сведения относительно весьма небольшого количества «случаев», которые к тому же ни в коей мере не являются типичными. Несмотря на все их недостатки, глубокое изучение этих, возможно, необъективных данных об отдельных случаях позволит ему написать определенную часть подготавливаемого им документа и таким образом раскрыть какую-то одну сто-
ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК201
рону изучаемого явления, о которой никаким другим путем нельзя получить представление. Такими сведениями не следует пренебрегать, несмотря на указанные нами их недостатки. Составляя документ, автор должен сначала сам четко представить себе положительные и отрицательные моменты отдельных случаев и затем довести это до сведения лиц, для которых он готовит информационный документ. Все, о чем мы писали до сих пор, можно рассматривать в качестве типичного примера использования общественных наук в информационной работе в том плане, как это было определено в самом начале главы. Рассматривая метод и (учения отдельных случаев, мы видели, что работа, про-.(••ланная ранее в области общественных наук, окажет помощь офицеру информации именно таким образом, как мы указали в начале главы:
«Во-первых, позволит уяснить основные моменты задания... Во-вторых, подскажет методы... В-третьих, поможет шбежать наиболее распространенных ошибок... В-четвер-гы.х,укажет... источники для дальнейших исследований». Мысль о таком использовании достижений общественных наук в информационной работе разведки красной нитью приходитчерез всю книгу, хотя в других частях книги она, 1ИИМОЖНО, выражена не так четко, как в данной главе. Авторвсе время стремится помочь работникам информационной службы понять основные принципы, подсказать ме-пмы работы, предупредить об ошибках, указать соответ-гшующиеисточники для изучения. В некоторых случаях nwtopне видел необходимости регламентировать каждый iiuir работника информации.
УСТОЙЧИВОСТЬ ГРУППОВОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
«Из книг, за написание которых никто не ■ возьмется, самыми сложными являются книги о народах и национальном характере».
Жак Барцун. Цитируется по
Клайнбергу [61].
Приведенная в начале раздела цитата может произвести
1 читателя удручающее впечатление. Дочитав раздел до
мца,читатель убедится, что дело обстоит не так уж плохо.
ГЛАВА 5
ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 203
Цель, которую преследует здесь автор, проста. В самых высоких инстанциях часто употребляется такое понятие, как национальный характер. Мы часто читаем о немецкой основательности, восточной жестокости, французском остроумии и т. д. В какой мере правильны эти характеристики? Каким образом лучше всего можно использовать их в информационной работе разведки?
Безусловно, если характер каждого народа действительно имеет определенные отличительные черты, то их знание будет в большой мере способствовать правильной оценке вероятного курса действий данной страны и предсказыванию ее возможностей на много лет вперед. С другой стороны, если те или иные черту характера данного народа неустойчивы или в недостаточной мере ему присущи, надо быть настороже, не допускать, чтобы нас вводили в заблуждение даваемые народам характеристики, которые без всякой критической проверки обычно принимаются за чистую монету.
Мы можем начать рассмотрение поставленных вопросов с разбора аналогичного понятия — характер отдельной личности. С давних пор войсковая разведка использует сведения о характере военачальников противника. Разведывательная информация такого рода имела большой спрос во время второй мировой войны, особенно в ходе военных действий в Европе. Например, об одном немецком командующем было известно, что он действует активно и умеет смело и искусно использовать в бою танки; другой, по имеющимся сведениям, умел упорно обороняться; третьего можно было заставить отступить, предприняв активную демонстрацию силы. Данные такого рода о характере отдельных лиц оказывались особенно полезными. Если бы мы не использовали полностью сведения о характере командующих .неприятеля, это было бы равноценно выбрасыванию на ветер ценной разведывательной информации. Пожалуй, особенно широко подобные сведения использовались во время гражданской войны в Америке, когда командующие обеих сторон часто знали друг друга лично. Участники гражданской войны очень много писали об этом в своих мемуарах. Наполеон также широко использовал сведения о характере военачальников, противника. См. Фа-раго [54 Б].
Имеют ли общественные группы и народы определенный характер?
Теперь мы перейдем к рассмотрению отдельных групп н народов. Термин «группа» мы используем в качестве общего понятия, включающего народ или группу людей в рамках данного народа, например высшие классы Великобритании, офицеров немецкого генерального штаба, французских мыслителей XVIII века.
Нас удивляет, что такие понятия, как «характер» группы или «склад ума» группы, получили широкое распространение и всеобщее признание.
Разведчик-исследователь должен решить, в какой мере он готов использовать в отношении какой-то общественной группы понятие «характер» в том ясном для него смысле, в каком он его употребляет, говоря о своих знакомых и отдельных общественных деятелях. Чтобы показать, какое широкое распространение в высших научных кругах получили понятия «характер» и «склад ума» группы, мы из большого количества фактов приведем лишь несколько примеров. Посетив недавно книжный магазин Колумбийского университета, мы обнаружили там пять сравнительно недавно изданных книг, в заголовках которых упоминался групповой или национальный «склад ума». Клайнберг [61 ]' в отличной и глубокой статье, посвященной национальному характеру, пишет: «Более половины авторов, написавших статьи для отдела «Психологические соображения, связанные с установлением мира», организованного в апрельском номере журнала «Джорнал оф Эбнормал энд сошиал психолоджи» за 1943 год, сочли необходимым в той или иной форме непосредственно затронуть вопрос о национальном характере».
Автор превосходного исторического труда «Немецкий народ» Вейт Валентин пишет: «Таким образом, свойством
1 Клайнберг неоправданно назвал свою статью «Наука о нацио-мльном характере». Науки о национальном характере, конечно, нет, пэчио так же как нет подлинной науки о характере отдельной личности. Однако он приходит к интересным выводам: «Я не без основания песси-■астмчески оцениваю состояние данной «науки» в настоящее время, 1«м не менее я серьезно надеюсь на ее успешное развитие в будущем. Достичь этого трудно — вопрос это сложный, но поставленная задача •« невыполнима... Мы можем создать науку о национальном характере».
ГЛАВА5
ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 205
Трудолюбие Основательность Прогрессивность Энтузиазм Патриотизм Воинственность Смелость Настойчивость Справедливость и качества, |
национального характера стало мелкое своекорыстие — завистливость, обидчивость, ревность, честолюбие, лишенное великодушия... Все эти качества способствовали появлению второй типичной стороны немецкого национального характера — рассудительности, почтения к властям, мундиру, титулам, чиновничеству и системе осведомления». В последней главе работы Коммаджера [63] «Склад ума, образ мыслей и характер американцев после 1880 года» содержится ряд общих определений американского характера, которые автору настоящей книги представляются правильными. Коммаджер отметил такие черты американцев, которые в значительной мере не свойственны другим народам, поэтому они представляют определенную ценность для разведки иностранного государства, желающей понять американцев и определить возможное развитие американской политики.
Другой пример. В книге Сантаяны [64] есть глава «Лучшие качества английского характера». Характеристики этой главы применимы только к англичанам, и автор настоящей книги не знает другого народа, на который можно было бы их распространить.
А вот пример из другой области. Одно серьезное исследование, посвященное тактике английской пехоты [65], начинается с провозглашения в качестве основного постулата положения о том, что тактика пехоты «должна строиться на учете особенностей национального характера». Далее автор работы — англичанин — перечисляет пять основных качеств английского характера, имеющих отношение к его исследованию. Одним из них является «отсутствие воображения и вытекающая отсюда абсолютная уверенность в конечной победе». (Английский солдат не может представить себя побежденным, поэтому он держится и в конце концов побеждает. Солдаты, принадлежащие к народу с более живым воображением, яснее видят все опасности и немедленно сдаются.) И снова мы чувствуем, что мысли исследователя заслуживают внимания. Разведчику полезно читать такие книги. Наконец, известный английский дипломат Никольсон [66] отмечает некоторые особенности характера древних греков. Он считает, что национальный характер греков постоянно оказывал влияние на политику Греции.
Для того чтобы яснее показать, что мы имеем в виду, когда говорим о национальном или групповом характере, ниже приводится список некоторых черт характера. Эти черты сохраняют свою силу при различных условиях ина протяжении достаточно длительного периода времени, в связи с чем представляют определенную ценность для информационной работы стратегической разведки:
Воля к победе Надежность Правдивость Великодушие Острый ум Мечтательность Одухотворенность Чувство сотрудничества
противоположные указанным.
Следует признать, что понятие «национальный характер» для исследователя весьма удобно. Относительно него можно делать различные поверхностные заключения, и всякий читатель может придумать многочисленные примеры, подтверждающие почти любое такое заключение. Вместе с тем такие заключения довольно расплывчаты, чтобы с ними легко было согласиться.
Приводимый в приложении Б список работ, в которых по-разному описывается американский характер, показы-цает, насколько различными и, следовательно, неопределенными могут быть наши оценки национального характера.
Аналогичное положение, сложившееся в другой области, может послужить нам предостережением. Годами в литературных произведениях широко практиковалось описание характерных особенностей действующих лиц. «Высокий лоб» указывал на «проницательность ума». Адмиралы наделялись «сильным подбородком», а определенные женщины «чувственным ртом». Эти характеристики устраивали писателен и читателей. С их помощью легче было нарисовать н словах живой портрет человека. Эти характеристики использовались лучшими писателями, и почти все считали их правильными.
ГЛАВА 5
К сожалению, критический анализ показывает, что характеристики такого рода отнюдь не являются правильными. В противном случае мы могли бы по лицу определять характер человека. Они не только бесполезны, но могут ввести в заблуждение при оценке характера человека. Ожидает ли удобное ипривлекательное понятие национального и группового характера такая же судьба после того, как оно будет критически изучено?
О возможности широкого использования в информационной работе разведки понятия «групповой характер» многие предпочитают ничего определенного не говорить. Другие это понятие энергично критикуют. Автор повторяет, что его цель при написании данного раздела состояла в том, чтобы извлечь все, что есть действительно ценного в этом понятии, и избежать опасностей, которые могут возникнуть при его использовании. Автор повторяет также, что, поскольку это понятие все чаще встречается в специальной литературе, офицер информации должен определить к нему свое отношение. В противном случае он невольно может воспринимать это понятие как абсолютно точное.
Некоторые определения и разъяснения
Прежде всего давайте еще точнее определим рассматриваемое понятие и установим некоторые рамки, ограничивающие его практическое применение.
Мы имеем в виду черты характера, а не профессиональные навыки или даже обычаи как таковые. К чертам характера относятся энергичность, упрямство, отвага, осторожность, воля к победе, стремление выйти из борьбы и другие качества, указанные в приведенном списке.
В информационной работе мы часто сталкиваемся с вопросами, касающимися отдельных народов, поэтому целесообразно остановиться на национальном характере. Представители современной общественной науки склонны подчеркивать, что народы не имеют другой общности, кроме территории и центрального правительства. В рамках одного народа могут существовать самые различные этнические, культурные или даже языковые группы. Народ может состоять из весьма различных классов — крестьян, промышленных рабочих, высших классов и т. д.
ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 207
Таким образом, мы можем признать, что отмеченное обстоятельство в значительной степени упрощает вопрос о том, имеется ли групповой и национальный характер, ав известных случаях — когда мы рассматриваем характер различных общественных групп народа, а не всего народа в целом — этот вопрос приобретает особый смысл, чего нельзя сказать о других случаях, когда мы поступаем иначе. Сначала мы можем рассматривать характер отобранных групп, а затем в случае необходимости пытаться описывать характер народа в целом.
Всем нам известно, что в любой стране подавляющее большинство народа действует и должно действовать в соответствии с политикой, вьГрабатываемой правительством. По решению правительства люди идут на войну, завязывают дружбу с народами тех или других соседних стран, платят, высокие налоги для финансирования системы социального обеспечения и т. д. Подразделяя народ на группы, часто удается выявить те из них, которые занимают руководящее положение, и таким образом установить практически значимый национальный характер и предсказать курс действий данного государства. Такие предсказания гораздо легче было делать пятьдесят и более лет назад, чем в настоящее время.
Например, в XIX веке английские высшие классы представляли собой вполне определенную группу, занимавшую практически господствующее положение в правительстве. Уяснив характер высших классов, можно было в значительной мере установить, как проявляется английский национальный характер в отношении к таким вопросам, каквойна, дипломатия и многие другие.
Другой пример. Определенную грулпу американских семей на западной границе можно было назвать смелой и предприимчивой, если небольшая часть этих семей постоянно устремлялась в неизведанные земли, создавая тем самым на данном участке границы атмосферу активной предприимчивой деятельности. Еще один пример. Общественная группав целом может быть названа «воинственной» при следующих условиях: если ее руководители воинственны в точном смысле этого слова; если значительная часть мужчин этой группы готова следовать за руководителями и из нихможно сделать хороших солдат, пусть даже не очень
ГЛАВА 5
рвущихся в бой; если в группе отсутствует организованное
меньшинство сторонников мира.
Итак, применительно к целям настоящего исследования
можно считать, что характер любой общественной группы отражается в ее практической деятельности. Обычно в любой общественной группе регламентирует жизнь и принимает решения незначительное, но энергичное меньшинство, голос которого звучит громче всех (см. гл. 6, Правило трехчастей).
Теперь мы сравним наши знания о характере отдельныхлюдей и то применение, которое эти знания могут получить в информационной работе, с аналогичными знаниямиотносительно группового характера и применением этих знаний опять-таки в информационной работе,
Автор убежден, что в характере каждого человека имеются черты, которые можно изучить И по которым можно с полной уверенностью судить о действиях человека в данных конкретных условиях. Автор убежден, что большинство читателей разделяют его точку зрения. Так, например, в прошлом характер людей, стоявших во главе немецкого генерального штаба, и в определенной мере характер всего офицерского корпуса Германии определял характер ее армии. Теперь все обстоит сложнее. Однако, пожалуй, и в настоящее время можно определить практически значимый 1 национальный характер и предсказать вероятный курс действий многих развитых государств, учитывая особенности характера нескольких групп, играющих в данной обстановке решающую роль.
Задачу можно упростить, кроме того, путем отказа от рассмотрения некоторых групп, часто довольно крупных, которые в данной конкретной обстановке практически не
1 Практически значимый характер отдельного человека или группы предстаплен теми чертами характера, которые настолько ярко выражены и настолько сильны, что явно обнаруживают себя в действиях данного индивидуума или данной группы. Например, нельзя сказать о чело-пеке, что практически он является скандалистом, только на том основании, что он имеет склонность к ссорам. Его можно назвать скандалистом, если он часто вступает в ссоры. Об общественной группе нельзя сказать, что она практически прогрессивна, если она только стремится к прогрессу. Ее можно охарактеризовать как прогрессивную только в том случае, если своей деятельностью она обеспечивает явный прогресс общества.
ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 209
играют заметной роли. Например, изучая Канаду, можно не учитывать эскимосов, но нельзя обойти канадских французов. Иногдаодна группа, такая, как, например, фермеры или профсоюзы, практически может сорвать определенные действия правительства.
Далее, описывая характер какой-то группы, мы отнюдь не считаем, что все ее представители думают и действуют одинаково и имеют именно такой характер, как мы устано-иили. Мы считаем только, что такой характер имеют достаточно много представителей группы и это оказывает воздействие на характер и даже на репутацию группы в целом.
Мы исходим из того, что любому из нас легче составить какое-то представление о характере отдельной личности, нежели о целой группе. В детстве мы начинаем с изучения отдельных членов своей семьи. В дальнейшем процесс изучения нами характеров отдельных личностей продолжается ежедневно в течение всей нашей жизни.
И напротив, в нашей повседневной деятельности нам обычно не приходится изучать характер какой-либо большой группы, члены которой могут быть рассеяны на значительной территории. Далее, хотя никто не сомневается п том, что каждый индивидуум имеет свой характер, скептик на дан-ной стадии рассмотрения этого вопроса вполне может заявить, что вероятность наличия у группы общего характера не больше чем вероятность наличия общего банковского счета у людей, оказавшихся в какой-то момент на центральном вокзале в Нью-Йорке.
Ниже мы рассмотрим еще два вопроса: 1) Имеется ли групповой характер и, следовательно, можно ли исполь-ловать данные о нем в информационной работе? 2) Если такой характер имеется, можно ли получить о нем достоверные сведения?
Некоторые возражения и частичный ответ на них
Предположим для начала, что на оба поставленных выше поп роса можно дать утвердительный ответ. Исходя из этого предположения, давайте рассмотрим некоторые возражения, пыдвигаемые против попыток использовать понятие группового или национального характера в информационной работе стратегической разведки.
ГЛЛВЛ 5
Возражение 1. Понятие «групповой характер» не является настолько определенным и устойчивым, чтобы мы были уверены в том, что данная группа будет действовать в соответствии с приписываемым ей характером, например проявлять трудолюбие, консерватизм, упрямство, мужество. Ответ. Отдельный человек также не всегда действует в соответствии с его «характером». Однако наше представление о характере отдельных людей является достаточно правильным, чтобы мы могли уверенно судить о том, как будет действовать данный индивидуум при определенных условиях. Важно знать характер человека, с которым нам приходится иметь дело. Если мы во взаимоотношениях с этим человеком не используем сведений о его характере и рассматриваем его как среднего индивидуума, мы тем самым лишаем себя больших преимуществ.
Возражение 2. Национальный и групповой характер изменяется со временем (например, современные итальянцы сильно отличаются от древних римлян).
Ответ. Так же обстоит дело и с характером отдельных людей. Безрассудный юноша становится осторожным старцем. Изменение группового характера происходит медленнее, чем индивидуального. Если групповой характер остается в основном неизменным в течение всего периода, охватываемого разведывательной оценкой, например в течение десяти лет, мы спокойно можем не принимать во внимание тех изменений, которые могут^произойти с ним через сто лет. Необходимо только проявлять осторожность при использовании исторических данных для оценки современного группового характера. Свойственные англичанам елизаветинской эпохи активность и предприимчивость сейчас, возможно, отсутствуют.
Возражение 3. Отсутствует четкое определение понятия «групповой характер». Никто не имеет ясного представления о составных элементах группового характера и генетических, психологических и культурных истоках этих элементов.
Ответ. Это возражение относится и к понятию «индивидуальный характер», которое также не было должным образом определено. Мы можем использовать знания о данном явлении, полученные опытным путем, задолго до того, как теоретически осмыслим характер этого явления.
ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК211
Люди могли греться на солнце задолго до того, как они выяснили строение солнца и характер тепловой радиации.
Возражение 4. Есть и другие аналогичные возражения. Так,например, не разработана методика использования исследований в области национального характера в целях предсказывания; отсутствуют оправдавшие себя критерии, позволяющие отличать правильное определение группового характера от неправильного.
Ответ. Индивидуальный характер также изучен недостаточно полно, и тем не менее мы можем эффективно использовать уже имеющиеся сведения относительно характера отдельных лиц.
Возражение 5. Имеется более веское возражение. Чтобы можно было уверенно использовать понятие «национальный характер», оно должно раскрывать причины, обусловливающие действия (народа) и положительную или отрицательную оценку, даваемую им различным явлениям.
Ответ. Автор согласен, что очень важно понимать причины, обусловливающие различные проявления группового характера. Такое понимание во много раз увеличивает полезность наших сведений о групповом характере.
Однако понимание этих причин не является обязатель-чым при использовании соответствующих данных в информационной работе. Допустим, мы знаем, что на протяжении последних 150 лет англичане стойко держались во всех значительных войнах и добивались в конце концов победы, несмотря на катастрофические поражения в начале войны. Проявленную ими стойкость мы можем рассматривать какчерту национального характера. Офицер информации, составляющий прогноз на будущее, без опасений может сказать, что в случае, если Великобритания завтра подвергнется нападению, она не капитулирует через несколько месяцев, а, вполне возможно, «добьется в конце концов победы». К этому вопросу мы можем подойти с позиций бихевиоризма 1, интересующегося только тем, что происходит.
1 Распространенная в современной буржуазном, особенно американской, психологии лжетеория, игнорирующая роль сознания и всецело сводящая поведение человека к физиологическим актам. Основоположник этой «теории» Джон Уотсон утверждал, что для психологии представляют ценность только данные непосредственного наблюдения а поведением человека.— Прим. ред.
ГЛАВА 5
ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕСО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 213
Искать причины происходящих явлений — значит заниматься, по мнению бихевиористов, бесплодным умствованием. Основной причиной, заставляющей кого-то стойко держаться в войне, может быть страх перед противником или гордость. Нам хотелось бы выяснить эту причину. Знания о национальном характере, полученные исключительно путем изучения действий данного народа в недавнем прошлом, являются ценным подспорьем в информационной работе, даже если мы не знаем причин, обусловливающих появление тех или иных черт в характере данного народа.
Вопросы, имеющие решающее значение
Теперь мы возвратимся к двум важнейшим вопросам, сформулированным нами выше: 1) Имеется ли групповой характер и, следовательно, можно ли использовать данные о нем в информационной работе? 2) Если такой характер имеется, можно ли получить о нем достоверные сведения?
Необходимо признать, что современный уровень развития общественных наук и искусства информационной работы разведки не дает возможности научно обоснованно ответить на поставленные вопросы. Методы решения этих проблем и изложения результатов исследования еще не разработаны. Разведчики-исследователи не занимались систематическим критическим изучением вопроса об использовании данных о национальном характере в информационных целях.
Однако разработка новых научных методов, решение соответствующих проблем и критическое применение результатов исследований в целях составления информационных прогнозов как раз и представляют те достижения, которые могут обеспечить своей работой ученые, занятые в области общественных наук. Именно такую плодотворную работу они проделали во многих других смежных областях.
Проблема же критического изучения национального и группового характера еще ждет своего решения. Плодами этих исследований охотно воспользуются работники информационной службы, дипломаты и др. Можно с уверенностью сказать, что через десять, двадцать или тридцать лет в разработке данной проблемы будут достигнуты значительные успехи и на основе серьезных исследований
будут сделаны полезные выводы,которые позволят ответить нанерешенные еще вопросы. Однако разумно ли мы поступим, откладывая на тридцать лет решение вопроса об использованиив информационнойработе данных о групповом и национальном характере.
Автор считает, что в данном случае, как иво многих других, мы должны извлекать максимальную пользу из того, что уже есть. Однако мы можем разумнее использовать сомнительныеконцепции, если будем откровенно отдавать себе отчет в том, что они еще не до конца обоснованы. Кроме того, мы не предлагаем решать тот или иной вопрос исключительно наосновании наших представлений о национальном характере. Мы предлагаем использовать эти представления как один из видов сведений, которые мы, прежде чем сделать выводы, сопоставляем с другими фактами.
Таким образом, бегло ознакомившись с имеющимися сведениями, мы можем дать утвердительный ответ на вопрос, имеется линациональный характер и должны ли мы использовать данные о нем в целях информации.
Хотя этот вопрос никогда не являлся предметом глубокого исследования, мы считаем, что и групповой характер как явление существует и что по своему содержанию и присущим ему недостаткам это понятие весьма схожес понятием «индивидуальный характер». Бесспорно, существуют определенные неблагоприятные условия, при которых могут утратить силу обычные черты группового или индивидуального характера. Даже самые мужественные люди могут дрогнуть перед лицом исключительно серьезной опасности. Даже самые трудолюбивые люди могут вопреки 'своему характеру потерять интерес к делу, если возникнут слишком большие затруднения.
Бывают случаи, когда индивидуум или группа в интересах великого дела предпринимают активные действия, несмотря на то, что до этого их характер отличало полное ко всему безразличие. Мы признаем также, что характер может со временем постепенно измениться. Однако в пределах тех сроков, с которыми имеет дело разведка, группо-пон характер является ценным отправным моментом. В этих пределах мы, как правило, можем считать его устойчивым.
Для того чтобы лучше уяснить различия в характере отдельных групп, давайте рассмотрим несколько пар одно-
ГЛАВА 5
ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 215
тнпных групп. Каждая из приводимых ниже групп обладает достаточным внутренним единством для того, чтобы было оправдано ее изучение как группы. Группы подобраны и распределены по парам таким образом, чтобы характеры групп, попавших в одну пару, существенным образом отличались друг от друга. В качестве примеров можно привести следующие группы.
Фермеры и крестьяне двух примерно равных по площади территорий.
В качестве таких территорий можно взять два расположенных на большом расстоянии друг от друга графства в США, либо же один район в США, другой в СССР, или же, наконец, один район во Франции и другой в Германии.
Американские и английские шахтеры.
Население двух примерно равных по величине городов, расположенных в разных районах страны.
Французская и немецкая армии перед началом второй мировой войны.
Американские и немецкие химики в 1930 году. Члены американских и английских профсоюзов. Выпускники американских и советских колледжей и университетов.
Население Италии и Франции.
Происхождение различий между характерами однотипных групп
Различия практически значимого характера однотипных групп складываются в результате действия одного или нескольких из следующих факторов:
I. Генетика. В науке имеется тенденция принижать значение врожденных различий (помимо физических) между расовыми, этническими и другими группами1.
1 Объяснение особенностей национального характера различных народов наследственностью, то есть биологическими факторами, крайне реакционно, оно лежит в основе многочисленных расистских теорий. Советская биологическая наука доказала полную несостоятельность вейсманизма и морганизма, этих реакционных направлений в современной буржуазной биологии, из арсенала которых черпают подобные теории воинствующие американские расисты. — Прим. ред.
2. Культура. В широком смысле слова это — вся сово
купность тех идей, представлений, теорий и т. п., которые
присущи данной группе. Сюда относятся обычаи, фольклор,
религия, образование, духовные ценности.
3. Отбор. Каждая данная группа есть продукт отбора,
в результате которого из более многочисленного населе
ния любыми способами, сознательно и бессознательно,
отбираются отдельные лица, с тем чтобы соответствующая
группа имела в своем составе как можно больше людей
физически сильных, умных, храбрых и т. д.1
4. Природные условия. Климат, почпа, изолированность
территории. Эти условия могут сделать жизнь слишком лег
кой; они могут стимулировать активность и делать работу
плодотворной; наконец, природные условия могут быть
столь тяжелыми, что все силы данной группы уйдут только
на поддержание своего существования2.
5. Конструктивное внутригрупповое сотрудничество.
Члены группы могут вознаграждаться либо на основе сис
темы фаворитизма, либо по заслугам. Все члены группы
могут получать одинаковое вознаграждение или может су
ществовать система свободной конкуренции. Члены группы
могут получать или не получать признание и вознагражде-
1 Рассуждая об отборе, якобы имеющем место в человеческом обществе, автор пытается оживить мальтузианские теории, опровергнутые марксистско-ленинской наукой и практикой социалистического строительства в СССР и других социалистических странах.
В современных условиях идеологи американского империализма пытаются всячески распространять идеи мальтузианства, видимо, для того, чтобы оправдать политику подготовки новой мировой войны, которую проводят империалисты США, разгул расизма в «свободных» Соединенных Штатах и многочисленные антинародные мероприятия американского и других капиталистических правительств, ввергающие народные массы в омут безработицы и нищеты. — Прим. ред.
* Мы не можем согласиться с геополитическими рассуждениями автора о том, что географическая среда оказывает определяющее влияние на национальный характер, на общественную жизнь людей. Решающим фактором, определяющим общественную жизнь людей, является характерпроизводственных отношений. В царской России народы Средней Азии, Кавказа жили в благоприятных климатических условиях, но в экономическом, политическом и культурном отношениях они, каки народности Севера, были крайне отсталыми, так как их угнетали своифеодалы и русская буржуазия. Октябрьская революция раскрепостила эти народы, и в тех же географических условиях они за короткий историческийсрок добились выдающихся успехов в экономическом, политическоми культурном строительстве. — Прим. ред.
ГЛАВА 5
ние за свои заслуги; антиобщественные действия могут караться или не караться. Руководители группы могут способствовать или препятствовать развитию определенных черт характера.
Далее, каким образом можно получить сведения о групповом характере вообще или об особенностях характера определенной группы, проявляющихся в данной конкретной обстановке?