Основные этапы информационной работы

Этап 1. Общее знакомство с проблемой. Ознакомление с проблемой в целом, а также со смежными вопросами, изу­чение которых может оказаться полезным; составление общего плана работы с указанием срока выполнения, ис­полнителей и основных источников, которые предположи­тельно могут быть использованы.

Например, приступая к изучению проблемы научных кадров в Куртэнии, мы можем увидеть, что целесообразно учесть известные сведения о научных кадрах в США, а



ГЛАВА 3


ОТ ФАКТОВ К РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ



 


также каким образом систематизируются и излагаются соответствующие сведения по США.

Чтобы успешно справиться с заданием, очень важно вначале, при общем знакомстве с проблемой и составлении плана, действовать со знанием дела, обдуманнои рассу­дительно.

Этап 2. Определение используемых терминов и понятий. Необходимо определить и объяснить, что мы имеем и чего не имеем в виду, когда употребляем тот или иной термин или понятие, так чтобы это было ясно нам самим, тем, кто контролирует нашу работу, и тем, кто пользуется нашей информацией. «Определение понятий» является одним из девяти принципов информационной работы.

Применительно к нашему примеру необходимо опреде­лить: относятся ли к «научным кадрам» инженеры, выпуск­ники технических школ, изучавшие химию и физику? Сво­дится ли смысл понятия «возможности в развитии научной работы» к возможностям по организации научно-исследова­тельской работы или оно включает возможности организо­вать также все прочие виды научной работы: исследователь­скую работу в промышленности, научный контроль за производственными процессами, преподавание? Сколько лет следует иметь в виду, говоря «в ближайшем будущем»? Не следует ли собрать точные статистические данные о на­учных кадрах США, с тем чтобы сравнить их с данными по Куртэнии прежде, чем делать выводы?

Таким образом, нам ясно, как необходимо с самого на­чала определить все термины и понятия, которые могут вызвать различные толкования 1.

Этап 3. Сбор фактов. Часть фактов можно легко получить в США, другие придется потребовать из-за границы.

К этому этапу относится только подбор фактов, ноне добывание их на месте.

Этап 4. Истолкование фактов. Так кратко можно на­звать процесс изучения и обработки фактов с целью выжать из них все, что они значат. На этом этапе выясняются также положительные и отрицательные стороны проделанной работы. Этот этап включает оценку, классификацию, ана-

1 Среди военных распространен афоризм: «То, что может вызвать путаницу, вызовет ее».


лиз и уяснение фактов. На данном этапе исследования иногда полезно на основе имеющихся фактов составить диаграммы, подвергнуть факты статистическому анализу и т. п. Когда речь идет о проблемах информационной работы разведки, оценку часто считают самостоятельной стадией исследования. Мы же, характеризуя научный метод, вполне можем рассматривать ее в качестве составной части этапа истолкования.

Этап 5. Построение гипотезы. Истолковав имеющиеся факты, мы можем сформулировать рабочую гипотезу. На­пример, может оказаться, что Куртэния располагает чрез­вычайно большим количеством инженеров-железнодорожг ников. Мы ставим перед собой вопрос — почему? Означает Ли это, что Куртэния намного опередила США в области транспортных возможностей или она настолько отстала от нас, что ей крайне необходимо построить много железных дорог, чтобы догнать другие развитые страны? Рабочие гипотезы, выдвигаемые на этом этапе, обычно связаны с какими-либо конкретными вопросами, отвечая на которые можно проверить сами гипотезы.

Многие считают построение гипотезы важнейшим мо­ментом любого исследования как в области естественных или общественных наук, так и в области разведки. По мере изучения данного этапа мы открываем все новые полезные стороны рабочей гипотезы.

Гибсон [10] рассматривает гипотезу как положение. Он описывает три полезные стороны гипотезы:

«Попытка свести реальную практику или «факты» к привычным научным положениям с помощью объ­единяющей силы логики имеет важное значение по трем причинам.

Во-первых, тем самым облегчается уяснение пробле­мы. Установившееся положение—прекрасное подспорье для памяти. Мы можем располагать значительными знаниями, помня определенное научное положение и не перегружая себя отдельными фактами. Тем самым увеличивается способность человеческого разума по­знавать в обобщенном виде практику...

Во-вторых, научное положение является основой для уяснения отдельных фактов или явлений, так как вскрывает существующую между ними связь.



ГЛЛПЛ 3


ОТ ФАКТОВ К РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО!'! ИНФОРМАЦИИ


ИЗ


 


           
   
     
 

Описанные этапы метода научного исследования в применении к информационной работе весьма сходны с теми этапами, на которые обычно делят свою работу раз­ведчики. Сравнительная таблица этапов дается нами ниже. Основные различия между ними состоят в следующем: 1. Оценка является самостоятельным и необходимым этапом информационной работы разведки, имеющей дело в основном с непроверенными первичными данными. 2. Термин «построение гипотезы» особенно широко упо­ требляется в научной литературе. В настоящей главе поэтому лучше исходить из призна­ния и сохранения отмеченных различий и не пытаться ис­кусственно втиснуть два совершенно схожих перечня этапов исследовательской работы в единые рамки.

Сравнительная таблица

Суть метода научного исследования состоит в том, что работа, проделанная на каждом этапе, считается предва-

1 Этот вопрос рассматривался в данной главе в разделе «Процесс информационной работы в целом». 1 См. рис. 3.

Мы можем осмыслить суть новых явлений, если выразим ее в знакомых нам понятиях.

В-третьих, приемлемое научное положение всегда содержит некоторые моменты, выходящие за его рамки и образующие разумное и плодотворное основание для предвидения новых фактов и явлений. Короче говоря, приемлемое положение (или теория) помогает моби­лизовать наши знания для немедленного использования в сфере не только чистой, но и «прикладной науки».

Все сказанное можно суммировать следующим образом: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория».

Построение гипотезы, взятое в широком смысле, всегда присуще любой исследовательской работе. В самом начале исследования, когда вырабатывается общий план, мы ис­ходим из определенных предположений (или гипотез) о том, какие факторы, вероятно, играют важную роль и какие почти определенно не имеют отношения к делу. Аналогич­ными гипотезами мы руководствуемся при сборе и истол­ковании фактов, формулировании выводов и изложении.

Гипотеза — термин, прочно утвердившийся в научной литературе. Разведчики для обозначения рассматривае­мого этапа чаще применяют термин «интеграция», хотя эти два термина имеют не совсем одинаковое значение.

Этап 6. Выводы. На этом этапе производятся исследо­вания, необходимые для доказательства или опровержения рабочих гипотез, выдвинутых на этапе 5, и формулируются окончательные выводы, являющиеся душой почти любого информационного документа. («Выводы» — последний из девяти принципов информационной работы.)

Этап 7. Изложение. Составление документа, завершающее работу. Составитель информационного документа должен не только ясно представлять себе то, о чем он пишет, но и уметь выразить свои мысли в ясной форме. Необходимо указывать степень .достоверности каждого утверждения. Доклад о научных кадрах, вероятно, должен содержать таблицы и диаграммы. Правильно сравнить положение, существующее в различных странах, — дело трудное. Од­нако в рассматриваемом нами примере та часть информации, где сравнивается положение с научными кадрами в Куртэ-нии и США, может оказаться самой ценной.


Этапы информационной работы в том виде, как они обычно представляют­ся разведчику х

Отбор фактов

Оценка фактов Истолкование фактов Интеграция фактов

Выводы Изложение


Этапы информационной работы на основе науч-

ного метода

Общее знакомство с про­блемой

Определение используемых терминов и понятий Отбор фактов (иногда «сбор фактов») Истолкование фактов (включая оценку) Построение гипотез (и их проверка) Выводы Изложение


 

ГЛАВА 3

рительной. В результаты работы, проделанной на каждом этапе, могут быть внесены изменения в зависимости от но­вых данных, полученных по мере продолжения исследо­вания на последующих этапах. Например, сбор фактов нельзя провести сразу и закончить в один прием.

После того как собрана часть фактов, их истолкование, несомненно, покажет, по каким вопросам требуется со­брать дополнительные факты, и тем самым даст направление последующей исследовательской работе.

Точно так же дело обстоит и на других этапах. Напри­мер, общий план работы является в момент его разработки предварительным. Мы должны быть готовы принять пред­варительный план и в равной мере должны быть готовы возвращаться назад И вносить изменения в наш предвари­тельный план каждый раз, когда в свете новых данных в этом возникнет необходимость. Последующее внимательное рассмотрение каждого этапа метода научного исследования внесет в этот вопрос полную ясность.

Назначение обратной последовательности этапов информационной работы

На схеме последовательности этапов научного исследо­вания (см. рис. 3) показана прямая последовательность этапов информационной работы. Дальнейшее наше по­вествование необходимо непосредственно связывать с этой схемой.

Вначале мы рассмотрим один конкретный пример и ука­жем в целях иллюстрации некоторые направления, по ко­торым может пойти мысль исследователя. Необходимо иметь в виду, что в других случаях исследование может идти и по другим направлениям и при этом будет установ­лено, что почти каждый из основных этапов находится в тесной взаимосвязи (не отраженной на рис. 3), можно сказать, со всеми остальными этапами.

Процесс исследования обычно проходит путем последо­вательного перехода от этапа 1 к этапу 2, затем к этапу 3 и т. д. Вместе с тем в процессе исследования иногда пере­скакивают через некоторые этапы, как это показано на схеме. Например, от этапа общего знакомства с проблемой


ОТ ФАКТОВ К РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ] [5

к этапу изложения '. В самом начале работы над любым заданием полезно попытаться представить себе, какой характер будет носить документ, составлением которого закончится работа, и соответственно набросать план своей работы. В ее ходе этот план, подобно всем прочим эле­ментам исследования, может изменяться. В нашем при­мере общее знакомство с заданием покажет желательность сравнить положение с научными кадрами в Куртэнии с положением в США. Это с самого начала определит характер фактов, которые мы должны будем собирать. Первоначаль­ное знакомство с проблемой покажет, что при завершении работы над справкой потребуется составить ряд схем. Та­ким образом, обдумывая план нашей работы, мы предна­меренно перескакиваем с первого этапа на самый последний (от этапа 1 к этапу 7, направление С).

При общем знакомстве с задачей у нас почти, всегда возникают рабочие гипотезы (направление В). В рассмат­риваемом примере мы могли бы построить гипотезу о том, что научно-исследовательская работа является важнейшим показателем научных возможностей. Мы могли бы выдви­нуть гипотезу о том, что, если имеется достаточное коли­чество высококвалифицированных научных работников, ос­тальные категории специалистов появятся сами собой. С самого начала мы со всех сторон рассмотрим эту гипотезу. Последовательное рассмотрение подобных гипотез окажет влияние на весь процесс работы над докладом.

Теперь давайте посмотрим, как возврат к более ранним этапам процесса исследования может внести коррективы в результаты работы, проделанной на более поздних эта­пах, и изменить предварительные выводы, которые могли быть сделаны на любом этапе.

Так, например, совершенно ясно, что мысли, которые могут у нас возникнуть на таких этапах, как истолкование фактов, построение гипотезы, выводы, изложение, вполне возможно, укажут на необходимость собрать дополнитель­ные данные в определенных областях. Новые факты в свою очередь могут повлиять на процесс исследования. Все это отражено линиями обратной последовательности эта-

1 См. также гл. 4, раздел «Полезные методы», подраздел «Начи­няя с конца».



ГЛАВА 3


ОТ ФАКТОВ К РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОР.МДЦПИ



 


пов на указанной схеме (соответственно направления N, R, U, V).

На схеме отражен и другой пример (от этапа 5 назад к этапу 3, направление R). Так у нас могла возникнуть ги­потеза, что подлинным показателем научных возможностей страны является количество научных работников с высо­кими учеными степенями. В результате мы возвращаемся к этапу сбора фактов и концентрируем внимание на этой не­многочисленной, но имеющей важное значение при опреде­лении научных возможностей страны в будущем, категории ученых.

В ходе истолкования собранных фактов может выяснить­ся, что некоторые определения, выработанные нами в на­чале работы, расходятся с терминологией, употребляемой в Куртэнии. Используя обратную последовательность эта­пов, мы изменяем эти определения (от этапа 4 к этапу 2, направление Q).

Могут быть и другие случаи обратной связи между этапами. Некоторые наиболее распространенные случаи обратной связи показаны на схеме. Например, от этапа 5 назад к этапу 1, от этапа 6 назад к этапу 4 (соответственно направления 5 и Т). При решении различных задач могут возникнуть иные связи между этапами, не показанные на схеме.

Каждая линия прямой и обратной связи между этапами, показанная на схеме, имеет определенный смысл и заслу­живает того, чтобы ее проследить до конца и понять. Тогда мы не пройдем мимо них в нашей работе и сможем извлечь максимальную выгоду из непостоянных, но весьма полезных взаимосвязей между основными этапами метода научного исследования, примененного в информационной работе разведки.

Процесс исследования, взятый в более широком плане

Мы дали элементарную схему основных этапов метода научного исследования и кратко проследили за ходом мысли исследователя при решении на основе этого метода одной задачи, взятой в качестве примера. Наше описание было логически связным и достаточно простым, чтобы в ходе его можно было подчеркнуть основные идеи. Перечень


основных этапов запомнить нетрудно. С точки зрения ло­гики, безусловно, правильно начинать исследование с об­щего знакомства с проблемой и составления плана и закан­чивать изложением или представлением окончательного доклада. Теперь мы готовы к тому, чтобы продолжить изу­чение научного метода за пределами элементарной схемы в трех других направлениях, каждому из которых посвя­щается самостоятельный раздел (разделы А, В, С).

А. Последовательность этапов. Обычно в процессе ис­следования имеют место все семь указанных основных эта­пов. Обозначаются они либо так же, как это сделано в книге, либо сходными терминами. Объединение нескольких этапов в один и разделение одного этапа на несколько не меняет, по существу, приведенной нами схемы. Однако, как ни удивительно, весьма логичная последовательность этапов указанной схемы часто заменяется иной последо­вательностью.

Часто все исследование начинается с построения гипо­тезы. В нашей специальной области весьма оригинальная гипотеза может возникнуть в самом начале работы. Чем больше вы думаете над ней, тем больше убеждаетесь, что эта гипотеза открывает новый, сулящий успех путь к реше­нию задачи. Затем вы собираете в этом направлении неко­торое количество фактов (этап 3 по первоначальной схеме), которые, на ваш взгляд, подтверждают гипотезу. Ободрен­ные, вы затем составляете план решения данной проблемы (этап 1 первоначальной схемы).

Многие исследователи начинали свою работу со сбора фактов в определенном области, не исходя из какой-либо определенной гипотезы и плана (то есть с этапа 3 по перво­начальной схеме). Дарвин начал работу именно таким об­разом, со сбора фактов, которые впоследствии позволили ему создать теорию происхождения видов на основе естест­венного отбора, и закончил исследования опубликованием своего труда в 1859 году (этап 7 первоначальной схемы).

Гибсон [10] дает более сложное и, пожалуй, более верное, чем в настоящей книге, описание научного метода сего обратной последовательностью этапов, изображая его в виде движения по кругу, которое вы можете с равным ос­нованием начать с любого этапа. На нашей схеме научный метод изображается как процесс, развивающийся преиму-


 

ГЛАВА 3

щественно в одном направлении, в котором этап I является, как правило, обычным и логически приемлемым отправным пунктом.

В. Вторичный эффект применения обратной последова­тельности этапов. Теперь мы можем с пользой для дела более обстоятельно рассмотреть вторичный и третичный эффекты применения обратной последовательности этапов научного метода. Давайте на частном, уже знакомом нам примере посмотрим, как будет развиваться процесс применения обратной последовательности этапов.

Процесс исследования в данном случае будет выглядеть следующим образом.

Этап 3. Мы собираем отрывочные биографические данные о ведущих ученых Куртэнии.

Этап 4. Мы рассматриваем и истолковываем собранные факты и в результате обнаруживаем, что почти все ученые из того небольшого числа ученых, на которых удалось со­брать сведения, имеют высокие ученые степени.

Этап 5. Мы строим рабочую гипотезу о том, что научные работники с высокими учеными степенями являются важ­нейшим фактором, определяющим возможности Куртэнии в области науки.

Обратная последовательность этапов. Возвращаясь от этапа 5 к этапу 3 (направление R), мы намного увеличиваем количество биографических данных об ученых Куртэнии. От этапа 3 переходим к этапу 4. В результате истолко­вания дополнительных фактов возникает вопрос: в какой мере ученая степень «доктор философских наук» в Куртэнии соответствует степени «доктор философии» в США?

Вторичный эффект использования обратной последова­тельности этапов. Снова вернувшись от этапа 4 к этапу 3 (направление N), мы собираем сведения о значении понятия «доктор философских наук» в Куртэнии. Это — новое на­правление исследования, ранее нами не предусматривав­шееся.

От этапа 3 опять переходим к этапу 4. Истолкование вновь собранных фактов показывает, что имеющаяся в Куртэнии ученая степень «кандидат наук» ближе всего соот­ветствует американской степени «доктор философии» и что в Куртэнии относительно мало докторов философских наук.


ОТ ФАКТОВ К РАЗВЕЛЫВАТЕЛЪНОП ИНФОРМАЦИИ 119

Третичный эффект использования обратной последова­тельности этапов. Возвращаясь от этапа 4 к этапу 2 (на­правление Q), вносим исправления в выработанные нами определения понятий «ученые степени» Куртэнии. Сделан­ное исправление затрагивает все разделы подготавливаемо­го нами информационного доклада.

В этом простом примере обратная последовательность этапов была использована нами для того, чтобы направлять наше исследование по правильному руслу и постоянно его улучшать по мере развития. Этот прием позволяет при мак­симальной экономии усилий правильно организовать сбор и отбор фактов. Будет неправильно считать, что его приме­нение приводит только к неприятной необходимости вновь отправляться в библиотеку за дополнительными материа­лами.

Более эффективно можно действовать только в двух слу­чаях. Во-первых, если предположить, что мы всеведущи и с самого начала можем дать ответы на все вопросы. В этом случае наша работа отнюдь не будет носить исследователь­ский характер (здесь не будут изучаться неизвестные явле­ния) и сведется к компиляции хорошо известных сведений. Во-вторых, если предположить, что при сборе фактов нам всегда будет сопутствовать везение и из бесчисленного ко­личества фактов, которые можно собрать, нам, как правило, будут попадаться самые важные.

Общеизвестно, что новые факты могут породить новые гипотезы, которые в свою очередь могут поставить новые вопросы, требующие исследования, и указать новые методы исследования, выходящие за рамки первоначального плана работы. Наша задача, однако, состояла в том, чтобы пока­зать, как эти обратные течения в исследовательской работе могут послужить дополнительным средством решения пер­воначально поставленной задачи. Применяя метод обратной последовательности этапов, мы расширяем свои знания по изучаемому вопросу в соответствии с принципом сложных процентов, получая проценты на проценты. Прибыли рас­тут, если мы их полностью используем таким образом, кото­рый математики называют возведением в степень.

С. Построение гипотезы. Наконец, следует отметить выдающееся место, занимаемое этапом «построения гипоте­зы» во всем процессе (или цикле) информационной работы.


-------


ГЛАВА 3


 


 


Мы видели, что все предварительное планирование рабо­ты по выполнению поставленного перед нами задания под­сознательно основывается на предположениях и догадках, которые имеют отношение к изучаемой проблеме. Факти­чески без гипотез мы не можем даже думать об исследовании какого-либо вопроса. Иногда, составляя перечень этих ги­потез и критически оценивая правильность каждой из них, мы обнаруживаем некоторые старые ошибки и находим более успешный метод решения стоящих перед нами задач. Боль­шое количество предположений, выдвигаемых в процессе исследовательской работы, редко подтверждается, или выясняется, что некоторые из них содержат серьезные ошибки.

Из всех этапов информационной работы в стратегиче­ской разведке построение гипотезы больше всех связано с процессом чистого мышления. Вопросам творческого мышле­ния посвящена глава 4. Построение гипотезы практически можно рассматривать как важнейший этап исследователь­ского цикла, а все остальные основные этапы — как вспомо­гательные. Этот вопрос заслуживает самого серьезного вни­мания, и мы обстоятельно его рассмотрим.


Глава 4