Популярность и развитие

На западе индустриальный туризм приобрёл популярность после того, как на него обратили внимание массмедиа, а в начале 80-х годов набрал популярность музыкальный стиль «индастриал», к которому относят такие коллективы, как Throbbing Gristle, Current 93, Einstürzende Neubauten, Coil, Nurse With Wound и т. д.[источник не указан 897 дней] В СССР большой скачок интереса к эстетике заброшенных объектов и промзон произошел после появления фильма «Сталкер» Андрея Тарковского, и название «сталкер» стали применять по отношению к себе сами любители индустриального туризма, хотя по фильму Сталкер — это проводник по Зоне, а не ее исследователь, а в книге «Пикник на обочине» братьев Стругацких, по мотивам которой снят этот фильм, сталкеры нелегально проникают в Зону с целью поиска необычных артефактов, т. н. хабара, для последующей их продажи на черном рынке.

Но отсутствие в 80-х годах в СССР возможности получать и обмениваться информацией в привело к невозможности консолидировать участников движения в стране, делая его уделом одиночек. Все сильно изменилось с появлением Интернета, позволившего свободно обмениваться информацией, объединяться и организовывать совместные поездки на труднодоступные и далекие объекты. За пределами России издается множество журналов, книг, снимаются документальные фильмы и телевизионные передачи на тему городских и индустриальных исследований.

Существенно поднял популярность такого туризма выход долгожданной многими компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R. в 2007 году. Именно с её появлением слово «сталкер» становится более употребительным по отношению к человеку, увлекающемуся индустриальным туризмом. До сегодняшней волны Urban exploration такие люди чаще называли себя исследователями, индустриальщиками или диггерами. На западе, как можно прочитать на английской странице Википедии Urban exploration, новый взрыв интереса к этой субкультуре поколения нулевых произошел благодаря телевизионным шоу и периодическим изданиям.

Объекты индустриального туризма в искусстве

Атмосфера полуразрушенных и заброшенных зданий и построек часто рассматривается творческими людьми как «репетиция постапокалипсиса» и используется в фильмах, мультипликации, играх и книгах, в основном, фантастического и мистического содержания.

Фильмы

  • «Энтузиазм. Симфония Донбасса» Дзиги Вертова (1930) — фильм, прославляющий труд рабочего класса и мощь советской промышленности. Авангардное музыкальное сопровождение и по сей день вдохновляет музыкантов экспериментального направления, про приемы киносъемки Дзиги Вертова можно не говорить — в современном кино с тех пор появилось мало новых ракурсов.
  • «Крик» Микеланджело Антониони (1957) — фильм о человеческих взаимоотношениях на фоне индустриальных пейзажей.
  • «Красная пустыня» Микеланджело Антониони (1964) — фильм о женщине с психологической травмой, большое место в эстетике которого занимают индустриальные виды промзон Равенны. Один из самых впечатляющих моментов фильма — это эпизод с вырывающимися из трубы клубами пара, постепенно заполняющего пространство кадра. Музыкальное сопровождение, созданное Джованни Фуско, включает в себя звуки механизмов и различные шумы, что считается отличительной чертой таких направлений в музыке, как индастриал и нойз.
  • «Сталкер» Андрея Тарковского (1979) — фильм о проникновении на территорию закрытой охраняемой зоны вокруг места предполагаемого падения метеорита. Снят в промышленно-портовой зоне недалеко от Таллина. Пожалуй, самый влиятельный фильм по теме. Один из первых фильмов, где объект посещения играет не фоновую и не вторичную роль, а одну из главных и, наряду с героями проникающими на ее территорию — Сталкером, Профессором и Писателем, даже имеет свое имя — Зона. Несмотря на разное отношение к фильму — от неприязни (в основном ценители «Пикника на обочине» Стругацких и игр серии S.T.A.L.K.E.R.), до поклонения — эстетика фильма до сих пор имеет неоспоримое и сильнейшее влияние почти на все виды искусства.
  • «Письма мертвого человека» Константина Лопушанского (1986) — в этом фильме постапокалиптическая тема тесно связана с эстетикой индастриала. Практически все работы Константина Лопушанского можно отнести к эстетике предмета этой статьи.
  • «Последняя битва» Люка Бессона (1983) — мир после катастрофы. В руинах современных городов оставшиеся в живых люди ведут беспощадную борьбу за существование.
  • «Подземка» Люка Бессона (1985) — детективная драма, большая часть действия которой происходит в парижском метро.
  • «Кин-дза-дза!» Георгия Данелия (1986) — фильм стал культовым и оказал большое влияние на адептов индустриального туризма.
  • «Получеловек» Сого Ишии (1986) — музыкальный фильм с участием музыкального коллектива Einstürzende Neubauten снятый на заброшенном заводском складе в Японии.
  • «Небо над Берлином» Вима Вендерса — (1987) — фильм об ангеле полюбившем земную женщину и пожертвовавшем свободой и бессмертием ради своей любви. Режиссер уделил много внимания урбанистическим и архитектурным пейзажам Западного Берлина — особого политического образования, существовавшего с 1949 по 1990 год. Клаустрофобической атмосферой этой, контролируемой западом, части Берлина, окруженной подконтрольными СССР территориями ГДР, в свое время вдохновлялись многие творческие люди. Можно выделить Дэвида Боуи, записавшего там свою знаменитую берлинскую трилогию[7], Лу Рида с одним из лучших его альбомов «Berlin» (1973) и снявшегося в продолжении к «Небу…» Так далеко, так близко! (1993)[8], Ника Кейва, непосредственно снявшегося со своим коллективом в «Небе…»[9], U2, записавших свой знаменитый «Achtung Baby» (1991) в том числе под впечатлением от разделенного пополам города[10].
  • «Посредник» Владимира Потапова (1990) — действие этого фантастического фильма происходит на фоне депрессивных урбанистических пейзажей небольшого города.
  • «Город»

 

Александра Бурцева (1990) — советская социальная драма, в которой значительное место уделяется картинам непарадной стороны Ленинграда. (смотреть отрывок

 

)

  • «Железная пята олигархии» Александра Баширова (1997) — главный герой пытается поднять рабочих на борьбу с олигархией. Фильм снят с использованием эстетики революционного кино начала XX века в атмосфере промзон и заводских окраин.
  • «Девятая сессия» Брэда Андерсона (2001) — фильм ужасов, почти полностью снятый в заброшенной психиатрической больнице в Денверсе (штат Массачусетс, США) (смотреть клип

 

)