ОБЪЕКТИВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ТОВАРИЩЕСТВА

Это взаимная забота воспитателей и воспитанников — при ведущей роли воспитателей — в решении воспитательных задач в единстве с решением жизненно-практических задач. Это отношения отражаются в субъективных (личностных) воспитательных отношениях воспитателей и воспитанников — в их отношениях к себе и друг другу как к товарищам по общей творческой заботе, которые могут (товарищеское уважение) и должны (товарищеская требовательность) все более успешно решать все более сложные жизненно практические и воспитательные задачи.

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.13)

 

ОБЪЕКТИВНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

То объективное положение (объективные позиции), которое занимают люди в своей деятельности, интересы, выражающие это положение. Взаимосвязь людей в их деятельности, т.е. их взаимодействие, представляет собой объективные общественные отношения. Важнейшим видом объективных общественных отношений, в конечном счете определяющим характер всех остальных видов, являются производственные отношения, т.е. взаимодействие людей в сфере производства — отношения сотрудничества или, напротив, отношения господства и подчинения. В развитии общества играли и играют существенно важную роль также политические и идеологические отношения. Особым видом объективных общественных отношений являются объективные воспитательные отношения.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.6, 16)

 

ОДНОСТОРОННЕЕ ПОНИМАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Процесс только или по преимуществу открытой передачи готового общественно необходимого опыта и усвоения этого опыта воспитанниками. Это характерно для регрессивных типов воспитательных отношений: авторитаризма, чрезмерной опеки и «свободного» воспитания. Объективная позиция воспитателя в этом процессе — это позиция передатчика готового опыта, объективная позиция воспитанника — позиция пассивного или активного потребителя такого опыта, послушного или «свободного» исполнителя воли воспитателя.

Этот характер взаимодействия отражается в направляющих развитие данного взаимодействия типах субъективных воспитательных отношений: авторитарная требовательность воспитателей к воспитанникам и «уважение» к ним как к послушным исполнителям воли старших; или в «уважении» к воспитанникам без требовательности к ним; или в уважении и требовательности к воспитанникам как активным потребителям готового опыта, активным исполнителям воли воспитателей.

(И.П.Иванов)