АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Информационная работа включает три совершенно са­мостоятельных аспекта, каждым из которых необходимо рассмотреть отдельно. Если эти аспекты применительно к изучению какого-либо явления в иностранном государстве расположить в порядке возрастания их сложности и важ­ности, они будут следовать в таком порядке:


1. Изучение существующего положения. Что делается в иностранном государстве? Чтобы ответить на этот вопрос в несложных случаях, требуется знать только факты. Иногда лицо, добывающее информацию, должно иметь воз­можность только наблюдать и считать. Например, чело­век, не являющийся специалистом, может сообщать, какую продукцию выпускает данный завод и в каком количестве, если он видит все это. Он может считать корабли или то­варные вагоны.

2. Изучение возможностей. Что могут сделать в ино­странном государстве? Чтобы ответить на такой вопрос, необходимо знакомство с той или иной профессией или на­укой. Например, инженер-химик сумеет установить, что завод может вырабатывать тринитротолуол, и определить, в каком количестве, если известно, что на заводе имеется определенное оборудование, сырье и персонал. Во многих случаях вывод о возможностях может основываться почти целиком на данных технического характера.

3. Изучение намерений. Что намеревается сделать ино­странное государство? При ответе на этот вопрос необходи­мо учитывать особенности национального характера народа и быть хорошо знакомым с изучаемым вопросом в целом. Чтобы дать правильный ответ, необходимо обладать спо­собностью творчески мыслить и мудростью, которые при­обретаются опытом и серьезными исследованиями. Только человек, досконально изучивший особенности мышления народа и деятелей соответствующего государства, может с успехом предвидеть их намерения, что в некоторой мере равнозначно чтению мыслей (см. главы 5 и 7).

Изучение существующего положения

Чтобы ответить на вопросы, относящиеся к существую­щему положению, по-видимому, необходимо располагать 5|».1ько голыми фактами. Факты, касающиеся промышлен­ности, населения, военного снаряжения, биографий от-Jtr.iMibix лиц и т. д., естественно, являются основой разве-аывательной информации. Они содержатся в различных «гсьма полезных документах, составляемых частично в ♦ячестве справочников и частично как учебные пособия.


ГЛАВЛ 3


ОТ ФАКТОВ К РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО* ИНФОРМАЦИИ



 


По причинам, рассмотренным выше, при изучении по­ложения в каком-либо иностранном государстве хорошо начинать с фактов, но нельзя ограничиваться только этим.

При составлении таблиц или сборников фактического материала, очевидно, надо уметь правильно отобрать, оце­нить и изложить факты. Часто цифры, приводимые в опуб­ликованном документе, нельзя обнаружить в первоисточ­никах. Эти цифры исчисляются на основании данных первоисточников с применением соответствующих коэффи­циентов или другим способом. Например, можно прибли­зительно установить численность населения страны в 1948 году, исходя из опубликованных данных на 1940 год и зная норму рождаемости и смертности.

Если исключить подобные вычисления и подсчеты с использованием соответствующих коэффициентов, состав­ление информации относительно существующего положения требует меньших знаний в области общественных наук и в меньшей степени связано с истолкованием фактов, чем информационная работа разведки в остальных направле­ниях.

Изучение возможностей

Здесь мы сталкиваемся с исключительно важным, часто употребляемым и вызывающим в разведке больше всего недоразумений термином «возможности». Термин «возмож­ности» лежит в основе названий многих самых важных информационных документов.

Информация относительно возможностей часто излага­ется в форме, которая при отсутствии необходимых оговорок может серьезно дезориентировать читающего. Особенно это относится к выводам и заключениям, с которыми часто только и знакомятся люди, вырабатывающие политику. Так возникают невольные, но серьезные ошибки. И причи­ной этому является то, что два в равной мере способных и опытных разведчика истолковывают по-разному термин «возможности».

.Когда речь идет о технике, смысл этого термина обычно ясен. Например, при определенных условиях грузовик •может развить скорость 80 км/час; зенитное орудие может вести огонь на высоту до 7000 м и т. д. Здесь не могут возник­нуть какие-либо недоразумения. Термин «возможности»


не вызывает также сомнений в тех случаях, когда не при­ходится учитывать влияние противодействующих факторов. Например, СССР имеет возможность добывать в год столько-то миллионов тонн угля или может построить подводную лодку с атомным двигателем.

Когда во время войны в информационных документах речь идет о «возможностях», имеются в виду «возможности без учета противодействия». Такая трактовка на первый взгляд представляется вполне обоснованной. Однако ни­как нельзя оправдать те недоразумения и абсурдные поло­жения, которые возникают в связи с таким пониманием рассматриваемого нами термина.

Рассуждают следующим образом: разведчики должны иметь сведения об иностранных государствах. Например, если говорят, что Куба имеет возможность высадить в США десант силами одного пехотного полка, это означает, что Куба располагает одним полком, должным образом обу­ченным и оснащенным для высадки. Кроме того, это озна­чает, что Куба имеет суда для перевозки и высадки одного полка, команды которых прошли необходимую для этого подготовку. При этом мы все время исходим из предположе­ния, что Куба не встретит со стороны США никакого про­тиводействия. Короче говоря, приведенное выше утверж­дение о «возможностях» Кубы означает всего лишь, что она имеет физические возможности высадить такой десант при отсутствии противодействия.

Теперь предположим, что США имеют абсолютное пре­восходство в воздухе и на море во всем районе Карибского моря; что США располагают прекрасной и безотказно дей­ствующей авиационной и морской разведкой, радарными установками и т. д. В этом случае Куба, располагая не­обходимыми войсками, снаряжением и судами, не сможет высадить полк на побережье Соединенных Штатов. Все ее суда будут либо потоплены, либо вынуждены вернуться назад. Но даже при условии, когда признается, что суда Кубы будут определенно потоплены, разведчик безапел­ляционно заявляет: «В случае войны Куба располагает таможностью высадить в США один пехотный полк».

Почему в информационном документе говорится, что противник имеет возможность высадить на побережье не-


 

ГЛАВА 3

приятельской страны один полк, тогда как фактически он этого сделать не может? Составитель документа знает, что противник не может провести такую операцию и не хочет никого вводить в заблуждение. В действительности, одна­ко, он введет в заблуждение всякого, кому не известны оговорки, связанные с употреблением термина «возмож­ности».

Когда говорят «возможности»,, имея при этом в. виду (.(возможности при отсутствии противодействия», не заяв­ляя, однако, прямо о последнем, преследуют цель избежать две трудности.

Во-первых, понимая под возможностями только то, чем располагает противник, и совершенно не учитывая при этом противодействия со стороны Соединенных Штатов, офицер информации может ограничиться выполнением своих непосредственных обязанностей, а именно изучением противника. Ему нет нужды в этом случае вдаваться в де­тали, совершенно не относящиеся, строго говоря, к кругу его обязанностей: он не должен знать всей системы оборо­нительных мероприятий США— на суше, на море и в воз­духе. Если бы офицер информации учитывал не только возможности противника, но также Соединенных Штатов, ему пришлось бы удвоить объем представляемой информации. Кроме того, по соображениям безопасности не следует, чтобы секреты, связанные с обороной США, знал слишком широкий круг лиц.

Во-вторых, при одностороннем подходе к понятию «воз­можности» разведчик может не обладать знаниями в об­ласти военного искусства. Предположим, флот с десантом в составе таких-то судов при поддержке известного коли­чества самолетов встретил противодействие со стороны определенного количества кораблей, береговых батарей и бомбардировщиков. Сколько войск удастся высадить при таких условиях? Чтобы решить такую задачу, необходимы обширные специальные Еоенные знания, которыми обладают лишь немногие сотрудники информации. Им обычно и не требуется иметь таких знаний. Однако, только хорошо разбираясь в подобных вопросах, можно заявить, употребляя слова в их общепринятом обыденном значении: «Во время войны Куба располагает возможностью высадить в США десант в составе одного пехотного полка».


ОТ ФАКТОВ К РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ 97

Путаница усиливается, поскольку, применительно к условиям мирного времени, отмеченные трудности пони­мания термина «возможности» не возникают. Когда мы упо­требляем этот термин, имея в виду мирное время, мы мы­слим, говорим и пишем правильно. Это создает у нас оши­бочное представление, будто дело всегда обстоит таким об­разом. Когда же мы пользуемся понятием «возможности» в условиях военного времени, неожиданно возникают не­доразумения.

Иногда для обозначения «возможностей при отсутствии противодействия» используется термин «общие возможно­сти», а для обозначения возможностей с учетом противо­действия — «чистые возможности». Однако эти термины не применяются достаточно последовательно, чтобы можно было избежать бесконечной путаницы.

Если мы доведем до логического конца рассуждения о применении понятия «возможности» в том смысле, как его понимают разведчики, мы можем прийти к самым аб­сурдным выводам. Подумайте над следующими примерами.

Имея в виду некоторые сильнодействующие боевые отравляющие вещества, иногда публично говорят, что один самолет может доставить их в достаточном количестве для того, чтобы «уничтожить» столько-то миллионов человек. Подобные заявления обычно основаны на том, что если не­сколько миллиграммов этого отравляющего вещества под­нести к носу человека и дать ему полностью его вдохнуть, то такой человек погибнет. Один самолет может взять на борт такое количество отравляющего вещества, с помощью которого имеется возможность истребить миллион человек только при указанных условиях. В этой связи можно со­слаться на опубликованную 19 сентября 1946 года в газете «Нью-Йорк тайме» статью под следующим заголовком (я привожу здесь заголовок дословно. Статья не снабжена уточняющим подзаголовком): «Одна унция нового сверхот­равляющего вещества может уничтожить население США м Канады». Обратите внимание, автору показалось недо­статочным уничтожить все население США и он добавил еще канадцев. Таковы абсурдные выводы, к которым нас может привести употребление понятия «возможности» и рассуждения о том, что «можно» сделать с помощью данного вида оружия при отсутствии противодействия.

4 Эшаэ .V» 1972


ГЛАВЛ 3

В качестве крайнего (на этот раз вымышленного) при­мера можно предположить следующее: американская армия насчитывает два миллиона человек. Куртэния имеет два миллиона патронов. С помощью одного патрона можно меньше чем за полминуты убить одного человека. Поэтому Куртэния имеет возможность уничтожить оборонительные силы США меньше чем за одну минуту!

Некоторые практические соображения

Как лицо, пользующееся разведывательной информацией, всегда относитесь с подозрением к термину «возможности». Будьте настроены критически, спрашивайте себя, что имеет в виду составитель информации, когда говорит о возмож­ностях, при каких условиях его утверждения о возмож­ностях окажутся правильными, при каких сомнительными или неправильными?

Как составитель информации всегда четко определяйте условия, при каких ваше утверждение будет правильным. Если вы говорите о возможностях применительно к воен­ному времени или имеете в виду только возможность при отсутствии противодействия, обязательно оговорите эти обстоятельства. Никогда не допускайте, чтобы человек, пользующийся информацией, неправильно истолковывал ваши данные о возможностях. Старайтесь вовсе не поль­зоваться этим термином и применяйте, где это допустимо, какой-либо другой.

Если же вы лицо, редактирующее или проверяющее ин­формационные документы после их составления, то крити­чески изучайте все те места, где идет речь о «возможностях». В случае необходимости требуйте соответствующих разъяс­нений *.

1 Отмеченные выше трудности, возникающие в связи с употребле­нием термина «возможности», не являются надуманными и имеют место в настоящее время. С ними сталкиваются в самых высоких кругах, о чем свидетельствует серьезное недоразумение, возникшее в связи с высказываниями адмирала Кэрни в то время, когда он занимал пост главнокомандующего военно-морскими силами. В опубликованной 13 апреля 1955 года в газете «Нью-Йорк тайме» заметке говорилось: «Впо­следствии адмирал Кэрни заявил в конгрессе, что он не предсказы­вал, как это ему приписывают, что коммунисты нападут на острова Мацзу в середине апреля. Адмирал сказал, что он говорил о воз­можностях, а не намерениях противника».


 

ОТ ФАКТОВ К РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Намерения и вероятный курс действий противника

Сделав еще один шаг и вместо вопроса «Что может сде­лать противник?» поставив перед собой вопросы «Что на­меревается сделать противник в будущем?», «Каково веро­ятное направление действий противника?», мы вступим в совершенно новую область.

Информация о «существующем положении» и «возмож­ностях» основана на объективных фактах. Их можно, по крайней мере теоретически, измерить и сосчитать. Пы­таясь же определить намерения или «вероятное направление действий» противника, мы поступаем, как гадалка, вперив­шаясвой взор в хрустальный шар •.

По мере того как мы оставляем областьпоисковой раз­ведкии углубляемся в область стратегической разведки,такие понятия, как «намерения» и «вероятный курс дей­ствий», приобретают все больший вес. Кент [5], например, говорит: «Вероятный курс действий. Оценки. Я пытался доказать, что если вы представляете стратегическое поло­жение Великофрузинии, изучили ее специфическиеуязви­мые места и то, как она сама ИХ оценивает,а также поло­жение и уязвимые места других государств, с которыми необходимо считаться при оценке положения, то вы уже располагаете немалыми возможностями предсказать ве­роятный курс действий этой страны.

Для того чтобы ваше предсказание было более надежным, вы должны дополнительно располагать сведениями по сле­дующим двум вопросам. Во-первых, вы должны знать, ка­кого курса Великофрузиния придерживалась в прошлом. Не говорит ли история внешней политики этого государства о наличии какого-либо курса, которому оно будет следо­вать и в дальнейшем? Не проводило ли это государство в

1 Наиболее ясно и критически по вопросу об определении намере-■ий противника писал Швам [7J. Его прекрасная книга, посвященная ••-ликом войсковой разведке, весьма полезна тем, что в ней подчеркивает­ся опасность, связанная с распространенными поверхностными рас-еужденнями о намерениях противника (см. гл. 2 его книги «Возможности •J* вероятные намерения»), В боевом наставлении американской ар-«ша FM 30-5, Войсковая разведка, введенном в действие в феврале IH6I года, в статье 47 говорится: «Командиры должны быть уверены, *то они оснопывают свои действия, боевые порядки и планы на оценках шьяпжностей противника, а не его намерений».



ГЛАВА 3


ОТ ФАКТОВ К РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ



 


вой дух. Уязвимыми могут быть также области, имеющие лишь косвенное отношение к военному потенциалу, например промышленность, наука и политика.

Когда речь идет об уязвимости, имеется в виду, что какая-либо страна может с успехом предпринять враждеб­ные действия против страны, уязвимой для подобных действий.

Применительно к разобранному выше примеру можно сказать, что Куба уязвима для военного вторжения со стороны США, а США неуязвимы для военного вторжения со стороны Кубы.

Оценка

Информационная оценка —• это документ, в котором либо анализируется существующее в данный момент поло­жение, либо делается прогноз о развитии событий в будущем. Любое предсказание, содержащееся в информационном документе, является оценкой. В оценках часто, но не всегда речь идет о будущих событиях. Работа по изучению армии Аркадии за последние пять лет, в ходе которой об­наружатся успехи в одной области строительства воору­женных сил и неудачи в другой, может завершиться оцен­кой, изложенной в виде следующего вывода: «Судя по всему, армия Аркадии в настоящее время гораздо боеспо­собнее, чем пять лет назад». В этом случае понятие «оценка» использовано правильно, хотя мы имеем дело с событиями, относящимися только к прошлому и настоящему.

Информация о существующем положении, основанная на непосредственных подсчетах, измерениях и простых вычислениях, не считается оценкой. Например, таблицы промеров глубин, биографические сведения, данные об урожае, экспорте, местах оценками не являются. Однако если мы изучаем какой-либо вопрос, по которому трудно добыть факты (к вопросам такого рода относится многое из того, что связано с положением за железным занавесом), и если для соответствующих выводов по такому вопросу большое значение имеет понимание многих связанных с ним обстоятельств и представление о ситуации в целом, то в таком случае наша информация будет представлять собой оценку, хотя она и будет основываться только на фактах, -касающихся существующего в настоящее время положения.


Предложенное определение информационной оценки отличается по смыслу от термина «оценка», употребляемого вне сферы разведывательной деятельности. Когда приводят цифровые материалы (например, о расстоянии или весе), обычно указывают, что некоторые цифры получены непо­средственно с помощью измерения или взвешивания, а другие представляют собой «оценочные данные», то есть примерные данные, определяемые косвенным путем на осно­ве имеющегося опыта. Важным элементом обучения в армии является «глазомерная оценка расстояния», когда выска­зываются предположения о расстоянии до различных предметов на местности. Затем эти догадки проверяются путем измерения, с тем чтобы по мере накопления опыта предположения или оценки становились более точными.

Потенциальные возможности

В данном случае речь идет о возможностях, которых нет в настоящее время, но которые, однако, могут появиться в пределах обозримого будущего. Когда мы говорим о по­тенциальных возможностях, нас не интересует, насколько вероятна их реализация. Например, страна с богатыми, пене разрабатываемыми запасами медной руды имеет по­тенциальные возможности организовать добычу руды для выплавки меди.

ЗРЕЛЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЕ ЖЕ НЕОБХОДИМЫ

Для того чтобы составляемая информация в целом имела осмысленный характер, разведчик должен уметь зрело мыслить в самом широком смысле этого понятия.

Многие всю жизнь работают в какой-либо области, не пытаясь уяснить основ своего дела, познакомиться со смеж­ными вопросами, продумать для уточнения своих взглядов мжнейшие проблемы. Люди, не думающие о том деле, ко­торым они непосредственно занимаются, а также о смежных «опросах, лишают себя в значительной мере удовлетворения от работы и, вероятно, не добиваются всего, чего они могли вы Достичь. Тревельян в своей книге [4] особо подчеркивает try же мысль.

Выдвинутое положение, конечно, применимо и к ин­формационной службе, изучающей положение в иностран-



ГЛАВА 3


 


ных государствах. Задача, стоящая в этой области, а именно изучать положение в странах, с которыми мы не можем на­ладить тесных непосредственных связей, отражена в назва­нии книги Мида «Изучение культуры на расстоянии» [19]. Возьмите в качестве примера историка, стремящегося понять и описать жизнь общества в период средних веков. За четверть часа перед завтраком такую задачу решить нельзя. Подобная поспешность губительно сказывается и на информационной работе разведки. Будь то историк или разведчик, он должен полностью проникнуться духом изу­чаемой им эпохи и страны. Более того, он должен постоянно думать о том, над чем работает. Во время таких раздумий явления приобретают определенные формы и проясняются тенденции развития событий (см. гл. 4). Зрелые размышле­ния ничем заменить нельзя. За размышлениями должна следовать оценка рассматриваемых явлений.

Шерлок Холмс и произвольные выводы

Изучая то, что следует делать в ходе выполнения какого-то задания, всегда полезно подумать о скрытых опасностях, то есть о том, чего не следует делать. Имеют место самые ужасные случаи. Выше был охарактеризован процесс со­бирания воедино, обобщения разрозненных данных с тем, чтобы выяснить смысл изучаемого явления и получить возможность прийти к правильным выводам. О том, что может получиться, если мы будет впадать в крайность, при­меняя рассмотренные нами методы работы, свидетельствуют публикации лондонского общества Шерлока Холмса и ана­логичного американского общества «Бейкер стрит ирре-гюларс».

Члены этих двух тесно связанных обществ посвятили себя изучению рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. Оба общества издактт «ученые записки», в которых осве­щаются различные стороны жизни Холмса, доктора Уотсона и других персонажей рассказов о Шерлоке Холмсе.

Публикуемые в ученых записках материалы пишутся на основе чрезвычайно тщательного изучения рассказов и исследования культурных, географических, метеорологи­ческих и политических условий, на фоне которых разви­вается действие рассказов. Эти работы по количеству


 

ОТ ФАКТОВ К РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

используемых источников, вероятно, являются самыми пол­ными из когда-либо написанных. Метод, с помощью которого они составляются, иллюстрирует обычный метод работы информационной службы. Труды о Шерлоке Холмсе — это по сути дела пародия на научную работу, и хотя лю­ди занимаются ими исключительно в целях развлечения, они проявляют при этом большое остроумие и оригиналь­ность.

Сотрудников информационной службы должна насто­рожить одна из работ такого рода, посвященная исследо­ванию вопроса о том, какой университет окончил доктор Уотсон. Этот вопрос никогда не приходил в голову Конан Дойлю — автору рассказов о Шерлоке Холмсе. Автор ука­занной работы занялся изучением явленияг которое не имело места в действительности, даже в воображении Ко­нан Дойля. Следовательно, его выводы не могут иметь под собой разумной основы. Тем не менее он пишет внешне убедительную работу, снабженную массой ссылок на ис­точники, в которой утверждает, что доктор Уотсон окончил Иельский университет! (О том, как автор аргументирует свой вывод, говорит такой пример. Он приводит несколько высказываний доктора Уотсона с соответствующими ссыл­ками на текст рассказов, в которых допущены граммати­ческие ошибки. Это, по его мнению, говорит о том, что Уотсон не мог окончить Гарвардский университет. Далее следуют аналогичные умозаключения '.)

Говоря серьезно, разведчикам стоит изучить эту статью, ■гтобы она послужила для них предупреждением о том, как легко, не имея почти никаких оснований, создать по­верхностное, но внешне убедительное представление о ка­ком-либо явлении и прийти к совершенно неправильным выводам.

Те, кто хочет познакомиться с «логикой Шерлока Холм­са», могут обратиться к книге Раби [22 ]. Мы же на этом Шер­лока Холмса оставляем в покое.

Возвращаясь к работе разведчиков, следует отметить, что задача сделать вывод осложняется, как это ни парадок­сально, тем, что большинство авторов испытывают гораздо

1 Wlnthrop Wetherbee, The Third Continent: Futher Light on Dr. Wilson, Baker Street Journal (New Series), 2, 1955, 129.



ГЛАВА 3


ОТ ФАКТОВ К РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ



 


большее удовлетворение от работы, если они могут завер­шить свое исследование определенными выводами. Боль­шинство начальников, стоящих над разведчиками, занимаю­щимися информационной работой, также предпочитают, чтобы их подчиненные делали выводы. Почти все лица, пользующиеся материалами разведки, испытывают чувство удовлетворения, если составитель информации предлагает их вниманию такой вывод, за который можно ухватиться и решить, что с проблемой покончено. Они бывают несколько разочарованы, если составитель информации не предлагает им никаких выводов.

Таким образом, существует определенное давление пси­хологического характера в пользу представления выводов, но стремление обязательно представить выводы в некоторых случаях чревато опасными последствиями.

ПРИМЕНЕНИЕ НАУЧНОГО МЕТОДА В ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Научный метод.

Прямая или обратная последовательность этапов информационной работы?

Так называемый «научный метод» понимается разными людьми по-разному. Однако все при этом имеют в виду одни и те же главные элементы этого метода: сбор фактов, по­строение гипотезы, проверку гипотезы и на основе всего этого составление выводов, которые могут быть использо­ваны в качестве надежного отправного пункта для предви­дения хода событий в будущем.

В процессе сбора фактов и проверки гипотезы важную роль играет наблюдение или, что еще лучше, эксперимен­тирование. В нашей библиографии в конце книги указаны источники, в которых рассматривается суть научного ме­тода. В этих работах отражены две крайние точки зрения, существующие по данному вопросу.

Применение метода научного исследования во многом способствовало прогрессу естественных наук. Он в значи­тельной мере применим и в области общественных наук и, следовательно, в информационной работе разведки.

Изучение научного метода (точнее, методов) поможет раз-


ведчику в его деятельности — он лучше поймет, что пред­ставляет собой процесс исследовательской работы, а не­которые из изученных приемов сможет использовать на практике. Кроме того, применение научного метода для решения некоторых специфических информационных за­дач привлечет внимание к двум моментам, которые до сих пор оставались незамеченными в информации, и покажет, что они имеют большое значение.

Дальнейшее изложение мы будем строить, исходя из предположения, что вы, как разведчик, получили задание составить доклад по вопросу «Зависимость возможностей Куртэнии в развитии научной работы в настоящее время и в ближайшем будущем от подготовки научных кадров». Применяемый метод исследования будет описан в упро­щенной форме, с тем чтобы устранить все детали, не имею­щие отношения к обсуждаемым вопросам.

Дж. Томсон [20] рассматривает следующие этапы научного метода исследования (излагаются по книге Джи

[21]):

сбор фактов;

их оценка;

группировка фактов в порядке, удобном для их обра­ботки;

анализ и классификация фактов;

построение гипотезы;

изложение.

Этот перечень этапов исследовательской работы может быть подвергнут критике по двум соображениям, имеющим практическое значение для сотрудников информации.

Во-первых, вначале не предусмотрен такой этап, как «об­щее знакомство с проблемой» и «разработка общего плана решения проблемы». Без этого сбор фактов и остальная исследовательская работа не получат сколько-нибудь чет­кой направленнрети.

Во-вторых, и это имеет для нас решающее значение, почти все перечни этапов исследовательской работы, со­ставленные авторами, занимавшимися научной работой, исходят из того, что научное исследование вплоть до его мпершения, как правило, складывается из последователь­ной смены взаимно обусловленных этапов. Создается впечат­ление, что отступление или возвращение в процессе иссле-


10.


ГЛАВА 3


 
 


довательской работы к начальным этапам, что мы в даль­нейшем будем называть обратной последовательностью этапов, является исключением из общего правила и его следует по возможности избегать.

Конант [22] инекоторые другие авторы отмечают, что научное исследование так же, как настоящая любовь, ни­когда не развивается гладко. Однако большие преимуще­ства возвратного движения в ходе исследования, к сожа­лению, еще не были показаны достаточно наглядно, чтобы разведчики могли повседневно прибегать к этому приему.

Автор настоящей книги утверждает, что, строя ин­формационную работу разведки на основе прямой последо­вательности этапов исследования, мы лишаем себя воз­можности воспользоваться весьма ценным для правильного направления работы методом обратной последовательности, применимым почти на всех этапах.

Вопрос о применении в научных исследованиях метода обратной последовательности этапов был поставлен в статье Гибсона [10J, положения которой во многих отношениях применимы к информационной работе разведки. Мы счи­таем целесообразным дать полное описание этого метода, поскольку каждый его этап может быть с пользой применен в информационной работе.

Ниже рассматривается перечень этапов исследователь­ской работы, который представляет наибольшую пользу для информационной деятельности разведки. Названия этапов (в соответствии со схемой, изображенной на рис. 3) выделены курсивом. Детали касаются сформулированной выше задачи по изучению научных кадров Куртэнии.