ОТНОШЕНИЯ «СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Тип воспитательных отношений, которые возникают и развиваются в противоположность авторитаризму (авторитарным отношениям), но их противоположность относительная, ибо результаты получаются часто те же самые. В этих отношениях воспитатели тоже передают воспитанникам готовый опыт, но не организуют их деятельность, а воспитанники могут усваивать передаваемый опыт, а могут не усваивать, они сами организуют свою деятельность, в которой накапливают собственный опыт.

В этих отношениях воспитатели занимают объективную позицию, т.е. действуют в качестве помощников воспитанников, а воспитанники действуют как свободные, относительно самостоятельные накопители готового и нового опыта.

В условиях «свободного воспитания» деятельность воспитанника неизбежно принимает характер потребительский, эгоистический, потому что воспитанник не может сам, без организующего участия старших успешно заботиться об улучшении окружающей жизни (для этого недостаточен его личный жизненный опыт: этого нельзя добиться в одиночку, обособленно — слишком велики трудности), и он неизбежно начинает заботиться прежде всего о себе, бороться за себя, за удовлетворение своих потребностей — на остальное у него уже не хватает ни сил, ни времени...

(Иванов И.П. Лекции по педагогике. — рук.)

 

ОТНОШЕНИЯ ЧРЕЗМЕРНОЙ ОПЕКИ

Тип воспитательных отношений, в которых воспитатели — только или по преимуществу — передают воспитанникам готовый опыт и организуют (прямо и опосредованно, через самих воспитанников) активную и даже творческую деятельность воспитанников по усвоению этого опыта во всех сферах жизни. А воспитанники — только или по преимуществу — овладевают передаваемым опытом в активной, даже творческой деятельности во всех сферах жизни (не только в учебной работе, но и в быту, во время отдыха, в общественной деятельности). Здесь воспитатели занимают активную, «передаточную» позицию, т.е. действуют только или по преимуществу как активные, даже творческие передатчики готового опыта, а воспитанники действуют только или по преимуществу как даже творческие потребители готового опыта — в практической и организаторской деятельности.

(Иванов И.П. Лекции по педагогике. — рук.)