ВВЕДЕНИЕ
рительнын текст доклада по этой части и далее переходить К сбору данных ДЛЯ следующейчасти. Но вы можете спланировать свою работу и иначе — собратьвсе необходимые материалы, затем систематизировать их и сразу написать весь доклад. Вы предварительно определяете, сколько времени потребуется на подготовку каждойчасти доклада, оставляя значительный резерв на случай непредвиденных обстоятельств. На этой стадии работы все оценки имеющихся сведений, фактора времени и т. д. носят предварительный характер. По мере работы над докладом в эти оценки будут вноситься исправления.
Хорошо продуманный план, составленный вами в самом началеработы над решением поставленной задачи с целью не упустить ни одного из узловых моментов, в дальнейшем будет иметь огромное практическое значение.
Вас занимает вопрос: сколько времени потребуется для составления отдельных частей доклада. Вы должны все время иметь в виду тот объем, в рамках которого вы намерены проводить исследование, работая над докладом.
Теоретически работа почти над любой проблемой может потребовать всей жизни разведчика, если он будет заниматься всеми вопросами, прямо или косвенно связанными с нею. Сотруднику информационной службы свойствен соблазн слишком далеко уходить в сторону от основной темы. Этому соблазну наиболее подвержены те, кого особенно интересует изучаемая проблема и кто обладает наиболее широкими познаниями в данной области. Для того чтобы обеспечить необходимое время для разработки ключевых вопросов, ссамого начала следует отказаться от рассмотрения многих интересных, но не имеющих существенного значения побочных вопросов. Многие работники информации никак не могут усвоить это важное правило.
Автор просит обратить внимание на то, что широкие познания разведчика в изучаемой области создают весьма благоприятные условия для его работы над заданием. В данном случае вы, как специалист-метеоролог, должны были на протяжении ряда предыдущих лет приобрести, в основном путем чтения специальной литературы в свободное от работы время, широкие познания в области метеорологии и смежных с нею наук. Как разведчик,вы, возможно, занимались сбором самых различных сведении по Китаю.
Однако при выполнении данного специального задания все внимание вы должны сосредоточить на изучении только самых важных вопросов.
Далее, в поисках материала вы, как обычно, используете досье, библиотеки и другие источники информации, делаете заметки, производите оценку и предметную классификацию полученных сведений. В результате, естественно, выясняется необходимость провести дополнительные изыскания в большем или меньшем масштабе в той или иной области.
После этого вы пытаетесь оценить и истолковать имеющиеся данные и установить, в какой степени они дают ответ на вопрос о состоянии метеорологической службы в Китае. Пели китайцам,например, известны последние достижения в области составления прогнозов погоды, то чем это подтверждается на практике? Имеются ли вообще такие подтверждения? Можно ли их добыть?
Именно здесь проявляются подлинные способности метеоролога-разведчика, отличающие его от специалиста-метеоролога, не имеющего опыта информационной работы в разведке. Именно здесь приносит свои плоды высокое профессиональное мастерство и непрерывная работа в данной области разведки. Именно здесь сотрудник информации может испытать волнующее чувство удовлетворения плодами своего труда, свидетельствующими о его высоком профессиональном мастерстве.
Наконец вы пишете доклад, постоянно помня при этом о том, кто будет его читать, и стараясь дать будущему читателю то, что ему нужно, в понятной для него форме, подчеркнув особо важные моменты и соответствующим образом оговорив утверждения, вызывающие сомнения. Таковы и общих чертах задачи и формы информационной работы разведки, которые далее будут рассмотрены более обстоятельно.
Задача разведки— поставлять информацию
15Соединенных Штатах деятельность разведки подчинена интересам тех органов федерального правительства, которыепроводят или вырабатывают политику страны. М качествепотребителей разведывательной информации можно указать,например, вооруженные силы, Государственный
ГЛЛВЛ I
ВВЕДЕНИЕ
департамент, вырабатывающий внешнеполитический курс, и стоящий над всеми ними Национальный совет безопасности.
Тем средством, с помощью которого разведка оказывает влияние на проведение и разработку политики, является информация, представляемая в устной или письменной форме. Следовательно, разведка оправдывает свое существование, поставляя информацию. Информация есть «чистый доход» разведки, передаваемый для использования в другие государственные органы и оправдывающий усилия разведывательных органов. Любое количество фактов, обработанных наилучшим образом —• снабженных индексами, занесенных в досье,— не имеет какой-либо ценности до тех пор, пока сотрудник информации не раскроет смысла этих многочисленных фактов, не сопоставит их и не передаст в другие ведомства в такой форме, в которой их значение будет совершенно ясным.
Некоторые работники информационной службы являются по складу характера собирателями фактов. Они очень гордятся собираемой массой фактов, касающихся изучаемого вопроса. Это хорошо. Но они не склонны к аналитической работе, к обобщению этих фактов, а это очень плохо.
Сотрудник разведки, готовящий информационные документы, занимает в ней центральное положение, требующее от него значительного опыта и глубокого понимания роли многих факторов. Если он не выполняет своих важных функций инициативно, со знанием дела и с максимумом здравого смысла, работа, проведенная по добыванию фактов на месте, и другие усилия разведки могут оказаться напрасными.
Постоянное преодоление трудностей
В ходе своей работы разведчик-исследователь постоянно сталкивается с многочисленными трудностями. Перед ним все время встают вопросы: Какие сведения он может найти? Какова их достоверность? Какие выводы извлечь из массы фактов? Как сделать свою информацию ясной и интересной, доходчивой и максимально полезной? Как не ввести своего читателя в заблуждение?
Сотрудник информационной службы, преодолевая возникающие трудности, испытывает такие же радостные чувства, как историк, исследователь неизвестных стран или научный работник. Часто стимулом для разведчика является сознание того факта, что он ведет умственный поединок с контрразведкой другого государства, стремящейся поме' шать разведчику выяснить интересующий его вопрос. Наконец, побудительным мотивом в деятельности разведчика является необходимость привлечь внимание того, кому адресована разведывательная информация, и довести до него свои мысли, точно указав степень достоверности информации и правильно подчеркнув главное.