ОРГАНИЗАТОРСКИЙ ПРИЕМ
Действие, позволяющее решить конкретную организаторскую задачу. Например, для решения такой задачи, как распределение поручений между микроколлективами, могут применяться различные организаторские приемы: «жеребьевка», «свободный выбор», «задание», «аукцион» и др.
(Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.99-100)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Задачи, выдвигаемые педагогами в совместной деятельности с воспитанниками и связанные с достижением конкретных практических результатов, с изменениями в характере организации коллективной деятельности. Эти задачи, как правило, требуют формулировок, которые как бы отвечают на вопросы: что обеспечить (значит сделать возможным); во что вовлекать воспитанников, что привлекать в качестве средств, на что опираться, что использовать, что организовывать, что стимулировать, а также чего не допускать и т.п.
(Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.75-76)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Система действий педагогов, направленных на упорядочение разнообразной (разносторонней) развивающей деятельности воспитанников (в условиях школы — прежде всего совместной деятельности).
(Титова Е.В.)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Процесс ее системного упорядочения: в целях и мотивации участников, в содержании, средствах и способах ее осуществления, в связях и отношениях участников, во времени и в пространстве.
(Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.123-128)
ОТНОШЕНИЯ РАЗУМНОЙ ОПЕКИ
Тип воспитательных отношений, в которых воспитатели открыто и скрыто передают готовый опыт воспитанникам, организуя для овладения им активную, творческую деятельность воспитанников, но не сводя к этому воспитательный процесс. В этих отношениях воспитатели действуют как наставники, а воспитанники занимают объективную позицию активных творческих учеников. Именно такие воспитательные отношения строили и обобщали передовые педагоги прошлых времен (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоции, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Я.Корчак, С.Т.Шацкий и др.).
(Иванов И.П. Лекции по педагогике. — рук.)