Денежные или натуральные выплаты (бесплатные обеды, одежда) для безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Услуги, оказываемые социальными службами (социальная работа).

Бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, лагеря отдыха и пр.,

Содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях ( домах престарелых и пр.)

Бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения.

Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает в учебе». Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?

При ответе на этот вопрос следует учитывать два момента:

1. Группа для выступления должна включать людей, способных подготовить и провести выступление. Роли можно распределить следующим образом:

· кто интересуется компьютером и умеет на нем работать, — техническая часть;

· кто интересуется поэзией, литературой — тексты для выступления;

· творческие, креативные личности — «генераторы идей»;

· интересующиеся педагогикой (собираются стать учителем) — учебные программы для компьютера;

· (если Вы не собираетесь сами руководить) организаторы — общее руководство.

2. На практике приходится брать во внимание и заинтересованность товарищей в данном выступлении. Тут могут пригодиться:

· Ваши друзья, которые всегда готовы помогать Вам; или все, кто просто любит общаться;

· лидеры и другие члены коллектива, заинтересованные в приумножении своего авторитета;

· одноклассники, у которых в пятом классе учатся младшие братья или сестры (или мама ведет классное руководство в том классе);

· одноклассники, которым участие в мероприятиях нужно для портфолио (или характеристики).

Также обращаем внимание на ответственность, дисциплинированность — чтобы не подвели в последний момент.

Билет № 2

Власть. Роль политики в жизни общества.

Власть — право и возможность воздействовать на других людей, подчинять их своей воле. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

Источники власти:

· Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, угроза применения силы)

· Авторитет (семейные и социальные связи, глубокие познания в какой-то области и т.п.)

· Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства).

К методам прямого насилия нередко прибегает и государство. Но гораздо чаще власть в государстве базируется на институтах юридического права. Право является социальным источником власти, прежде всего право собственности.

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов.

Слово «политика» греческого происхождения, переводится как искусство управления государством.
Политика — деятельность общественных классов, партий, групп, определяемая их интересами и целями, а также деятельность органов государственной власти. Часто под политической борьбой подразумевают борьбу за власть.

Выделяют следующие виды власти:

· Законодательная (парламент)

· Исполнительная (правительство)

· Судебная (суды)

· В последнее время средства массовой информации характеризуются как «четвёртая власть» (владение информацией)