ВВЕДЕНИЕ



 


       
   
 
 

рительнын текст доклада по этой части и далее переходить К сбору данных ДЛЯ следующейчасти. Но вы можете сплани­ровать свою работу и иначе — собратьвсе необходимые материалы, затем систематизировать их и сразу написать весь доклад. Вы предварительно определяете, сколько вре­мени потребуется на подготовку каждойчасти доклада, ос­тавляя значительный резерв на случай непредвиденных об­стоятельств. На этой стадии работы все оценки имеющихся сведений, фактора времени и т. д. носят предварительный характер. По мере работы над докладом в эти оценки будут вноситься исправления.

Хорошо продуманный план, составленный вами в са­мом началеработы над решением поставленной задачи с целью не упустить ни одного из узловых моментов, в даль­нейшем будет иметь огромное практическое значение.

Вас занимает вопрос: сколько времени потребуется для составления отдельных частей доклада. Вы должны все время иметь в виду тот объем, в рамках которого вы наме­рены проводить исследование, работая над докладом.

Теоретически работа почти над любой проблемой мо­жет потребовать всей жизни разведчика, если он будет за­ниматься всеми вопросами, прямо или косвенно связанными с нею. Сотруднику информационной службы свойствен соблазн слишком далеко уходить в сторону от основной те­мы. Этому соблазну наиболее подвержены те, кого особен­но интересует изучаемая проблема и кто обладает наиболее широкими познаниями в данной области. Для того чтобы обеспечить необходимое время для разработки ключевых вопросов, ссамого начала следует отказаться от рассмо­трения многих интересных, но не имеющих существенного значения побочных вопросов. Многие работники информа­ции никак не могут усвоить это важное правило.

Автор просит обратить внимание на то, что широкие познания разведчика в изучаемой области создают весьма благоприятные условия для его работы над заданием. В дан­ном случае вы, как специалист-метеоролог, должны были на протяжении ряда предыдущих лет приобрести, в основ­ном путем чтения специальной литературы в свободное от работы время, широкие познания в области метеороло­гии и смежных с нею наук. Как разведчик,вы, возможно, занимались сбором самых различных сведении по Китаю.


Однако при выполнении данного специального задания все внимание вы должны сосредоточить на изучении только са­мых важных вопросов.

Далее, в поисках материала вы, как обычно, используете досье, библиотеки и другие источники информации, делае­те заметки, производите оценку и предметную классифи­кацию полученных сведений. В результате, естественно, выясняется необходимость провести дополнительные изы­скания в большем или меньшем масштабе в той или иной области.

После этого вы пытаетесь оценить и истолковать имею­щиеся данные и установить, в какой степени они дают ответ на вопрос о состоянии метеорологической службы в Китае. Пели китайцам,например, известны последние достижения в области составления прогнозов погоды, то чем это под­тверждается на практике? Имеются ли вообще такие под­тверждения? Можно ли их добыть?

Именно здесь проявляются подлинные способности метеоролога-разведчика, отличающие его от специалиста-метеоролога, не имеющего опыта информационной работы в разведке. Именно здесь приносит свои плоды высокое про­фессиональное мастерство и непрерывная работа в данной области разведки. Именно здесь сотрудник информации мо­жет испытать волнующее чувство удовлетворения плодами своего труда, свидетельствующими о его высоком профес­сиональном мастерстве.

Наконец вы пишете доклад, постоянно помня при этом о том, кто будет его читать, и стараясь дать будущему чи­тателю то, что ему нужно, в понятной для него форме, под­черкнув особо важные моменты и соответствующим образом оговорив утверждения, вызывающие сомнения. Таковы и общих чертах задачи и формы информационной работы разведки, которые далее будут рассмотрены более обстоя­тельно.

Задача разведкипоставлять информацию

15Соединенных Штатах деятельность разведки подчи­нена интересам тех органов федерального правительства, которыепроводят или вырабатывают политику страны. М качествепотребителей разведывательной информации мож­но указать,например, вооруженные силы, Государственный



ГЛЛВЛ I


ВВЕДЕНИЕ



 


департамент, вырабатывающий внешнеполитический курс, и стоящий над всеми ними Национальный совет безопас­ности.

Тем средством, с помощью которого разведка оказывает влияние на проведение и разработку политики, является информация, представляемая в устной или письменной фор­ме. Следовательно, разведка оправдывает свое существова­ние, поставляя информацию. Информация есть «чистый до­ход» разведки, передаваемый для использования в другие государственные органы и оправдывающий усилия разведы­вательных органов. Любое количество фактов, обрабо­танных наилучшим образом —• снабженных индексами, за­несенных в досье,— не имеет какой-либо ценности до тех пор, пока сотрудник информации не раскроет смысла этих многочисленных фактов, не сопоставит их и не передаст в другие ведомства в такой форме, в которой их значение будет совершенно ясным.

Некоторые работники информационной службы явля­ются по складу характера собирателями фактов. Они очень гордятся собираемой массой фактов, касающихся изучаемого вопроса. Это хорошо. Но они не склонны к аналитической работе, к обобщению этих фактов, а это очень плохо.

Сотрудник разведки, готовящий информационные доку­менты, занимает в ней центральное положение, требующее от него значительного опыта и глубокого понимания роли многих факторов. Если он не выполняет своих важных функций инициативно, со знанием дела и с максимумом здравого смысла, работа, проведенная по добыванию фак­тов на месте, и другие усилия разведки могут оказаться на­прасными.

Постоянное преодоление трудностей

В ходе своей работы разведчик-исследователь постоянно сталкивается с многочисленными трудностями. Перед ним все время встают вопросы: Какие сведения он может найти? Какова их достоверность? Какие выводы извлечь из массы фактов? Как сделать свою информацию ясной и интересной, доходчивой и максимально полезной? Как не ввести своего читателя в заблуждение?


Сотрудник информационной службы, преодолевая воз­никающие трудности, испытывает такие же радостные чув­ства, как историк, исследователь неизвестных стран или научный работник. Часто стимулом для разведчика являет­ся сознание того факта, что он ведет умственный поединок с контрразведкой другого государства, стремящейся поме' шать разведчику выяснить интересующий его вопрос. Наконец, побудительным мотивом в деятельности развед­чика является необходимость привлечь внимание того, кому адресована разведывательная информация, и довести до него свои мысли, точно указав степень достоверности ин­формации и правильно подчеркнув главное.