МЕТОДИКА
1) Нормативная упорядоченность действий в какой-либо деятельности, а также вербальное ее отражение в форме описания, предписания, представления (мысленного); алгоритм конструирования, организации и осуществления деятельности; алгоритмический процесс осуществления результативной деятельности; алгоритмическое предписание для осуществления результативной деятельности; алгоритмическое описание процесса организации (осуществления) деятельности и способов достижения ее результатов.
2) Область прикладного, «инструментально-практического» знания об организации и осуществлении результативной деятельности.
(Титова Е.В.)
МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
Может пониматься как алгоритм конструирования и организации воспитательного процесса, а также алгоритмическое предписание для осуществления результативной воспитательной деятельности.
Это обобщенно-родовое понятие, обозначающее определенный класс педагогических явлений и содержательно характеризующее каждое из них. Методика воспитания представляет собой целостный образ логически организованного процесса осуществления результативной воспитательной деятельности в соответствующих условиях (педагогических, социальных, психологических и т.д.) системы социального воспитания (См. «Методика»).
В другом значении — это систематизированные знания об организации воспитательного процесса и целесообразных способах достижения воспитательных результатов.
(Титова Е.В. Методика воспитания: методологические аспекты. — СПб, 1996. — С.4-9)
МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (методика коллективной организации деятельности, «методика Иванова»)
Авторская методическая система И.П.Иванова, характеризующаяся следующими признаками: стратегия «общей заботы об улучшении окружающей жизни», тактика воспитательных отношений «содружества старших и младших» в совместной творческой деятельности, технология «коллективной организаторской деятельности».
(Титова Е.В.)
МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Представляет собой единство трех сторон:
- планирование и осуществление воспитательной работы по тематическим периодам;
- реализацию стадий коллективной творческой деятельности воспитателей и воспитанников;
- применение системы функций товарищеской воспитательной заботы.
(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.59)