Теплопроводы в проходных каналах.
Основное преимущество проходных каналов — постоянный доступ к трубопроводам. Проходные каналы позволяют заменять и добавлять трубопроводы, проводить ревизию, ремонт и ликвидацию аварий на трубопроводах без разрушения дорожных покрытий и разрытия мостовых. Проходные каналы применяются обычно на выводах от теплоэлектроцентралей и на основных магистралях промплощадок крупных предприятий.
Требования к изоляционной конструкции теплопровода в проходных и полупроходных каналах выполняются сравнительно простыми средствами — посредством защиты с помощью покровного слоя из гидрофобного рулонного материала, например полиэтилена или бризола; теплоизоляционной оболочки на трубопроводе от капельной влаги, могущей образоваться на перекрытии и стенках канала и, кроме того, установкой на подвижных и неподвижных опорах прокладок из материалов, обладающих диэлектрическими свойствами, например паронита для электрической изоляции металлического трубопровода от несущей конструкции канала и окружающего грунта.
В тех случаях, когда количество параллельно прокладываемых трубопроводов невелико (два-четыре), но постоянный доступ к ним необходим, например при пересечении автомагистралей с усовершенствованными покрытиями, теплопроводы сооружаются в полупроходных каналах (рис. 2).
3.1.2. Теплопроводы в непроходных каналах.
Каналы собираются из унифицированных железобетонных элементов разных размеров (рис. 3). Для надежной и долговечной работы теплопровода необходима защита канала от поступления в него грунтовых или поверхностных вод. Как правило, нижнее основание канала должно быть выше максимального уровня грунтовых вод.
Для зашиты от поверхностных вод наружная поверхность канала (стены и перекрытия) покрывается оклеенной гидроизоляцией из битумных материалов.
Рис. 2. Сборный полупроходной канал из железобетонных блоков. 1 – ребристый блок перекрытия, 2 – стеновой блок, 3 – блок днища, 4 – бетонная подготовка, 5 – щебеичатая подготовка, 6 – опорные плиты. | При прокладке теплопроводов ниже максимального уровня грунтовых вод сооружаются попутные дренажи, снижа-ющие местный уровень грунтовых вод по трассе теплопровода ниже его основания. Основное преимущество теплопровода с воздушным зазором по сравнению с бесканальным заключается в создании благоприятных условий для высыхания тепловой изоляции, а сухая тепловая изоляция, как было сказано выше, уменьшает не только тепловые потери, но и опасность химической и электрохи-мической наружной коррозии подземного теплопровода. На рис. 4. показано изменение темпе-ратуры воздуха в непроходном канале теплопровода с воздушным зазором. Воздух по сечению канала имеет неодинаковую температуру, которая растет в направлении от поверхности изоляционной оболочки к перекрытию канала (на рис. 4 показано сплошной линией) и снижается в направлении, указанном пунктирной линией, т.е. у верхнего перекрытия и вдоль наружной стенки канала от перекрытия к днищу. В процессе охлаждения воздуха у верхнего перекрытия поверхности наружной стенки из него выпадает влага, которая в виде капель стекает со стен канала на его дно. Для защиты изоляционной конструкции теплопровода от капельной влаги, выпадающей на перекрытии, рекомендуется устанавливать поверхность верхнего перекрытия с поперечным наклоном к горизонту. Угол наклона для железобетонных перекрытий может быть принят равным 4—8°. В каналах с воздушным зазором изоляционный слой может выполняться в виде подвесной или монолитной конструкции. На рис. 3 показан пример выполнения подвесной изоляционной конструкции. Она состоит из трех основных элементов: |
Рис. 3. Теплопровод в непроходном кана-ле с воздушным зазором. 1 – трубопровод, 2 – антикоррозионное покры-тие, 3 – теплоизоляционный слой, 4 – защитное механическое покрытие. | |
Рис. 4. Изменение температуры воздуха по поперечному сечению канала 1 – воздушный зазор, 2 – изоляционный слой, 3 – внутренняя поверхность канала. |
а) антикоррозийного защитного слоя 2 в виде наложенных в заводских условиях на стальной трубопровод 1 нескольких слоев эмали или изола, имеющих достаточную механическую прочность и обладающих высоким электросопротивлением и необходимой температуростойкостью;
б) теплоизоляционного слоя 3, выполненного из материала с низким коэффициентом теплопроводности, например минеральной ваты или пеностекла, в виде мягких матов или твердых блоков, укладываемых поверх защитного антикоррозионного слоя;
в) защитного механического покрытия 4 в виде металлической сетки, выполняющей роль несущей конструкции для теплоизоляционного слоя.
Для увеличения долговечности теплопровода несущая конструкция подвесной изоляции (вязальная проволока или металлическая сетка) покрывается сверху оболочкой из некорродирующих материалов или асбоцементной штукатуркой.