СЛАЙД 14

В середине II тысячелетия до н.э. в древней Месопотамии сформировались 2 основных направления врачевания: асуту и ашипуту

1. Асуту (в переводе с аккадского - “искусство врачевать”), которым занимались асу - (в переводе с аккадского - “знающий воду”). Асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Прогнозы асу чаще всего были благоприятными. Например: “он выздоровеет”, “его нужно лечить”. Прогноз “он умрет” встречается редко.

Вот пример такого неблагоприятного прогноза: “Если человек так страдает от желтухи, что его болезнь дошла до центра глаз ... этот человек болен, весь болен, он протянет недолго и умрет”.

Если болезнь была за пределами компетенции асу, то он не брался за нее.

Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни: “остановить лихорадку”, “отвести отеки” и т.д.

Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы (горчица, тмин), коренья, семена, овощи (лук, чеснок, горох, огурцы), плоды деревьев (финики), кедровый бальзам, минеральные средства (сера, соли, квасцы), продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, рыбий жир, скорлупа мидий и т.д.). В состав каждого лекарства входило до 20 и более компонентов.

2. Ашипуту(в переводе с аккадского - “искусство заклинательства”), им занимались ашипу (в переводе с акадского - “заклинающий”). Они связывали болезни со сверхъестественными силами, рукой конкретного бога, демона или злыми чарами, но допускали, что болезни могут возникать и без их участия. Например, в результате лихорадки или “удара” в голову (так они описывали инсульт).

Прогнозы ашипу чаще всего были неблагоприятны: “он умрет”, “ он не выздоровеет” и т.д. Если прогноз был безнадежен, ашипу (в отличие от асу) удалялся, не начиная врачевания. У ашипу даже были предостережения от лечения: “Этот человек под опасным влиянием, не приближайся к нему”. Возможно, это связано с зачатками представлений о заразных болезнях.

Главным в ритуале врачевания ашипу, в отличие от асу, было чтение заклинаний, которое сочеталось и с лекарственным лечением. Но набор лекарственных средств ашипу был значительно уже, чем у асу. В хранилище рукописей Ашшурбанапала обнаружено собрание заклинаний из 40 табличек под общим названием “Когда в дом больного заклинатель идет”.

В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь о применении обезболивающих паст, содержащих белену, и лечебных мастик, которыми заполняли дупло больного зуба.

Важное место в обрядах ашипу занимали магические круги, которые он очерчивал вокруг больного, и магические числа (3, 7 - например, 3 капли, 7 раз и т.д.). Ашипу всегда сопровождал свои действия обращениями к богам и добрым духам. Главное искусство его врачевания лежало в сфере того, что сегодня называется “психотерапией”.

Неудачный исход врачевания ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: “такова воля богов”. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким, в отличие от асу, который не связывал свои неудачи с “волей богов”. В результате, асу постепенно утрачивали свои позиции, хотя в целом, лечение асу было более эффективным, чем лечение ашипу.

Между асу и ашипу существовала конкурентная борьба. Однако в ряде случаев они занимались лечением совместно. Так было, если один из врачевателей не достигал желаемого результата: “Дай ашипу выполнить все, что он знает, затем ты (асу) разотри его жиром ...”. Это свидетельствует о более действенном врачевании асу.

В середине I тысячелетия до н.э., в связи с укреплением религиозных верований, оба направления врачевания слились в одно, более близкое к ашипуту.

 

В древней Месопотамии уже в 14в. до н.э. существовали храмовые больницы, где лечили знатных особ, служителей храмов и даже рабов. Это подтверждают письма-таблички врачевателя Мукаллима, лечившего больных в храме близ г. Ниппура. Он успешно излечивал травмы, кожные заболевания, лихорадку и воспаление дыхательных органов. Из писем-табличек Мукаллима становится ясно, что больные находились под его присмотром в течение всей болезни, что подтврждает существование больниц.

Вместе с Мукаллимом работал его помощник - “аптекарь”.

Во всех письмах Мукаллима и его аптекаря нет ни слова о молитвах и заклинаниях, следовательно, врачевание Мукаллима носило эмпирический характер.

Родовспоможениемв древней Месопотамии занимались женщины. После смерти роженицы разрешалось путем кесарева сечения спасти живого младенца.

Ни в одном медицинском тексте древней Месопотамии нет упоминания об оперативном лечении, об удалении зубов, прижизненной операции кесарева сечения, трепанации черепа, столь распространенных в то время в других государствах.

 

СЛАЙД