Теплопроводы в проходных каналах.

Основное преимущество проходных ка­налов — постоянный доступ к трубопрово­дам. Проходные каналы позволяют заме­нять и добавлять трубопроводы, проводить ревизию, ремонт и ликвидацию аварий на трубопроводах без разрушения дорож­ных покрытий и разрытия мостовых. Про­ходные каналы применяются обычно на вы­водах от теплоэлектроцентралей и на ос­новных магистралях промплощадок круп­ных предприятий.

Требования к изоляционной конструк­ции теплопровода в проходных и полупро­ходных каналах выполняются сравнительно простыми средствами — посредством защи­ты с помощью покровного слоя из гидро­фобного рулонного материала, например полиэтилена или бризола; теплоизоляцион­ной оболочки на трубопроводе от капель­ной влаги, могущей образоваться на пере­крытии и стенках канала и, кроме того, ус­тановкой на подвижных и неподвижных опорах прокладок из материалов, обладаю­щих диэлектрическими свойствами, напри­мер паронита для электрической изоляции металлического трубопровода от несущей конструкции канала и окружающего грунта.

В тех случаях, когда количество парал­лельно прокладываемых трубопроводов не­велико (два-четыре), но постоянный доступ к ним необходим, например при пересече­нии автомагистралей с усовершенствован­ными покрытиями, теплопроводы сооружа­ются в полупроходных каналах (рис. 2).

3.1.2. Теплопроводы в непроходных кана­лах.

Каналы собираются из унифицирован­ных железобетонных элементов разных раз­меров (рис. 3). Для надежной и долговеч­ной работы теплопровода необходима за­щита канала от поступления в него грунто­вых или поверхностных вод. Как правило, нижнее основание канала должно быть вы­ше максимального уровня грунтовых вод.

Для зашиты от поверхностных вод на­ружная поверхность канала (стены и пере­крытия) покрывается оклеенной гидроизо­ляцией из битумных материалов.

 

 

 
 


Рис. 2. Сборный полупроходной канал из железобетонных блоков.   1 – ребристый блок перекрытия, 2 – стеновой блок, 3 – блок днища, 4 – бетонная подготовка, 5 – щебеичатая подготовка, 6 – опорные плиты. При прокладке теплопроводов ниже мак­симального уровня грунтовых вод сооружа­ются попутные дренажи, снижа-ющие мест­ный уровень грунтовых вод по трассе тепло­провода ниже его основания. Основное преимущество теплопровода с воздушным зазором по сравнению с бес­канальным заключается в создании благо­приятных условий для высыхания тепловой изоляции, а сухая тепловая изоляция, как было сказано выше, уменьшает не только тепловые потери, но и опасность химиче­ской и электрохи-мической наружной корро­зии подземного теплопровода. На рис. 4. показано изменение темпе-ратуры воздуха в непроходном канале теплопровода с воздушным зазором. Воздух по сечению канала имеет неоди­наковую температуру, которая растет в на­правлении от поверхности изоляционной оболочки к перекрытию канала (на рис. 4 показано сплошной линией) и снижается в направлении, указанном пунктирной ли­нией, т.е. у верхнего перекрытия и вдоль наружной стенки канала от перекрытия к днищу. В процессе охлаждения воздуха у верх­него перекрытия поверхности наружной стенки из него выпадает влага, которая в ви­де капель стекает со стен канала на его дно. Для защиты изоляционной конструкции те­плопровода от капельной влаги, выпадаю­щей на перекрытии, ре­комендуется устанавливать поверхность верхнего перекрытия с поперечным накло­ном к горизонту. Угол наклона для железо­бетонных перекрытий может быть принят равным 4—8°. В каналах с воздушным зазором изоля­ционный слой может выполняться в виде подвесной или монолитной конструкции. На рис. 3 показан пример выполнения подвесной изоляционной конструкции. Она состоит из трех основных элементов:    
    Рис. 3. Теплопровод в непроходном кана-ле с воздушным зазором.   1 – трубопровод, 2 – антикоррозионное покры-тие, 3 – теплоизоляционный слой, 4 – защитное механическое покрытие.
Рис. 4. Изменение температуры воздуха по поперечному сечению канала   1 – воздушный зазор, 2 – изоляционный слой, 3 – внутренняя поверхность канала.

 

 

а) антикоррозийного защитного слоя 2 в виде наложенных в заводских условиях на стальной трубопровод 1 нескольких слоев эмали или изола, имеющих достаточную механическую прочность и обладающих высоким электросопротивлением и необхо­димой температуростойкостью;

б) теплоизоляционного слоя 3, выпол­ненного из материала с низким коэффици­ентом теплопроводности, например мине­ральной ваты или пеностекла, в виде мягких матов или твердых блоков, укладываемых поверх защитного антикоррозионного слоя;

в) защитного механического покрытия 4 в виде металлической сетки, выполняю­щей роль несущей конструкции для тепло­изоляционного слоя.

Для увеличения долговечности тепло­провода несущая конструкция подвесной изоляции (вязальная проволока или метал­лическая сетка) покрывается сверху обо­лочкой из некорродирующих материалов или асбоцементной штукатуркой.